212 Начальник всегда прав 23-26 марта 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

212. Начальник всегда прав.  23-26 марта 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, Пятница 23 марта 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 4.3°C, средняя: плюс 7.5°C тепла, макс.: плюс 12.7°C тепла, без осадков; суббота 24 марта 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 4.7°C, средняя: плюс 8.9°C тепла, макс.: плюс 15.5°C тепла, без осадков; воскресенье 25 марта 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 2.6°C, средняя: плюс 9.6°C тепла, макс.: плюс 19.1°C тепла, без осадков; понедельник 26 марта 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 4.5°C, средняя: плюс 11.5°C тепла, макс.: плюс 20.7°C тепла, без осадков.

Корабельная стенная газета с поздравлением всех моряков БПК "Свирепый", успешно сдавших экзамены на классность (по данным приказа командира корабля о поощрении личного состава - автор) на фоне прославления отличников ВМФ, который у нас пока не было, вызвало небывалый ревностный ажиотаж. Многие матросы, старшины, годки, подгодки и даже мичманы с раздражением и злостью говорили мне: "Ты сам то на какой класс сдал экзамен? На третий? Так сиди себе в звании старшего матроса и не вякай! Ты попробуй хоть на второй или на первый класс сдай, тогда и рот открывай!". Только заместитель командира корабля капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин поддержал меня, одобрил мой красочный рисунок знака "Отличник ВМФ" и дал "добро" на вывешивание стенгазеты в коридоре личного состава корабля. "Ничего!", - сказал мне Дмитрий Васильевич. - "Пусть немного побесятся, зато острее и желаннее будет стремление к совершенству, но ты, Александр, - держись!". Я держался...

Сначала я запирался в ленкаюте, никому не открывал, мотивируя тем, что занят срочным делом, потом начал потихоньку пускать по вечерам своих друзей и товарищей и Славка Евдокимов, мой новый друг и боевой товарищ, рассказывал, какие "козни" готовят мне годки и подгодки. Потом что-то в настроении моряков БПК "Свирепый" изменилось, потому что мы вновь начали усиленно выходить в море по учебно-боевым тревогам, чтобы "отточить наше воинское умение управлять кораблём и оружием". Всё чаще в море начали звучать команды и рапорты с боевых постов гидроакустиков и радиометристов, которые тренировались в поиске воздушных, наземных и подводных целей. Мы уже усиленно готовились по программе курсовых задач "К-2", ПВО, ПЛО и ПДСС. Я тоже включился в этот общий процесс, но только по вопросам своей политслужбы. Теперь нам с замполитом нужно было наполнить конкретным содержанием (мероприятиями и делами) всё то, что было утверждено приказом командира корабля и поддержано решением общего партсобрания БПК "Свирепый" по организации культурно-досуговой работы на корабле. Мы с замполитом чувствовали, что все: командир, старпом, командиры боевых частей, годки, подгодки, старшины и молодые матросы ждали от нас чего-то интересного, необычного, значимого.

Практически ежедневно Дмитрий Васильевич Бородавкин приходил в ленкаюту и заводил разговоры о том, как лучше, чем и какими мероприятиями улучшить и без того налаженную работу по культурному досугу экипажа корабля. Обычно, он предлагал давно набившие оскомину мероприятия: игру в шахматы, в домино, перетягивание каната, лекции, викторины, но когда я сказал, что "хорошо бы организовать диспут на какую-нибудь интересную тему", то он категорически воспротивился...

- Никаких диспутов! - воскликнул замполит. - Какие ещё диспуты?! Всё и так ясно! Нечего тут дискутировать, надо дело делать. Есть решение партии? Вот и выполняйте это решение!

Дмитрий Васильевич Бородавкин всегда и со всеми говорил и разговаривал на "вы", изредка, по настроению, в рабочей обстановке "один на один", он допускал обращение ко мне на "ты", но всякий раз, когда я выходил "за рамки допустимого", он вспоминал, что я простой матрос и зовут меня "никак"... Я про себя думал, что "решение партсобрания - это не решение партии", но спорить и сопротивляться было бесполезно, потому что: "Начальник всегда прав, а когда не прав, то это реализация его прав".

С пятницы 23 марта 1973 года в Балтийске началась настоящая весна, которая стремительно теплела, распускалась почками и листочками на деревьях, искрилась миллиардами солнечных зайчиков на ряби в Военной Гавани ВМБ Балтийск, освежала прохладным чистейшим морским бризом и ласкала жаркими жгучими солнечными поцелуями. Настроение было праздничным, возбуждённым, наполненным страстными желаниями, позывами и хотениями...

Дмитрий Васильевич Бородавкин уже сам, без моего участия, принёс мне свой настольный календарь памятных и праздничных дат и предложил впервые поздравить от экипажа БПК "Свирепый" гидрометеослужбу базы и Балтфлота с их профессиональным праздником "Всемирным метеорологическим днём". Этот праздник (англ. World Meteorological Day) празднуется ежегодно 23 марта, начиная с 1961 года, так как в этот день в 1950 году была организована Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Я этого не знал, это было очень интересно, так как от метеосводок зависело многое для боевого корабля в открытом море.

Оказалось, что ежегодно ВМО объявляет свой девиз года, но я не знал девиза 1973 года, поэтому, не моргнув глазом, предложил свой: "Погода, климат и вода - наши лучшие друзья". Дмитрий Васильевич посмеялся и сказал: "Придумай что-нибудь для поздравления". Я тут же, не сходя с места, написал торопливо несколько строчек...

Погода, климат и вода - наши лучшие друзья,
Только климатологи этого не знают,
Портят нам погоду, климат ворошат,
Воду нам за шиворот вылить норовят.
Ветер, дождь и шквалы наколдуют нам,
Чтобы неповадно было нашим и врагам.
Но мы вас не хаим, колдуны невзгоды!
Мы вас поздравляем - вы друзья погоды!
Наколдуйте в мае нам побольше солнца,
Чтобы мы испили ДМБ до донца!
Наколдуйте штормы всяким супостатам,
Ну, а нам попутно ветра в паруса,
Глади моря чистой, глубину без мелей,
Синь небес воздушных, словно поцелуев,
И удачи страстной, что ведёт к Победе!
С праздником вас поздравляем!
Счастья, радости желаем!
Чтоб прогноз ваш был сверхточным!
Чтобы он дошёл до нас,
Рассказал бы про погоду
И от шторма всех нас спас.
Прекращаем шквал нелепый
Здравиц вам нести, хвалу.
Вас приветствует "Свирепый",
БПК и друг ваш... У..!

- А что значит "У..!" в конце, - озадаченно спросил замполит и серьёзно с сомнением взглянул на меня, как на идиота.
- Это для рифмы, - ответил я. - Означает слово "Ура!".
- Хорошо, - опять очень серьёзно ответил замполит, взял мой листок с каракулями и ушёл к себе с озабоченным видом. - Прикинь тут, какие ещё мероприятия мы могли бы организовать, чтобы поднять настроение у экипажа, а я подумаю, что дальше делать с твоим поздравлением.

Больше свой экспромт я не видел, но на вечерней поверке я вдруг услышал, как наш штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров говорил командиру БЧ-2 старшему лейтенанту Е.Л. Крылову, что на БПК "Свирепый" пришло благодарственное сообщение за поздравление от Гидрометеорологической службы Балтийского флота (ГМЦ ДКБФ). Оба офицера удивлялись и вполголоса обсуждали работу ГМЦ. Геннадий Фёдорович признавал, что "все служащие ГМЦ, вне зависимости от звания, занимаемой должности и выслуги лет, достойны поздравления с их профессиональным праздником, так как станции контроля погоды, обсерватории, лаборатории, обслуживающий персонал, исследователи и военнослужащие ГМЦ ДКБФ и ВМФ СССР делают важное дело".

- ГМЦ занимается сбором и обработкой информации о погодных условиях, - говорил Геннадий Фёдорович. - Метеорологи составляют метеорологические прогнозы и присылают метеосводки нам. Только точность их расчётов и предсказаний ограничена. Как правило, дальность их прогнозов не больше 20 дней. Часто атлантические циклоны действуют по нелинейным климатическим законам, и шут их знает, как их прогнозировать. Однако без этих "колдунов погоды" реально нам никак нельзя. Мы тоже в этом деле участвуем. Не так ли, матрос Суворов?
- Точно так, товарищ старший лейтенант! - удивился я редчайшему случаю - обращению ко мне лично старшего лейтенанта Геннадия Фёдоровича Печкурова, который старательно не замечал моего присутствия в одном строю с рулевыми БЧ-1.

Ночью я со вниманием почитал руководство по организации культурно-досуговой работе на флоте и сделал для себя некоторые важные выводы-определения:

Культурно-досуговая работа на корабле - это система мероприятий по духовной мобилизации военных моряков на успешное решение задач военной службы, по формированию и развитию у моряков интеллектуально-нравственных качеств надежных защитников Отечества, по приобщению их к духовным ценностям, а также по организации их досуга в целях снятия эмоциональных и физических нагрузок, утверждения здорового образа жизни. Вывод: культурно-досуговая работа не прихоть, а естественная потребность человека. Культурно-досуговая работа на корабле - это часть общей воспитательной работы в СА и ВМФ СССР. Вывод: культурно-досуговая работа- это средство формирование у моряков необходимых морально-психологических, профессиональных, духовно-нравственных человеческих качеств; повышение их общей культуры.

Из этих общих положений и выводов следует, что:
- в интересах решения конкретных задач военно-морской службы нужно воздействие на моряков средствами культуры и искусства (значит, я правильно делаю, подбирая ребятам для их ДМБовских альбомов соответствующие картинки-иллюстрации);
- для расширения общекультурного, военного и профессионально-технического кругозора моряков нужно распространение соответствующей "горячей", то есть соответствующей целям, задачам и текущему моменту информации (значит, я правильно делаю, если регулярно оформляю боевые листки);
- для повышения культурного уровня личного состава нужно приобщение моряков к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям (значит, я правильно делаю, когда в стенгазете, в боевом листке или в разговорах сообщаю о календарных национальных, государственных и международных праздниках);
- для создания необходимых условий для того, чтобы досуг каждого моряка был полноценным и полезным нужно рациональное распределение свободного личного времени (значит, я правильно делаю, когда объявляю свободное личное время "священным правом личности");
- для обеспечения преемственности традиций нужны контакты с представителями разных поколений моряков, с ветеранами (значит, я правильно делаю, когда организую неформальное общение годков, подгодков и молодых матросов во время "посиделок в ленкаюте у Суворова);
- для влияния на социальное поведение моряков нужно утверждение в их сознании духовных ценностей и норм через традиции (значит, я правильно делаю, когда в форме исторических баек рассказываю ребятам о традициях русского парусного и дредноутного флота, о традициях советского ВМФ);
- для содействие выработке правильных оценок происходящих событий нужно создания здорового морально-психологического климата и сплоченности воинского коллектива (значит, я правильно делаю, что не просто сообщаю последние новости и организую просмотр программы "Время", а раскрываю их суть через общение с ребятами).

Я очень обрадовался созвучию норм и положений Инструкции по культурно-досуговой работе с моими практическими делами и поступками, при этом я удивился, что делал это не специально, не по подсказке замполита или инструкции (я до этого момента её не видел - автор), а сам по себе, по настроению, по своему разумению. Более того, чем дальше я читал-изучал эту Инструкцию, тем чаще видел совпадение моих жизненных принципов с написанными. Например, я и сам знал-понимал, что одним из направлений культурно-досуговой работы с моряками должно быть:
- воспитание средствами культуры и искусства у моряков качеств гражданина-патриота, высокой дисциплинированности и личной ответственности за выполнение воинского долга;
- содействие сплочению экипажа, воспитанию моряков в духе коллективизма, братского товарищества;
- оказание помощи командирам и офицерам в формировании у моряков государственно-патриотического сознания, уважительного отношения к истории, культуре и традициям многонационального народа СССР;
- систематическое разъяснение государственной политики в области норм морали и воинской этики, государственной военной символики и флотских воинских ритуалов;
- участие в разъяснении государственной политики в области военного строительства, безопасности и обороны государства;
- оказание средствами культурно-досуговой работы, например, боевыми листкам и молниями, корабельной стенной газеты и юмористически-сатирической стенгазеты "Ну, погоди!" помощи командиру корабля и командирам боевых частей в организации боевой и политической подготовки;
- участие в информационном обеспечении тактических учений, морских походов, стрельб и других учебно-боевых занятий.

Сделав сам для себя открытие совпадения моей собственной жизненной позиции и отношения к военно-морской службе с тем, что было написано в Инструкции по организации культурно-досуговой работе на корабле, я сильно взволновался, потому что в большей степени моя позиция исходила из того, чему научил меня отец и мама, что передали мне старшие годки первого изначального экипажа БПК "Свирепый", чему учили нас наши учителя в Севастопольской Морской школе ДОСААФ. Конечно, в Инструкции были другие слова, чем, скажем в "годковском законе", но, по сути, по идее, по смыслу и содержанию они были одинаковыми. Удивительно, но чем больше я вчитывался в текст Инструкции, тем ближе и понятнее она мне становилась...

Однако я уже ясно видел, что многое, очень многое мы ещё нре делали и даже не пробовали сделать на корабле, чтобы создать полноценный отличный морально-психологический климат в экипаже. До сих пор мы только усиленно учились и работали, работа и учились, тренировались и сдавали экзамены на классность и на допуск к заведованиям. При этом мы соревновались, боролись, испытывали себя и технику на прочность и т.д., но всё это было похоже на преодоление, на тяжкий труд, на нечто, похожее на подвиг. Осмысливая прочитанное, вспоминая недавнее прошлое, я с удивлением осознал, что практически не было ни одного дня в нашей корабельной жизни и службе, которые были бы спокойными. Всегда что-то случалось, что-то напрягалось, что-то требовало напряжения всех наших сил. Оказалось, что у нас много не было того, что было нужно...

Например, у нас на БПК "Свирепый" на было: своего спортивного комитета и спортивно-массовой работы, не было своих популярных видов спорта; мероприятий по распространению социально-экономических, военных, военно-технических и правовых знаний; помощи морякам в самообразовании, приобретении общественно полезных знаний и профессий; систематического проведения информационных и культурно-просветительных мероприятий по пропаганде истории и ценностей культуры народов Российской Федерации, лучших произведений современной и классической отечественной и зарубежной литературы и искусства, прежде всего произведений героико-патриотической тематики. Нет, всё это было в корабельной библиотеке и у замполита в виде нормативных руководящих документов, методичек и литературы, но в жизни пока этого не было. Я опять удивился совпадению моего личного желания заниматься самообразованием с тем, что было указано в Инструкции, значит, это не просто моя "блажь", как сказала мне штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, а требование РД (руководящего документа)! Я сильно уверился в своей правоте и обрадовался...

Теперь я точно знал, что мне делать и как себя вести на корабле, как строить свою политслужбу. Теперь у меня были почти все составляющие элементы для организации культурно-досуговой работы на корабле. Теперь мне просто-напросто нужно было: обеспечить материально организацию культурного обслуживания и досуга моряков БПК "Свирепый"; внедрить культуру поведения в служебную деятельность, труд и корабельный быт; создать условий для развития самодеятельного творчества; организовать деятельность коллективов художественной самодеятельности и клубов по интересам; организовать взаимодействие с офицерским и мичманским собраниями по вопросам организации полноценного досуга на корабле; наладить деловые связи с политотделом соединения, с матросским клубом, с базовой библиотекой в целях привлечения их сил и средств к культурно-досуговому обслуживанию моряков БПК "Свирепый" и... всё. Пока всё. Оставалось ещё взаимодействие с местными музеями, культурными учреждениями, организация приёма "высоких гостей" на корабле, но это уже было вне моих возможностей...

Я не поленился и выписал из Инструкции себе в рабочую тетрадь не просто нормы из действующих законов и уставов, а их точные реквизиты (номер, точное наименование, номер главы, статьи, части статьи и т.д.), чтобы потом в разговоре и в обосновании своих предложений быть максимально юридически обоснованным. Я по опыту работы уже знал, как по разному относятся "начальники" к таким, например, фразам, как: "Я предлагаю сделать то-то и то-то..." или "В соответствии со статьёй ... Корабельного Устава и статьёй ... приказа МО СССР «О порядке обеспечения воинских частей ВС СССР техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом», а также пунктом ... Инструкции по организации культурно-досуговой работы на корабле требуется проведение таких мероприятий... Так что, предлагаю...". Последняя фраза, хотя и длинная и нудная, но действовала магическим образом...

Самое главное в том, что в Инструкции я прочитал об основных направлениях деятельности должностных лиц корабля по организации культурно-досуговой работы. Это были те самые нормы, которые обязывали командира корабля, замполита, старпома и командиров боевых частей не только не отворачиваться и не отмахиваться от меня, а прямо диктовали им их должностные служебные обязанности, а на флоте, в армии, в Вооружённых Силах служебные должностные обязанности - это самая главная движущая сила! Когда ты знаешь, что "начальник" должен делать, что он может делать, а что он не может и не должен делать по своим служебным должностным обязанностям, то ты приобретаешь способность управлять его поведением...

К сожалению, в Инструкции ничего не было написано о должностных обязанностях командира корабля по вопросам культурно-досуговой работы, но я исходил из того, что командир корабля отвечает за всё и за всех, поэтому обязанности замполита - это были и обязанности командира корабля. Они оба должны были: изучать духовные потребности личного состава экипажа корабля, планировать и организовывать культурно-досуговую работу; определять задачи командирам боевых частей и их заместителям по воспитательной работе в организации культурно-досуговой работы и осуществлять контроль за их выполнением; руководить работой ленкаюты и корабельной библиотеки; участвовать в подборе и обучении культурно-досугового актива; координировать деятельность офицерского собрания БПК "Свирепый"; организовывать работу коллективов самодеятельного художественного творчества; содействовать развитию спортивно-массовой работы; осуществлять обеспечение корабля культурно-досуговым имуществом, контролировать организацию его хранения, эксплуатации и ремонта; проявлять заботу о своевременном ремонте помещений ленкаюты, библиотеки, кают-компаний, столовых личного состава и матросских кубриков, о создании в них необходимого уюта; содействовать развитию культурно-шефских связей с гражданскими учреждениями культуры и творческими организациями, участвовать в проведении совместных мероприятий; анализировать эффективность проводимой культурно-досуговой работы на корабле и давать указания по её совершенствованию. Последний абзац я записал слово в слово, как в Инструкции, и решил обратить свои рабочие записи в тетради в проект нашей собственной корабельной Инструкции по организации культурно-досуговой работы, как дополнения к соответствующему приказу командира корабля.

Теперь я мог написать сам для себя проект должностной инструкции заведующего ленкаютой и корабельной библиотеки, помощника заместителя командира корабля по политической части по организации культурно-досуговой работы на БПК "Свирепый". Собравшись с духом, я написал...

Помощник заместителя командира корабля по политической части по организации культурно-досуговой работы и работе с личным составом экипажа БПК "Свирепый":
- изучает морально-психологическое состояние и культурные потребности личного состава, докладывает о них замполиту и командиру и учитывает при организации и проведении культурно-досуговой работы;
- планирует проведение культурно-досуговых мероприятий для личного состава корабля и боевых частей;
- организует культурный досуг для личного состава корабля и боевых частей в выходные и праздничные дни;
- оказывает помощь командирам боевых частей в культурно-досуговой работе с личным составом;
- подбирает культурно-досуговый актив и организует его практическую деятельность;
- направляет работу ленкаюты БПК "Свирепый", создаёт в ней условия уюта и полноценного культурно-досуговой деятельности личного состава экипажа корабля;
- руководит деятельностью коллективов художественного самодеятельного творчества и спортивных команд;
- организует работу корабельной библиотеки, библиотечек-передвижек, просмотр телевизионных передач и прослушивание радиопередач, использование периодической печати и других средств для удовлетворения культурно-досуговых потребностей моряков;
- организует заявку культурно-досугового имущества, обеспечивает его правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт;
- анализирует результаты проводимой культурно-досуговой работы и вырабатывает предложения по ее совершенствованию.
(публикуется на основе действующих РД по организации культурно-досуговой работы на ВМФ России - автор).

Я даже не "заикнулся" о том, чтобы создать на корабле "матросский клуб по интересам", то есть нечто, похожее на офицерское или мичманское собрание... Любое кучкование матросов "больше трёх" воспринималось нашим зам политом капитаном 3 ранга Д.В. Бородавкиным и старпомом капитан-лейтенантом А.А. Сальниковым, как подозрительное объединение, как группа заговорщиков. На корабле изначально, с февраля-марта 1972 года существовал негласный запрет-табу: "Больше трёх не собираться!". Поэтому все мои "посиделки в ленкаюте у Суворова" во всё время службы на корабле носили характер "закрытых" дружеских вечеринок, что придавало им соответствующий флёр или покров таинственности, запретности, бравады.
 
Таким образом, я не только уверился в значимости и важности моей политслужбы, роли и места на корабле, в экипаже, в жизни и своей судьбе, но и очень обрадовался, потому что чувствовал, что это... моё, что это очень интересно, что это будет настолько захватывающе, что я даже задохнулся от наплыва пока ещё неясных, но восторженных чувств. Теперь надо было приступить к непосредственной организации культурно-досуговой работы, к превращению ленкаюты в центр культуры и досуга личного состава БПК "Свирепый", в кают-компанию матросов, старшин, молодых, салаг, подгодков и годков, а ещё мне нужны были соратники - помощники, культорганизаторы, человек 5-7... На первых порах ими могли быть комсорги боевых частей корабля.

Оставалось только придумать формы культурно-досуговой работы, которые были бы востребованы всеми в экипаже БПК "Свирепый", от командира до самого молодого салаги... Надо было придумать что-то простое, понятное, близкое, традиционное, доступное и не требующее больших материальных и людских затрат. Вот тут-то я и вспомнил о нашем "Годковском законе" и о Памятной книжке краснофлотца! Конечно! Нужно оформить надлежащим (культурным!) образом традиционный ритуал "посвящения молодого пополнения в ряды моряков" и ритуал "проводов годков на ДМБ"! Это надо было сделать перво-наперво, так как в мае "играли ДМБ" годки БПК "Свирепый" призыва весна-лето 1970 года. Второе, - это надо было активизировать работу корабельной библиотеки и организовать библиотечки в боевых частях, в кубриках личного состава, в кают-компаниях, чтобы любимые и значимые книги были всегда под рукой у моряков. Третье, - пора организовать на баке вечера самодеятельной авторской песни ( я сочинил несколько стихов и печен, знал, что другие ребята тоже поют и играют на гитаре). Четвёртое, - это попробовать организовать с юмором вечер вопросов и ответов на военно-морскую тематику и на знание устройства корабля с применением традиционных флотских шуток-розыгрышей. Пятое, - было бы неплохо организовать КВН, создать из моряков, мичманов и желающих офицеров боевых частей команды и сыграть в военно-морской КВН.
Шестое, - это, конечно, спортивные состязания: поднятие тяжестей, упражнения на перекладине, игра в футбол, волейбол и традиционное перетягивание каната. Однако, прежде всего, это поиск и доставка на корабль современных "свежих" кинофильмов. Эх! Хорошо бы "достать" новую кинопроектор и новый цветной телевизор в столовую личного состава!

Так я в субботу и воскресенье 24-25 марта 1973 года лихорадочно думал и планировал в мечтах организовать свою политслужбу на ПК "Свирепый", писал и переписывал начисто проекты корабельных документов по организации культурно-досуговой работы. Хорошему, активному и творческому настроению в эти выходные дни способствовало то, что дни были исключительно тёплыми, весенними, солнечными, светлыми. В субботу максимальная температура воздуха была 15.5°С тепла, в воскресенье - 19.1°С, а в понедельник 26 марта 1973 года уже 20.7°С. На солнце уже можно было загорать...

В понедельник на утреннем разводе я отдал замполиту капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину свои записи, планы, наброски и проекты корабельных руководящих документов по организации культурно-досуговой работы. Дмитрий Васильевич с изумлением перебрал стопу листов, воззрился на меня и спросил: "Суворов, вы где учились? Вы матрос или кто? Вы знаете, что вы один сделали работу целого отдела политуправления штаба флота? Что вы себе позволяете? Вы своё место знаете?!". Я ответил, что "учился в средней школе, в судостроительном техникуме, в Севастопольской Морской школе ДОСААФ на рулевого-сигнальщика, а во всём остальном меня учили мои родители, наставники и я сам". Дмитрий Васильевич начал внимательно читать мои предложения, качать головой, а потом махнул мне рукой и отпустил "на все четыре стороны".

Я брёл к себе в ленкаюту и с досадой думал о том, что ничего не написал о фотолетописи БПК "Свирепый", о том, что надо было бы "поставить на поток" фотографирование отличившихся моряков на фоне нашего корабля или своих заведований, чтобы поощрять их этими фотографиями, отправлять их вместе с описанием и комментарием в газету "Страж Балтики", родителям и близким моряков, чтобы те гордились своими сыновьями, братьями и любимыми. Я думал, что надо было бы добавить о создании редколлегии нашей корабельной стенной газеты, стенгазет по боевым частям и организовать конкурс-соревнование стенгазет. Я думал (это уже о своей личной ответственности -а втор), что мне надо собирать в газетах и вырезать статьи о БПК "Свирепый", о наших моряках, делах и победах и оформлять корабельную фотолетопись - историю нашего корабля. Мысли и образы роились, вспыхивали, угасали, приходили и исчезали, оставляя неясное радостное чувство полёта.

Дух захватывало от грандиозности планов, задумок и форм культурно-досуговой работы, но прозвенел звонок-сигнал, возвещающий о начале приборки, а затем политзанятий и всё реальное вернулось и встало на свои места. Корабельная служба продолжалась и никто её не отменял и не изменял, всё шло по заведённому традиционному "железном" флотскому распорядку дня и мечтать было нельзя, надо было служить, делать, работать, учиться и тренироваться "надлежащим образом". "Начальник прав. Марш на своё место, Суворов!" - скомандовал я самому себе и бодро, по-молодому, побежал по коридору личного состава и по трапам к себе в ленкаюту.

Фотоиллюстрация: Николай Герасимович Кузнецов (11 (24) июля 1904, Медведки (ныне Котласского района Архангельской области) - 6 декабря 1974, Москва, СССР) - советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (3 марта 1955). В 1939-1947 и 1951-1955 возглавлял советский Военно-Морской Флот (как Народный комиссар Военно-морского флота (1939-1946), Военно-морской Министр (1951-1953) и Главнокомандующий). Герой Советского Союза (1945). Член ЦК ВКП (б) в 1939-1956, депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Его выдающаяся роль в Великой Отечественной стала достоянием общественности только в 1950-1980-е годы (данные Википедии). Мой отец говорил, что Николай Герасимович Кузнецов единственный из командующих видами и родами войск Красной Армии, который не послушался приказа И.Сталина "не поддаваться на провокации немцев" и за несколько часов до начала войны 22 июня 1941 года приказал объявить по флоту "Боевую тревогу".
23 июня 1939 г, директивой Наркома ВМФ № 9760 Военным советам флотов, командующим флотилиями установлены для всего ВМФ три оперативные готовности:
Оперативная готовность № 1:
— боевое ядро флота в одночасовой готовности к выходу в море;
— весь состав флота в 4-часовой готовности к вступлению в боевые действия;
— зенитная артиллерия изготовлена в бою;
— усиливаются ведение воздушной разведки и дозорная служба;
— подводные лодки рассредоточены и готовы к немедленному выходу в море;
— авиация в готовности к действию, рассредоточена по оперативным аэродромам;
— форсированно заканчивается ремонт кораблей;
— войсковые тылы развёрнуты.
Оперативная готовность № 2:
— боевое ядро в 4-часовой готовности к выходу в море;
— состав флота в строю по мирному времени в 6-часовой готовности к вступлению в боевые действия;
— форсируется ремонт кораблей;
— дозор несётся у всех баз и ведётся систематическая воздушная разведка в море;
— авиация рассредоточена на оперативных аэродромах.
Оперативная готовность № 3 (повседневная):
— боевое ядро в готовности согласно директиве;
— состав флота мирного времени в готовности к мобилизационному развёртыванию по схеме;
— базовый надзор несётся у главной базы;
— воздушная разведка в море производится периодически;
— ремонт кораблей производится по плану.
По оперативным готовностям № 1, 2 и 3 никакие военные действия не начинаются. Дальнейшее развёртывание может производиться либо по мобилизации, либо по распоряжению Наркома ВМФ по установленным сигналам. Военным советам флотов, командующим флотилиями приказано:
— разработать подробные расписания действий всех частей флота, береговой обороны и авиации и 6 августа 1939 г. представить в ГМШ;
— каждый месяц к 1-му числу доносить состояние и дислокацию кораблей, частей БО и авиации;
— ежедневно доносить об изменениях в этом за сутки.
В разработке данной директивы принял непосредственное участие заместитель Наркома ВМФ СССР (с марта 1939 года) флагман флота 2 ранга (с 3 апреля 1939 года) Н.Г. Кузнецов. Военная и послевоенная судьба Николая Герасимовича Кузнецова была нелёгкой.