Источник доходов по-прежнему нефть

Игорь Кутузов
Заседание “нового” кабинета министров РФ началось с дерзких заявлений о независимости россиянской бюджетной системы от нефти. Нано-премьерчик Медведев поведал собравшимся, что якобы 60% доходов бюджета вообще никак не связаны с углеводородами. Правда, как признают в Минфине, именно подорожавшая нефть позволяет РФ получить впервые за долгие годы профицит бюджета. Но даже это не поможет сегодня организовать в РФ экономический рост. И когда нефтяные котировки снова пойдут вниз, что весьма вероятно, страну ждет экономический обвал, в котором виновны именно “кремлевские”.

Которые, впрочем, как ни в чем ни бывало продолжают делать вид, что жизнь в РФ в целом налаживается, и что это закономерное следствие как раз их мудрой экономической политики. Бюджетная система, как и экономика в целом, успешно адаптировалась к сложным внешнеэкономическим условиям - доверительно сообщил Медведев на заседании правительства. Притом, что в этих “сложных” условиях неожиданно для россиянских властей нефть выросла в цене до 80 долларов – против 53 долларов за баррель в прошлом году и против 41,7 долларов в 2016-м.

В то же время РФ ни на шаг не продвинулась в создании отечественных обрабатывающих отраслей экономики. То есть страна по-прежнему исключительно добывает и ничего не перерабатывает. Для сравнения можно взять прошлый год и, например, 2012-й. Доля добычи полезных ископаемых в валовой добавленной стоимости в текущих ценах составила в 2012 и 2017 годах соответственно 9,4% и 9,5%, а доля обрабатывающих производств – 13,6% и 13,2% соответственно. То есть доля обрабатывающих производств даже упала. И, по оценкам экспертов, если учитывать доходы, косвенно связанные с топливно-энергетическим комплексом, зависимость бюджетной системы от сырья год от года становится только выше.

При этом “кремлевские” сократили до минимума расходы, в том числе социальные, введя бюджетное правило, согласно которому доходы с нефти стоимостью выше 40 долларов за баррель якобы “откладываются на черный день”, а в действительности вкладываются в экономику США. Отсюда и иллюзия некоей независимости РФ от нефтегазовых доходов. Однако же если и дальше недофинансировать образование, здравоохранение, промышленность, то через 10–15 лет вопрос о зависимости от нефти и газа сменится полным отсутствием базы для экономического роста. В общем, никаких реальных поводов для гордости у “кремлевских” по-прежнему нет.

О реальном снижении зависимости россиянской экономики от цен на нефть можно будет говорить тогда, когда в ее структуре появятся источники доходов, сопоставимые по своему объему с нефтегазовыми. Но их нет и при нынешней власти явно не будет. Путин, Медведев и т.п. абсолютно не настроены что-либо создавать - кроме, разве что, новых видов мошенничества, способов разворовывания бюджета и схем вывода капитала за рубеж. А досужие разговоры о том, что экономика РФ будто бы становится независимой от цен на нефть и газ власти будут вестись ровно до тех пор, пока будет сохраняться высокая стоимость углеводородов.