Олегу

Борис Серебров
Есть что-то стыдное в современных похоронах.
Наверное, человек сто пришло, многих знаю, в основном мужчины. Лица суровы, хорошо выбриты, чёрные пиджаки - траур.
Ты был успешный человек, гуру бизнеса, умный, надежный друг, харизматичный лидер, отличный человек, таким мы видели тебя, таким ты видел себя. Видел в наших глазах. И вдруг - огромные долги, суды, приставы. Судьба разом выбила из-под тебя все точки опоры. Дело жизни пошло прахом, стало ничем, пылью, воспоминаниями. Впереди – только унижения. И мы все, особенно друзья - не просто свидетели, получается, что мы соучастники.

Это мы позволили тебе застрелиться. Один бы ты пережил беду, но разорение при свидетелях... при тех, кто видел тебя в зените. 
И не нашлось ни одного, кто утащил бы тебя на берег тёплого океана, в тайгу, на сплав, того, кто показал бы другие горизонты, сменил бы ракурс. Кто сказал бы: – Друг, мы любим тебя, для нас ты не сумма функций: работа, деньги, жена, дети, друзья. Ты – больше всего этого.

Когда можно сказать: «Его жизнь удалась»? Или: «Его жизнь не удалась»? Нет такого момента. Да и у какого судьи  есть право выносить подобный вердикт? Самая блестящая судьба может окончиться полным крахом, а череда неудач обернуться феерическим успехом. Хотя бы с точки зрения потомков. В жизни не бывает окончательного финиша, на котором судья с секундомером фиксировал бы результат: успел – не успел, достиг – не достиг. Но никто ему этого не сказал.

Есть что-то стыдное в похоронах. Провожаю отличного парня, а голос во мне шепчет: хорошо, что не я, не меня, не сегодня. И чему ты радуешься, голос ? Может, это не мне, а ему стоит завидовать – отстрелялся. Стою и переживаю, что больше никогда не встретимся. И на Земле стало чуть более пусто. Так это я о себе беспокоюсь, за себя переживаю.
А что, если действительно сменить ракурс и термины? Посмотрите люди, великий дар жизни он решительно вернул создателю. Сбросил фигуры с доски и потребовал переигровки. Когда надежды на земной суд не осталось, взял и запредельно повысил ставки – одна пуля досталась врагу, одна - себе. Теперь ты сам рассуди нас, Господи.
Мужик. В любом случае он выбрал действие. А мы остаемся здесь, в многолюдном одиночестве , не то, чтобы очень живые. И каждый сегодня задается вопросом – а я бы так смог?

Ты всё решил правильно, Олег. Зло должно быть наказано.
Или: 
Ты ошибся. Зло не исправить злом.

И, неотвязная мысль - как меня похоронят, сколько ко мне людей придёт? Не переживай, придут тысячи. Или нет, никто не придёт. Брось, у тебя в тот момент все будет в порядке.

Странно, что традиция обязывает чувствовать траур, хотя мы вообще не знаем с чем имеем дело. В дорогом гробу лежит тело. Я подошёл. Его там нет, это точно. Он уже свободен. Что дала нам его смерть, и где теперь его жизнь? А родителей жалко.