Ч. 2 Эдвард Эллсберг - спасатель

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2018/05/23/1472

Эдвард Эллсберг, занимавшейся спасением крейсера ПВО, был незаурядным человеком. Он родился в еврейской семье, которая в конце 19-го века эмигрировала из России, спасаясь от погромов. Родился и вырос он далеко от моря.

Тем не менее, Эдвард решил связать свою судьбу с морем. Он был в числе нескольких евреев, которых допустили к сдаче экзаменов в военно-морскую академию в Аннаполисе. 1914 году он блестяще окончил академию, был первым в выпуске.

Но на этом Эллсберг не завершил своё образование. В 1920 году он также прекрасно окончил Массачусетский технологический институт, был награждён за успехи в учёбе грамотой, а в 1929 году с отличием окончил Колорадский университет в Боулере.

После окончания академии Эллсберг служил на флоте. Он стал одним из первых подводных пловцов, специализировался в спасении людей и судов в море.

В ночь на 25 сентября 1926 года подводная лодка S-51 столкнулась с грузовым судном «City of Rome». Это случилось в районе острова Блок в четырнадцати милях от Нью-Йорка. Из 36 подводников спаслись только трое.

Затонувшую подводную лодку подняла со дна команда, которой руководил капитан-лейтенант Эдвард Эллсберг. За эту трудную и опасную работу Эллсбергу специальным актом Конгресса присвоили звание капитана 3 ранга и наградили  медалью «За выдающиеся заслуги».

С того времени Эллсберга на флоте за глаза звали «коммандер Эллсберг», даже когда он стал контр-адмиралом. Звание коммандер соответствует российскому званию капитан 3 ранга.

В том же году Эдвард Эллсберг уволился в запас и стал работать главным инженером крупной нефтеперерабатывающей компании «Tide Water Oil Company».  На гражданской службе у нашего героя открылся ещё один талант: он оказался великолепным рассказчиком и писателем.

Первая книга, которую написал Эллсберг, называлась на «На дне», как пьеса Алексея Максимовича Горького, только дно было настоящим. В книге описывалась драматическая история подъёма подводной лодки S-51.

В 1927 году он добровольцем принял активное участие в спасении подводной лодки S-4, которую протаранил эсминец в районе мыса Код на северо-восточном побережье США. Погода была штормовая, тем не менее, спасатели делали всё возможное в их силах.

Последние шесть человек, оставшиеся в живых, находились в носовом торпедном отсеке. Когда кислород был у них уже на исходе, азбукой Морзе они простучали: «Есть ли надежда?». И в ответ простучали: «Надежда есть. Делается всё возможное».

Но надежды, спасатели понимали, не было. Эти шестеро, лейтенант и пять матросов, погибли, как и все остальные члены экипажа – сорок человек. Эллсберг об этой операции написал книгу «Подлодки».

Его книга вдохновила Голливуд на создание фильма «Ад внизу». Когда началась вторая мировая война, Эллсберг немедленно вновь поступил на службу. Он работал в адской жаре, без штаба и без административной поддержки в порту Массава, Эритрея.

Ему удалось спасти большой плавучий сухой док и несколько кораблей, которых затопили немцы, чтобы заблокировать вход в гавань.

Корабли, спасённые и восстановленные командой Эллсберга, вошли в состав американского флота в Средиземном море. За этот подвиг указом президента ему присвоили звание капитана 1 ранга и наградили орденом «Почётного легиона».

Позже он рассказал о своей работе по подъёму судов в книге «Под солнцем Красного моря». Затем Эллсберг работал в портах Северной Африки под командой английского адмирала Каннингхема, командующего британским Средиземноморским флотом. Эту службу он описал в книге «Ни знамён, ни фанфар».

Измученный невероятным напряжением на службе в условиях жаркого климата, Эллсберг по настоянию врачей был отправлен для отдыха и восстановления сил на родину. Однако перед вторжением в Нормандию его вызвали в Англию.

По его планам создали гавань Малберри у Нормандского берега, и под его руководством из 89 повреждённых или затопленных судов построили искусственные гавани для высадки с кораблей десанта.

Английское правительство присвоило Эллсбергу звание «Офицера Ордена Британской империи», форму одной из высших наград в Англии. Об этой своей работе Эдвард Эллсберг написал книгу «Дальний берег».

После войны он служил до 1951 года. Получил звание контр-адмирала. Этот талантливый инженер, организатор, моряк, водолаз, увлёкся историей, написал несколько очень интересных  книг, которые были изданы большими тиражами.

Выйдя в отставку, он продолжал консультировать по различным техническим проблемам, связанным с подъёмом затонувших судов.

Эдвард Эллсберг умер в 1983 году в возрасте 91 год.

На фотографии: вид памятной плиты на могиле адмирала.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/06/15/822