Подпольные банкиры

Федор Быханов
В роли второстепенного персонажа романа «Золотой теленок» – зицпредседателя Фунта добровольно оказались сразу около десятка жителей Бийска, простодушно возглавивших фирмы-однодневки, предложенные им  для руководства организаторами финансовых махинаций.

…Еще несколько лет назад сотрудникам правоохранительных органов Бийска стало известно, что в городе орудует шайка злоумышленников, нарушающих закон, по которому на всей территории страны, осуществление банковской деятельности допускается только специально зарегистрированными кредитными организациями, действующими на основании лицензии Банка России.
Но быстро выявить подпольных банкиров было невозможно. Ведь для того, чтобы выйти на след преступного сообщества, пришлось достаточно долго изучать деятельность сотен различных обществ с ограниченной ответственностью, а также индивидуальных предпринимателей, выявляя среди них тех, кто мог пользоваться услугами неофициальных финансистов. И эта кропотливая работа, в конце концов, дала следствию ниточку, разматывая которую, удалось размотать клубок истины.
В том числе сыщики смогли установить около десятка различных ООО и ИП, руководители которых вызвали законное подозрение. Все они, получив повестку на допрос, практически, при первой же встрече со следователем, чистосердечно сознались в проступках. Искренне рассказали о том, что, лишь номинально находятся на своих высоких постах в фирмах-однодневках. На самом же деле, не ведают ничего о реальных целях и задачах, которые поставили перед собой  настоящие злоумышленники. Те самые, кто как раз и наживал основные барыши при осуществлении хитроумной аферы.
Разными путями оказывались при фальшивых должностях простодушные граждане, получавшие в свое распоряжение право подписи и печать, чтобы в конечном итоге обогащать своих настоящих боссов. Кто-то состоял с ними даже в родственных связях. Но, в основном, приманкой оказывался личный интерес. Как это было, например, с Людмилой Нелиной. Ее не только не смутило, но и заинтересовало предложение знакомых интеллигентных, уважаемых в обществе людей выступить в качестве номинального учредителя и директора при создании и государственной регистрации некоего общества ограниченной ответственности.
Да и как было знать, что, пользуясь доверительными с ней отношениями и отсутствием у женщины познаний в сфере осуществления предпринимательской деятельности, искусители умышленно сообщили ей заведомо ложные сведения о том, что после государственной регистрации данное ООО будет заниматься законной предпринимательской деятельностью. Тогда как  в реальности они сами собирались в дальнейшем осуществлять фактическое руководство данным юридическим лицом, пообещав ежемесячно выплачивать Нелиной денежное вознаграждение в размере  5 000 рублей.
Подобным образом, через других подставных лиц, тоже признавшихся на следствии в исполнении такой же роли, какая несколько лет вполне получалась у Людмилы Нелиной, злоумышленники, раз за разом, повторяли подобный спектакль, направленный на образование юридического лица  через подставное лицо.
Понятно, что делали это вовсе не ради заботы об этих своих опекаемых, так называемых, если следовать тексту сатирического романа «Золотой теленок», зицпредседателях. С их помощью они сами систематически извлекали прибыль от проведения через расчетные счета каждой такой фирмы-однодневки различных финансовых операций,  абсолютно не связанных с осуществлением какой-либо реальной финансово-хозяйственной деятельности, заявленной в уставных документах подставными лицами.
А когда в показаниях свидетелей оказались данные об одних и тех же  лже-банкирах, предпочитавших действовать подпольно, стало ясно, что именно этот криминальный дуэт и сплел в Бийске на поприще денежных отношений стойкую паутину хитроумной лжи и коварного обмана.
Задержанные в качестве подозреваемых лиц Игорь Ющенко и Денис Жигалин тоже не стали играть в кошки-мышки со следствием. Во всем признались как на духу. И тогда отчетливо открылась полная картина того, как появился, окреп и действовал на всю округу, этот нелегальный, известный лишь узкому кругу доверенных лиц, а по сути, достаточно эффективный, «рассчетно-кассовый центр».
Несколько лет существовала структура, которую организовали два друга-ровесника в возрасте немногим старше сорока лет. Они, мало чем отличались от других жителей наукограда.   Оба имели за плечами успешно оконченные высшие учебные заведения. Слыли верными семьянинами. Воспитывали детей. И на реальном производстве успели зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Вот только не утоленной на склоне жизни оказалась у мужчин жажда денег.
Особенно у Ющенко. Это он первым придумал, как можно разбогатеть достаточно быстро и без мозолей на руках. По натуре настойчивый, целеустремленный, обладающий незаурядными организаторскими качествами, тем не менее, он понимал, что в одиночку ему не обрести постоянный источник незаконного получения денежных средств. А потому  решил создать организованную преступную группу для незаконной банковской деятельности, сопряженной с  извлечением дохода в особо крупном размере.
В качестве сообщника он привлек своего друга Дениса Жигалина, оказавшегося легким на подобный  подъем. Прежде чем приступить к осуществлению тяжкого преступления, они наметили средства конспирации и поделили между собой обязанности. Забот же хватало обоим и при осуществлении расчетов по поручению юридических и физических лиц по их банковским счетам, и по инкассации денежных средств. Зато организованная преступная группа, таким образом, могла полностью исключить все банковские операции и, проводимые по ним денежные средства из-под государственного контроля, тем самым извлекая от указанной деятельности доход в особо крупном размере.
Начали с того, что арендовали для использования под офис помещение в здании одного из бизнес-центров, каких немало имеется в наукограде. Его оборудовали ноутбуком,  оргтехникой, и организовали подключение к сети «Интернет» для осуществления банковских операций по системам удаленного доступа. После чего стали неутомимо создавать клиентскую базу из лиц, заинтересованных в получении наличных денежных средств и проведении безналичных расчетов без должного официального оформления операций.
Деньги полились, что называется, потоком в виде процентов, взимаемых с клиентов, заинтересованных в незаконной банковской деятельности, направленной на «обналичивание» денежных средств. Щедро оплаченной становилась каждая банковская операция, проведенная по их поручению.
Не менее выгодным оказалось и создание собственной сети различных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с банковскими счетами, подконтрольными участникам шайки. Не ставя знакомых в известность о своих преступных намерениях, Ющенко с Жигалиным убеждали тех выступать в качестве подставных лиц при регистрации на них фиктивных коммерческих организаций. Тогда же открывали от их имени банковские счета с получением чековых книжек и подключением к электронным системам дистанционного банковского обслуживания клиентов.
В общем, все это позволяло самозванцам обмениваться с тем или иным, реально действующим, коммерческим банком различными электронными документами, в том числе проводить денежные перечисления. Как установило следствие, всего на расчетные счета, контролируемые сообщниками, со счетов различных юридических и физических лиц поступили безналичные денежные средства в общей сумме 268 097 880 рублей 81 копейка.
Сам доход организованной преступной группы  достиг 8 042 936 руб. Кроме того,  общая сумма денежных средств, зачисленных клиентами на расчетные счета подконтрольные подпольным банкирам,  составила свыше 45 562 690 рублей. Из них непосредственным доходом, извлеченным Игорем Ющенко и Денисом Жигалиным от незаконных банковских операций оказалось свыше  613 000  рублей.
С точки зрения правоведов, действия обвиняемых по различным эпизодам их противоправной деятельности были квалифицированы сразу по двум статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. Отвечать им пришлось и за образование (создание) юридического лица через подставных лиц, совершенное группой лиц по предварительному сговору. А также выслушать приговор и за незаконную банковскую деятельность без регистрации, без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно, сопряжённое с извлечением дохода в особо крупном размере, совершенное организованной группой.   
Но нашлись обстоятельств, повлиявшие на смягчение наказания подсудимым. Наряду с прочими поводами для снисхождения, суд принял во внимание    полное признание и тем, и другим вины в совершенных преступлениях, раскаяние, активное способствование расследованию преступлений, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления. 
В итоге, путем частичного сложения назначенных наказаний, каждый из осужденных получил по три с половиной года лишения свободы условно с трехлетним испытательным сроком. Тем же приговором осужденных Игоря Плющенко и Дениса Жигалина от назначенного наказания освободили на основании п.9 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24.04.2015 года №6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70 –летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». При этом судимость с каждого снята.