Свежий воздух

Миша Сапожников
Я работал в проектном институте, наш отдел из тридцати человек занимал комнату площадью 60 м2, то есть по два м2, а по нормам положено четыре м2 на человека. Сидели мы очень тесно, пройти к своему столу было трудно. В комнате было постоянно душно, кондиционеров тогда не было, только вентиляторы в форточках. Одни сотрудники пытались открыть створки окон или форточки, другие – закрывали, боялись  простудиться от сквозняков. От этого часто происходили конфликты между сотрудниками.

Однажды у нас появилась новая сотрудница. Её муж был военным, его часто переводили служить по стране и даже за границу. Приехали они из Болгарии, где он   служил последнее время. Она была красивая женщина, с хорошей фигурой. На работу ходила в брюках с распущенными,  прямыми, длинными волосами. У нас в то время  женщины на работу так не ходили. Когда она шла по коридору с гордо поднятой головой, все смотрели ей в след: и мужчины и женщины. Конечно, женщины ей завидовали и невзлюбили. Она делала всё назло им и начальнику. Звали её  Валентина Дуболазова -  необычная фамилия.

Валентина жутко боялась сквозняков, она постоянно закрывала окна и форточки. Я попытался как-то открыть створку окна, она подбежала и силой захлопнула её, даже стекло задребезжало, но не разбилось. Все столы у стены с окнами стояли торцами к ней, а Валентина повернула свой стол лицом, что ещё больше затруднило проход. Зато она сидела лицом к форточке, которую заклеила куском ватмана. Начальник не выдержал, а он был грузный, молча, залез на её стол и содрал ватман, а затем со всей силы, развернул стол торцом к стене вместе с Валентиной, потом сел на своё место весь красный и злой.

Тут не выдержала Валентина:
- Хам, накурился, что дышать невозможно. Что бы ты сдох! – произнесла Валентина.
- Не дождёшься, вредина. - Спокойно сказал начальник
- Долго пахнуть будешь. – Парировала Валентина.

Многие сотрудники пытались прихватить к отпуску недельку, десять дней и приносили справки от врачей, якобы они болели разными болезнями во время отпуска. Начальник понимал это, но терпел. Одна женщина принесла справку, что у неё был стригущий лишай, и даже срезала волосы под мальчишку, вроде бы они отрастают после болезни. Мужчина каждый год приносил справку, что у него был фурункул. Валентина каждый год приносила справку от гинеколога, что сделала аборт. Начальник не выдержал и сказал ей:
- Ты детоубийца, каждый год убиваешь своего ребёнка, тебя судить надо.
- А я даю судье, он меня не посадит.

У нас был заведён журнал опоздавших. Валентина в нём фигурировала каждый день. С ней беседовали начальник отдела и главный инженер проектного института, уговаривали не опаздывать, иначе уволят с работы, но тщетно – она продолжала опаздывать. Из-за этого ей одной в отделе не присвоили звание: «Ударник Коммунистического Труда». У всех сотрудников были пачки «Почётных грамот», у неё ни одной.

И всё же Валентина простудилась. Когда она вышла на работу после болезни, то поставила условие, чтобы её стол поменяли с кем - ни будь у глухой стены. Меняться с ней никто не захотел, пришлось это сделать начальнику.

Кончилось тем, что её мужа снова перевели служить в другой город, и Валентина уволилась с работы. Все с облегчением вздохнули, особенно начальник. Но борьба с окнами и форточками за свежий воздух продолжилась.