Разговор по душам

Магда Кешишева
     Никогда ни о чём не жалейте вдогонку,
     Если то, что случилось, нельзя изменить.
                \Андрей Дементьев\

  Эта исповедь немолодой уже женщины была до того неожиданной, что ещё долго я не могла  успокоиться. И вспомнила всем нам хорошо известную Анну Шатилову, нашего легендарного диктора телевидения и красивую женщину, которая призналась в том, что никогда не согласилась бы принять участие в двух передачах - "Кто хочет стать миллионером?" и "На самом деле".

   Я абсолютно согласна с Шатиловой: неловко было бы перед всей страной показаться недостаточно образованной в первой передаче и, наверняка, в жизни каждого из нас есть моменты, которые не следует знать никому, а значит, не хотелось бы держать ответ перед полиграфом  - во второй. Я вам признаюсь: мне очень хотелось бы испытать удачу в передаче "Слабое звено". Но ведущая, Мария Киселёва, мне очень не импонирует бестактностью, дерзостью, даже прямым оскорблением и унижением игроков. Вот поменяли бы ведущую...

   Думаю, непросто жить, храня какую - то тайну, даже нисколько не бросающую тень ни на  жизнь твою, ни на поступки. Человеку необходимо высказаться, если что - то гнетёт его годами, мысленно возвращая в прошлое, не давая покоя в бессонные ночи.

   В жизни женщины, о которой пойдёт речь, всё было настолько просто и ясно, что   слушая её неторопливый рассказ, мне было и жалко её, и немного досадно, что ничего нельзя исправить.
   В июне 1941 года, когда началась война, ей было без малого четыре годика. Её  папа ушёл на фронт в первые же месяцы, оставив молодую жену и ребёнка, и твёрдо обещал вернуться.
 - Все тогда верили, что война быстро закончится, что невредимыми вернутся к своим семьям... Знали бы они, рождённые в 21, 22 годах, что именно их сверстники, в основном, останутся навсегда лежать на полях сражений... Не буду говорить, ценой каких усилий мы выжили... мама, бабушка, дедушка, и я, маленькая. Знаете, я на всю жизнь запомнила проводы папы... Лица его я не помню, но помню другое... Много, очень много людей, старых и молодых... Кто - то плакал, вытирая слёзы кулаком, и крестился. А я не понимала, почему эти люди плачут: играет музыка, кругом цветы, молодые парни - красивые, в форме... Мы стояли на тротуаре, а на проезжей части - красноармейцы, и  невысокий мужчина читал какие - то списки... Папа тоже стоял среди солдат. Я звала его, звала, а потом вырвала ручку, которую мама крепко держала, и побежала к папе... Помню, как я обняла его за ноги, а он обеими руками поднял меня над головой... широко улыбнулся... Потом крепко поцеловал и поставил на ножки... Он что - то говорил... жалко, не помню, что...

   Я слушала, не перебивая, и понимала, что не это хотела сказать женщина, и почему - то растягивала рассказ, словно боялась перейти к сути его.
 - Вы знаете, что папа мой погиб...
 - Да, я помню вашу маму и бабушку. Дедушка ваш долго болел, потом умер.
 - Когда пришла похоронка, он совсем плох стал... не вынес. Женщины крепче. Бабушка держалась, маме помогала, меня растила. Я никогда не забуду её доброту, её сказки, песни. Она даже игрушки мне мастерила: кукол - из лоскутов, мячики  - из тряпок шила мешочки и заполняла их кукурузой. А одевала меня тоже бабушка, перешивая из своих юбок и платьев одежду мне. Бабушка долго жила. Её не стало, когда я уже училась на первом курсе института.

 - Скажите, а, может ...
 - Вы хотите спросить, ЧТО я хотела вам сказать, и зачем так долго не решаюсь ...
 - Нет, я хочу сказать, что, вероятно, вас мучает что - то из той, прошлой жизни, и ... стоит ли теребить прошлое, если это больно?
 - Понимаете, в последнее время по телевизору показывают людей, которые приходят из прошлого, чтобы что - то найти в настоящем, что - то получить, урвать. Никаких чувств, никакой любви, никакого тепла, желания приобрести родного человека. Одна выгода! У тебя есть, дай мне! Становится стыдно за женщин, когда - то, от кого - то родивших детей, и совершенно не думающих  о том, КАК они выглядят в глазах собственного ребёнка, когда  пытаются доказать, что мужчина, который и понятия не имел о их беременности, видите ли, отец ребёнка.
   Сколько раз мне хотелось, чтобы кто - то спросил у них: - "Милая женщина, этот мужчина вас не насиловал, вы сами, добровольно вступили с ним в незаконную связь. Зачем же вы теперь ищите защиты у закона?! Как вас вообще следует называть? И не говорит ли вам ваш ребёнок: - "Мама, а тебе не стыдно? Как ты могла вступить в отношения, не будучи замужем, с мужчиной, или - хуже того - с женатым мужчиной?"

 - Но, Бог им судья. Великий Руставели говорил - "Из кувшина может вытечь только то, что было в нём", так что не будем судить их. Вернёмся к нашим баранам, как говорят. Я хочу рассказать вам то, о чём  молчу всю жизнь. Маму не хотела  огорчать, а открыться бабушке боялась, так как  она могла сказать маме.
   Женщина тяжело вздохнула и продолжила:
 - Теперь, когда давно нет ни мамочки, ни бабули, когда и мне пора в путь собираться, хочу облегчить душу.
   Жили мы в коммунальной квартире, хотя война давно закончилась. Но, как дружно жили! Всё пополам, как могли поддерживали друг друга, всем делились. Сейчас всё иначе... Когда я уже училась в седьмом классе, к нам поселились новые соседи: муж, жена, девочка лет десяти, и сын, мой ровесник. Супруги были учителями в соседней мужской школе. С их детьми я быстро подружилась. Мы ходили в гости друг к другу, играли, слушали пластинки, обменивались книжками.
   Однажды соседка позвала меня к себе в комнату и спросила, как звали моего папу, и  нет ли у меня родственника, мальчика на три года старше меня. Я ответила, что, вроде, нет, но я могу спросить у мамы и бабушки. Но она поспешно сказала: - "Нет, нет, никому говорить не надо... У меня в классе есть мальчик, у которого такая же фамилия, как у тебя. А у тебя фамилия очень редкая, я и подумала, что, возможно, вы родственники".

   Я, конечно, никому ничего не сказала. Прошло  дня три. Видимо, соседка имела такой же разговор и с мальчиком, а он рассказал всё своей маме. Прошло ещё несколько дней и соседка - по секрету - сообщила мне, что к ней в гости придёт одна женщина, которая хочет меня видеть. И снова эта учительница попросила ничего не говорить ни маме, ни бабушке.

   Дело в том, что днём мама работала, а бабушка, накормив меня после школы, занималась хозяйством, вязала или шила. И, когда в тот день соседка зашла к нам и попросила у бабушки разрешения взять меня к себе, бабушка спокойно меня отпустила.
   Войдя в комнату, я увидела худую, темноволосую женщину с орлиным носом и глубоко посаженными серыми глазами. Перед ней, на столе лежал альбом для фотографий. Знаете, я и сейчас помню её пронзительный взгляд... Она попросила меня подойти ближе, обняла и поцеловала. У неё были очень холодные губы, и мне стало не по себе. Потом женщина открыла альбом и я увидела фотографии ...моего папы, много фотографий... В комнате стояла тишина. Я слышала стук своего сердца. Мне хотелось спросить, откуда у этой чужой женщины фотографии МОЕГО папы? Но я не могла говорить. И вдруг слышу тихое: - "Как ты похожа на папу... Костик больше на меня похож". Мне всегда мои родственники говорили, что я на папу похожа, но слова этой женщины словно обожгли меня, особенно упоминание какого - то Костика.
   Я выскочила из комнаты и побежала по длинному каридору. Вбежала в нашу комнату, не зная, как себя вести. Но бабушка что - то кроила, склонившись над столом, и не обратила внимания на мой вид.
 - А, что было дальше?
 - Дальше... ничего не было... Вскоре маме на работе дали однокомнатную квартиру в другом районе и мы переехали. Но, знали бы вы, как я переживала случившееся! Ведь мне было 13 лет. Какие только мысли не рождались в голове! Получалось, что этот Костик  похожий на свою маму, мог быть похожим на моего папу, то есть МОЙ папа -  и ЕГО папа ТОЖЕ... Этот Костик старше меня. Получается, что он уже был, когда родилась я...  Проходили годы, но ни женщина, ни её сын, не искали меня. Почему? И вот я думаю, правильно ли я тогда поступила, никому ничего не сказав? А, если я брата оттолкнула? Как сложилась его судьба? Может быть, я нужна была ему?

  Однажды, через много лет,  я натолкнулась на статью журналиста - однофамильца  с первой буквой имени - К. в одной из центральных газет, и написала ему письмо. В письме я изложила ТУ историю и попросила ответить мне, он ли тот Костик.
 - И он ответил?
 - Нет, не ответил... Я подумала, что письмо могло затеряться и послала второе, заказное... Письмо обратно не вернулось... Ответа тоже я не дождалась... Жаль...
Если бы ему нужна была  сестра, как мне - брат, он бы ответил. Такая история, моя дорогая... Знаете, я пыталась его как - то оправдать. Думала, что он испугался.
 - Чего он мог испугаться?!
 - Он мог подумать, что мне что - то надо от него... Но я же писала, что у меня есть всё, что мне надо только ЗНАТЬ...
 - Не надо себя казнить. Бог ему судья. А когда вы промолчали, вам не хотелось маму огорчать, хотя, если у вашего папы до встречи с вашей мамой была жена, она, наверняка, знала об этом. Сегодня трудно делать какие - то догадки.
 - Да, конечно, но мне всегда так хотелось иметь брата... И у моих дочерей нет брата... Знаете, я очень хотела  сына... я бы назвала его именем папы. Не получилось...
 - Вам не следует огорчаться: у вас такая замечательная семья, дай Бог каждому!
 - Да, я, безусловно, счастливая женщина, но... брат не был бы лишним ...

   P.S. На фото - самый знаменитый военный плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе.