Нации в Баку

Григорий Аванесов
ТАТЫ, АШКЕНАЗЫ, АРМЯНСКИЕ ЕВРЕИ (ванские), ЗОКИ, КРИПТОЕВРЕИ, КАРАИМЫ, ЛАХЛУХИ, РУССКИЕ-СУББОТНИКИ, Азербайджанцы.

                АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

Азербайджанцы — тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана.
Верующие азербайджанцы преимущественно исповедуют ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб). Ранее называли татар (то есть азербайджанцев) и персов «одним общим позорным именем Аджам». Во внимание принимался только факт принадлежности к шиитскому толку Ислама.

Их также называли «тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». Зоки именовали азербайджанцев курдами. Жители, ведшие полукочевой образ жизни и сохранившие пережитки патриархально-племенных отношений, именовали себя по племенной или родовой принадлежности.

Азербайджанский язык долгое время назывался тюркским. Азербайджанцы Ирана называют себя «тюрками». Азербайджанцы являются народом смешанного происхождения. Согласно Шнирельману, консолидированного этноса никогда не существовало, население Кавказской Албании представляло собой конгломерат из 26 племён.

Эти племена представляли собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза. По мнению В. А. Шнирельмана, консолидация тюрок Северного Азербайджана продолжалась вплоть до 1920—1930-гг.

В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличающиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту.

        Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа.

        Афшары — первоначально они были известны как одно из 24 огузских племён. Современные афшары считаются этнографической группой азербайджанцев и расселены по всему Ирану.

        Баяты — огузское племя, являются субэтнической группой как азербайджанцев, так и туркмен.

        Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам. Делятся на семь племён.

        Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии. Распадаются на племена: теркавюн (другое название — борчало, считается «ханским племенем»), сарал, араплы, джан-ахмеди, чахарлы, улачлы.

        Падары — У них дольше, чем у других этнографических групп азербайджанцев, сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта. Первоначально под таким названием было известно одно из огузских племён, которое при Ильханидах было переселено из Туркестана в Азербайджан (южнее от реки Аракс). В XVI веке они поселились также на территории нынешней Азербайджанской Республики. Позднее этнонимом «падары» северные кумыки, а также часть высокогорных даргинцев, аварцев называли терекеме.

        Шахсевены — расселены главным образом в Иране и на юге к Араксу в Джебраильской степи. Делятся они на племена: инанлу, бегдади, усанлу. Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда (ныне Казахский, Акстафинский и Таузский районы Азербайджана) Кадырлы и Каралал.

                ТАЛЫШИ

http://proza.ru/2018/09/29/1499

                НЕМЦЫ

http://proza.ru/2018/09/29/1526

                ТАТЫ

Когда евреи осели на территории Азербайджана и Дагестана, то там уже жил такой народ — таты, мусульмане иранского происхождения, их еще иначе называют кавказскими персами, которые тоже занимались торговлей.

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».
Разные источники выдвигают разные гипотезы о этом народе.

                АШКЕНАЗЫ

Особенно яркие проявления расизма наблюдаются у ашкеназов — выходцев из бывшего СССР: многие из них откровенно презрительно относятся к «этим черным» евреям и явно не чувствуют себя одним с ними народом. Зазнались ребята.

                АРМЯНСКИЕ ЕВРЕИ (ванские)

История армянских евреев насчитывает две тысячи лет. Их появление на Кавказе связывают с Навуходоносором, однако позже их судьбой занимались армянские цари. Они специально расселяли их по царству, вплоть до того, что «ходили в Палестину и брали в плен много евреев», полагая, что это поможет процветанию их страны. Среди них много хороших ремесленников.

Дагестанцы хорошо относятся к армянам, несмотря на разные вероисповедания. Эти народы давно живут бок о бок, не раз плечом к плечу поднимались против разных завоевателей. Часто дагестнцы привозили на продажу в Баку барашков и черную икру.

                ЗОКИ

Зоки — этнографическая группа в Армении. Общаясь с стариками нашего рода, я много слышал об еврейских корнях зоков.  Среди армянского населения принято считать их «армянскими евреями». Они имеют внешние отличия от армян. Предполагается, что зоки — это принявшие христианство евреи.

Евреи не считают зоков евреями, так как они не чтут тору и талмуд. Возможно зоки - криптоевреи. Как обошли правило Торы армянские евреи, почему они решились на переход в нелегальное положение (стали криптоевреями). Сейчас часть армянских евреев возвращается к иудейству.

Сами евреи не считают зоков евреями, так как они не чтут субботу и основные законы Торы. Но это не значит, что они армяне.

Зокский диалект — это один из 250 диалектов армянского языка, похожий на сюникский диалект. То что зоки говорят на армянском не делает их армянами.

Внешне женщины зоков очень отличались. Они были красивы, имели тонкие черты лица. Они отличались от остальных армян и по антропологическому типу, поскольку были голубоглазыми и светловолосыми. Некоторые считают, что они похожи на предков армян.

                КРИПТОЕВРЕИ

Криптоевреи — евреи скрывающие (возможно вынужденно) своё  еврейское расовое происхождение (запрещено еврейскими обычаями). Это достигается путём принятия псевдонима или фамилии одного из нееврейских предков или даже жены, хотя бы и бывшей. Некоторые изображают из себя активных (чаще всего, чересчур активных) антисемитов.

Внешне криптоевреи являются мусульманами или христианами, но в тайне соблюдают некоторые иудейские обряды. Невозможно точно определить группу евреев, которые представляют собой истинную, чистую, первоначальную расу.

В процессе перехода евреев в скрытое состояние одним из первых шагов в этом направлении является замена еврейских имен и фамилий на гойские (армянские, грузинские, мусульманские).

Существует версия: "На   самом  деле И. Алиев никакой  не  турок и  даже  не  курд. Он  давно   забыл  о   своей курдской  крови по   сути  являясь  отступником. На  самом  деле исскуственную  страну  под  выдуманным  названием  Азербыйджан создавали, создали  и руководят  сейчас массоны крипто-евреи  мусульмане..." http://maxpark.com/community/5069/content/2451428

Снятие ограничений в стране для евреев означает приход к власти криптоевреев. Правило верное для любого времени и государства. Сегодня в «демократической» России наблюдается противоположная тенденция: евреи меняют свои «окологойские» фамилии на еврейские, правда не очень часто.

                КАРАИМЫ

Караимы, хотя они считаются лишь частично евреями, но сами утверждают, что являются прямыми потомками древних евреев. Они последователи чистого монотеизма и не признают Талмуд. [Из-за этого и все их проблемы, включая сомнения остальной части еврейства в их подлинном «еврействе».] Секта караимов возникла как реакция на все возраставшее влияние раввинов и талмудизма.

                ЛАХЛУХИ
 
Это курдские евреи, которые разговаривают на еврейско-арамейском языке. Лахлухами считаются евреи Иранского Азербайджана — те говорят на местном еврейском говоре азербайджанского. В Закавказье лахлухи стали жить в XX веке. Они селились в Баку и Тбилиси. Многие после войны были высланы в Сибирь, но во время оттепели вернулись в Баку.

                РУССКИЕ-СУББОТНИКИ

На Кавказе представлены единично. Происходят от сектантов-субботников, которые селились на Кавказе. Движение субботников зародилось в XVIII веке в центральной России среди крестьян. Члены общин соблюдали иудейские праздники, сами называли себя гур (гиюр), то есть людьми, обращенными в иудаизм. Во времена правления Николая I их насильно отселяли на окраины России – в Закавказье.

                МОЛОКАНЕ

Молокане отрицали божественное право царя на власть, отвергали иконы, православные посты, военную службу, употребление нечистой пищи и другие обряды, включая крещение водой.

Молокане не верят в Троицу, не чтят икон, не понимают богослужений в соборах. По этим причинам молокане считались еретиками и сурово преследовались. Молокане пришли с Тамбовщины.

Большинство молокан живут особыми общинами. Что дало им возможность в течение почти двух столетий сберегать вдали от исторической родины свои веру, обычаи, русскую культуру.

Молокане весьма консервативны и скромны в поведении - не пьют, не курят, не едят запретного свиного мяса. Мужчины их зачастую носят окладистые бороды. Женщины одеваются как в 18 веке.

                ГРЕКИ

Греки в Азербайджане являются одним из национальных меньшинств Азербайджана, численность которого относительно ниже соответствующих меньшинств в Грузии и Армении. Составлена преимущественно из потомков понтийских греков, покинувших Османскую империю. Согласно неполной общинной статистике, в Азербайджане насчитывается 535 человек. В основном они проживают в Баку.

               ***                ***                ***

Перепись 1903 г. зафиксировала в Баку и пригородах, 155,9 тысяч человек населения, из которых 36,4 % составляли кавказские татары (ныне азербайджанцы), 33,9 % — русские и 17 % — армяне. Баку, однозначно, был одним из наименее антисемитских городов Российской империи. В 1988—1990 гг. в городе происходили беспорядки, которые переросли в армянские погромы.

Армяне (самоназвание хай) как этнос сложились в Малой Азии в IX-VI веках до н.э. До того их предки обитали в исторической области Фракия на Балканах.

Теперь армяне покинули Баку. Кому-то это нравится. Сомневаюсь, что стали много лучше жить простые жители.

Это компиляция из разных источников. Собрано по "крошкам". Место святое и "теплое" - многие в Баку стремились!

ПОЧЕМУ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ БАКУ В 19 ВЕКЕ НЕ ЖИЛИ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ? http://proza.ru/2020/05/16/331

РЕЦЕНЗИЯ на «Нации в Баку. Первая версия» Михаил Струнников от 01.03.2019

В былые времена у азербайджанских была собственная гордость: в Азербайджане ещё в IX веке воевали под красным знаменем. В начале восьмидесятых об этом был фильм "Бабек". Заглавный герой - надежда всех угнетённых. Его, врага мусульманской веры, поддерживают восставшие арабы-мусульмане. (В принципе возможно: помогали же касимовские ханы брать Казань, а верный Православию князь Курбский служил королю-католику.) Но вряд ли Бабек был азербайджанским тюрком. Тюрки из Средней Азии помогли халифу подавить восстание. Видимо, в ходе этих событий и началась тюркская колонизация края. Но этих нюансов не касались: "в Мордовии - значит, мордвин". У нас и персидский поэт Низами считался азербайджанским. А Фирдоуси записали в таджики: "белорусский поэт Пушкин" - примерно то же самое.

РЕЦЕНЗИЯ на «Нации в Баку. Первая версия» Ирина Склярова от 08.04.2019

Слышала , как при встрече в Израиле евреи, приехавшие из России, спрашивали друг друга:"АШКЕНАЗИ?"
и СРАЗУ ОТВЕТ ДАВАЛИ ОДИНАКОВЫЙ. Видела,что им это приятно. Теперь понимаю почему.
Хотя там были ещё и фаради. Но никто в этом не признавался.
Ашкенази-европейский еврей, а фаради- иранский.
Фаради имеют очень темный цвет лица, но люди необыкновенные: культурные , доброжелательные. Просто "душки".

РЕЦЕНЗИЯ на «Нации в Баку. Первая версия» Ирина Арапова от 30.05.2019

Прочла с интересом.
Не знала, сколь тонки различия и сложны взаимоотношения между народами, живущими бок о бок.
О Баку 60-х, как о многонациональном городе, тогда благополучном, рассказывал папа.
В моей Воронежской области до сих пор сохранились села субботников, соблюдающих традиции, по национальности они русские, по вероисповеданию - иудеи. Часть из них уехали в Израиль.

Рецензия на «Нации в Баку. Первая версия» Каким Бейсембаев от 31.07.2019

Мало, что знал про народы и историю Азербайджана, Вы просветили, хочется узнать подробнее, и когда страна начала называться Азербайджаном

Рецензия на «Нации в Баку» Леда Шаталова от 21.01.2020

 Благодаря вам, узнаю много нового! Спасибо!

Рецензия на «Нации в Баку» Надина 06 от 01.03.2020

Какая титаническая работа! ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! А в России только в семьях знают о своей нации в нынешнее время. Мой муж татарин и паспорт у него был на трёх языках: русском,татарском и мордовском.А потом всех стали величать россиянами и только по коду в паспорте(шифр) знают кто какой национальности в эРэФии...
С уважением к автору.
Надежда.