Рябов Валера гений понимания

Виктор Сорокин
Моя скромная и пока что абсолютно безвестная на страницах Википедии жизнь оправдана уже тем, что я, надеюсь, спас от абсолютного небытия нескольких величайших (по моей оценке) людей цивилизации. Один из них – философ и диссидент Валерий Рябов.

Гениальная мысль обладает удивительным свойством – как и сверхвыдающийся анекдот, она доходит до сознания не сразу. И мысль эту я услышал от Валеры Рябова, с которым в конце 1960-х нас познакомил философ-диссидент Николай Боков, проживающий ныне в Париже.

В те годы с Боковым я поддерживал весьма осторожные нелегальные отношения, поскольку он был поставщиком запрещенной литературы, которую я различными способами размножал. Поэтому, когда он привел меня к Валере Рябову, я свою любознательность старался держать в определенных рамках. Но через пару минут мы все равно вышли на наш главный общий интерес: модель человека и его поведения. Я тогда придерживался типичной эволюционной модели – от физических полей через физику с химией, затем биологию до человека. В этой модели более или менее ясно можно было понимать, почему происходит то-то и то-то, а вот для чего и в каком направлении, оставалось темным лесом.

Ну и как-то само собой разговор подошел к главному явлению человеческого бытия – к информации. Вряд ли тогда уменя было ясное представление об этой штуке, я приближался к этой ясности постепенно. А вот у Валеры понимание информации было четким до абсолюта. Когда он его высказал, оно показалось мне примитивной глупостью дошкольника, но из вежливости я спорить не стал. Но и возразить мне было нечем. А определение было такое: «Информация – это микроэнергия, управляющая макроэнергией».

И вот это всё, что осталось в моей памяти от мировоззрения Валеры Рябова. У него был тяжелая болезнь, кажется, диабет. Ему было лет 20, и он передвигался только в коляске. Со слов Николая, он прожил недолгую жизнь. Свои размышления Валера записывал в толстую тетрадь. Кто знает, возможно она цела, но кто может ее разыскать?..

А годы шли. И интересующая меня модель человека обрела черты кибернетической системы, в которой информации отводилась главенствующая роль. И каждый раз, определение, данное Валерой, показывало, что оно работает практически во всех случаях. Несколько не убедительным показалось мне лишь ее проявление в случае ружья: курок (микроэнергия) является информацией для освобождения энергии пороха (макроэнергии). Но спустя полвека, я согласился с Валерой и в этом случае. И не только потому, что включение курка в информацию делает определение информации сплошным, без исключений, но и открывает глаза на то, что курок ДЕЙСТВИТЕЛЬНО входит в информационную систему! Через курок информция перетекает от мозга стрелка к пороху и пуле с большой энергией! Понимание того, что здесь имеется ИНФОРМАЦИОННЫЙ процесс, позволяет увидеть гораздо большее: увидеть ЦЕЛИ стрелка!

Но истинная гениальность рябовского определения информации состоит в том, что оно проложило МОСТ между неживым и живым миром! Информация – это НЕ мистика, а элемент самого настоящего материального мира – ЭНЕРГИЯ! И мне эта энергия видима во всех информационных процессах – как биологических, так и компьютерных! И наоборот, благодаря энергетичскому содержаню информации, легко усматриваются и главный цели кибернетических систем: овладение источниками энергии, которые нужны всем – от бактерии до человека и компьютерных систем!

Понимаете, всё в мире переплетается, но теперь переплетается в ясности, без какой-либо загадочной мистики! И вот что интересно: ведь чтобы увидеть в информации НЕВИДИМУЮ ГЛАЗОМ энергию, нужно иметь незаурядное понимание сути явлений, или иначе – нужно быть ГЕНИЕМ! Ведь кроме как Рябову, никому другому эта мысль в голову не пришла! По сей день!

В завершении заметки хотелось бы упомянуть еще два имени: изобретателя Конгрева, открывшего в 1812 году реальную вращательную энергию газа, что по значимости равноценно удвоению всех мировых запасов химического топлива, и Якова Дубошинского, сделавшего в 1960-е годы самое фундаментальное открытие в физике – аргументный механизм почти всех энергетических взаимодействий в природе (что намного важнее теории Эйнштейна!). Но мир об этом знать не хочет!..

Ну а вы держитесь!