213 Сыграй нам тревогу, трубач! 30-31 марта 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

213. Сыграй нам тревогу, трубач! 30-31 марта 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, Пятница 30 марта 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 1.6°C, средняя: плюс 3.5°C тепла, макс.: плюс 6.8°C тепла, без осадков; суббота 31 марта 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 1.9°C, средняя: плюс 3.6°C тепла, макс.: плюс 7.1°C тепла, без осадков.

В конце марта 1973 года погода несколько ухудшилась, похолодало. Утром на физзарядке бегать полуголым по пояс было холодно и нам приказали выйти на физзарядку в обычной рабочей форме одежды (в матросской робе - автор). Осадков не было, солнце светило, но весенний воздух голубел от холода и поэтому пьянил своей насыщенностью кислородом, запахами моря и просыпающихся почек на деревьях и кустах нашей родной ВМБ Балтийск. Вода в Военной гавани была гладкой как стекло и утром сонные серые боевые корабли отражались в глади гавани, как в зеркале. Красиво...

Заканчивался март, послезавтра будет 1 апреля 1973 года, "День смеха", шуток, розыгрышей, подначек и подколок, надо было что-то придумать необычное, не тривиальное, но ничего не придумывалось и я решил: "Пусть всё будет так, как будет! Сама жизнь подскажет, как и над кем пошутить. Может быть, она и со мной сыграет какую-нибудь шутку?". Я усиленно думал о том, какие формы культурно=досуговой работы можно применить на корабле...

- В Инструкции, - говорил я сам с собой, прибирая в ленкаюте перед завтраком, - написано, что формой культурно-досуговой работы информационного характера являются беседы. Я и так беседую много и часто, ву том числе информационно,... да они, наши беседы, всегда информационные! Мы же всё время что-то друг другу сообщаем, рассказываем, делимся впечатлениями, мнениями... Что? Специально затевать беседы - сообщения новостей?
- Ну-ка, ну-ка! Что там ещё написано? - я брал Инструкцию и вслух читал. - "Интервью, пресс-конференция, доклад, отчёт, вечер вопросов и ответов, устный журнал, альманах, репортаж". Ничего себе?! "Устный журнал"! Это ж надо, чтобы люди ничего не делали, только бы готовились к этому устному журналу! "Интервью"..., а вот это интересно! Взять интервью у командира корабля на интересную тему, например, учений со стрельбами! Здорово! Или интервью годков всех БЧ корабля перед уходом на ДМБ! Это мысль!

С этого момента мои мысли поскакали как скакуны, кидаясь из стороны в сторону, преодолевая всевозможные мыслимые и немыслимые препятствия...

- Репортаж - это не только можно, но и нужно, ещё лучше фоторепортаж, типа хроники событий на корабле, подкреплённых фотографиями. Будет интересно, полезно и красиво, зрелищно. Самое главное, эти репортажи с важных событий могут и будут главами или новеллами в фотолетописи корабля!
- Альманах? Это я не знаю, что такое и как его делать. "Устный журнал" - тоже требует команды единомышленников и увлечённых людей, на это времени нет. "Круглый стол!? У нас нет круглого стола, да и о чём нам спорить или дискутировать за "круглым столом"? Нет, пока нет...
- "Деловая встреча"? Что это такое на боевом корабле - не знаю. Отставим...
- "Обзор"? Это что-то сродни "докладу" о чём-то. Это возможно. Дать, например, командиром боевых частей выступить с докладом-обзором-анализом боевой подготовки подразделения... Это будет то, что надо. Особенно если совместить с комсомольским или общим собранием БЧ... Надо будет предложить замполиту.
- "Общественная приёмная" - это что-то не для нас, а для гражданки... Может быть вместо общественной приёмной сделать приёмную по приёму жалоб и предложений? Например, анонимную, чтобы никто не видел, как кто-то подсовывает под дверь свои жалобы? Нее... Это как-то не так... Ерунда какая-то... Надо сделать так, чтобы у матросов жалоб не возникало и всё!

- "Радиогазета"... А вот это идея классная! По КГС (корабельная громкоговорящая связь) можно запросто говорить и вещать на весь корабль, на все каюту, кубрики, боевые посты и говорить всё, что нужно: и обзоры, и сообщения, и интервью, и бе6седы, и доклады,- что хочешь. Да! Надо делать радиогазету... Это живо, непосредственно, динамично, остро, сиюминутно. Это тебе не часами корпеть над текстом и пытаться писать без ошибок... Это сразу, с уст, с языка, что подумалось, то и сказалось. Это будет здорово! Пусть говорят по ненаписанному, дабы дурь каждого была видна! Интересно, кто это сказал?
- Да, если сделать корабельную радиогазету, то могут быть: устный выпуск свежей газеты "Страж Балтика"; короткая лекция на интересную тему; репортаж из боевых постов, например, запись команд и рапортов со стрельб; "панорама" дня или праздника; день или час корабельной информации... Хотя у нас и так каждый день дежурный по кораблю ведёт рубрику "горячая линия службы корабельного наряда"...

Я опять углубился в Инструкцию по организации культурно-досуговой работы на ВМФ СССР и начал осмысливать, представлять и обдумывать каждый элемент, каждую форму этой очень интересной работы. Вот, например, формы работы просветительского характера: чтения, конференции, лекции, устные альманахи, киноклубы, киновечера, тематические выставки, композиции, форумы, вечера рассказов, день открытого письма, вахта памяти, семинары, деловые игры, уроки мужества, тематические культпоходы, экскурсии, трибуна опыта, клубы, объединения просветительного характера, аукционы знаний, ярмарка молодежных идей и встреча с группой информаторов. "Встреча с группой информаторов" сразу же "резанула глаз" - это могли бы расценить как встречи с "наушниками", со "стукачами"... Нет, это неприемлемо...

Потом я перешёл к формам культурно-досуговой работы, активизирующие личность: диспут, дискуссия, лекция-диспут, пресс-конференция, интервью, вечер вопросов и ответов, вечер интервью, смотр-конкурс, аукцион, викторина, олимпиада, турнир, конкурс, слет, форум, шествие, экскурсия, трибуна, митинг, клятва-присяга, творческий отчет, деловая встреча, деловая игра, вечер-концерт, дискоклуб, сбор, культпоход, прогулка, кружки самодеятельного художественного творчества, любительские объединения, коллективные обсуждения, агитбригада, коллективные вечера отдыха, праздники, политбой, музыкальный ринг, телемост, пресс-бой, ток-шоу, мозговая атака. "Мозговая атака" тоже вызвала недоумение и шуточный настрой, который подвёл меня к мысли об игре весёлых и находчивых в военно-морской КВН.

- Хорошо бы придумать свой, военно-морской КВН, - сказал я самому себе вслух и "загорелся" этой идеей. - Создать команды весёлых и находчивых в боевых частях корабля и схлестнуть их в бою шуток и розыгрышей на военно-морскую тематику! Пусть, например, побегают с ведром кипятка на скорость до клотика, помоют его и обратно... или возьмутся за руки в кольцо, запутаются в морской узел, а команда соперников будет их распутывать...
- Агитбригада - это тоже очень здорово! Агитбригада - это то, что можно сделать хоть сейчас, без инструментов. Лучше бы, конечно, создать свой собственный корабельный ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), но для этого нужны электрогитары, ударная установка, синтезатор , усилитель, микшер и звуковые колонки. Где их взять?!

Я уже пропустил завтрак, ощущал сильный голод, но всё продолжал читать Инструкцию и внимать новым формам культурно-досуговой работы на флоте. К формам культурно-досуговой работы познавательно-развлекательного характера относились: театрализованный праздник, театрализованное ревю, шоу (концерт, конкурс), представление-концерт, слайд-спектакли, слайдфильм, лекция-концерт, день отдыха, вечер (отдыха, романса, юмора, конкурс и т. д.), «Огонёк», офицерская гостиная, утренник, викторина, игра. Я с сомнением читал этот перечень и думал, что для их организации нужны высокий профессионализм, специальное обучение и много средств.

К формам культурно-досуговой работы, пропагандирующие положительный образ современника, относились: вечер-портрет, встреча с интересной личностью, день памяти, день корабля, дни профессий, юбилеи, обряды, торжественный приём молодого пополнения, торжественные проводы увольняемых в запас военнослужащих. Вот этим надо заняться немедленно и непосредственно, так как вскоре (в мае) должны будут прийти салаги и уйти ДМБовские годки. "День корабля" - это здорово, обязательно, но ещё не скоро - 12 августа 1973 года, будет время подготовиться.

Я читал Инструкцию, как интересную книгу, видел и представлял себе картины мероприятий, радовался и огорчался, потому что одни требовали времени, другие средств, а третьи я не мог исполнить, потому что был не специалист... Например, большого времени на подготовку требовали такие формы культурно-досуговой работы: утренник, вечер, день (боевых традиций, корабля, профессии, культуры, отдыха, искусства, музыки, театра, музеев, пожилых людей, здоровья, творчества, встречи с родителями, дисциплины, военной песни), неделя (военных и технических знаний, культуры, памяти), фестивали, эстафеты, смотры-конкурсы, клубы выходного дня, клубы по интересам. Гораздо легче можно было организовать: клубы по интересам, встречи по интересам, «Огоньки», коллективные просмотры телепередач с их последующим обсуждением.

Конечно, было бы лучше организовать такие мероприятия, которые помогли бы бороться с негативными сторонами военно-морской службы: диспут, дискуссия, окно сатиры, день жалоб и предложений, день открытого письма, отчётно-выборные конференции, день дисциплины, стенгазеты, боевые листки, радиогазета, газета-репортаж "Фото-факт", но кто мне это разрешит сделать? Я уже давным-давно (ещё со школы - автор) знал, что "начальство" боится только одного - гласности, открытости свой деятельности...

Диспут - это всегда "публичный спор по актуальным проблемам, имеющим высокую общественную значимость". Цель диспута - это всегда "поиск правильного понимания тех или иных проблем", иногда - "выпуск пара" общественного мнения, снятие напряжённости в коллективе, а может быть, наобюорот, "подогревание" проблемы... Участники диспута сравнивают, сопоставляют свои взгляды, иногда противопоставляют их, спорят, дискутируют, борются друг с другом в словесной баталии. Конечно, диспуты расширяют кругозор, направляют и подправляют, только в какую сторон? Диспуты нужно хорошенько готовить: выбирать такую тему, которая бы не навредила кораблю и экипажу; назначать такого ведущего, который не повёлся бы на общее настроение, а вёл бы диспут точно по курсу; подбирать группу активистов в помощь ведущему диспута; разработать дискуссионные вопросы и темы; составить регламент (правила) проведения диспута, чтобы была дисциплина, а не хаос (буза); оповестить личный состав экипажа корабля о диспуте заранее, чтобы ребята настроились; оформить помещения, где будет проходить диспут и заранее подготовить "сбивочные" номера типа анекдотов, скетчей (микросценок), юморных шуток или "перекуса", чтобы сбить агрессивный настрой диспута на дружественный. "Диспут - это искусство культурно-досуговой работы!" - сказал я самому себе голосом моего верного друга деда "Календаря" из деревни Дальнее Русаново...

Я её со школы, будучи комсоргом класса, был сторонником открытых диспутов и комсомольских собраний с открытым и свободным выражением мнений, но с чёткой организацией диспута. Все диспуты и собрания я начинал вступительным словом, приглашал участников диспута или собрания высказаться по проблеме откровенно, доказательно, активно включиться в разговор, но при этом соблюсти несколько обязательных правил: выражаться культурно, без мата и ругани; не обижать и не оскорблять друг друга грубыми словами (лучше юморными и шуточными) и быть конструктивными, то есть не обличать, а обличая, предлагать. Затем я давал возможность выступить всем участникам диспута, включая двух-трех заранее подготовленных выступающих, чтобы задать тон диспуту. Потом, если выступления были вялыми, сам добавлял "перцу", но без критики и оценки выступлений. Затем, когда число выступивших было больше пяти, я начинал комментировать выступления, чтобы поддержать интерес к заявленной проблеме или теме диспута. Я всегда старался вести диспут подчёркнуто тактично, культурно, воспитанно, но старался не навязывать всем свое мнение. При этом я старался облечь мнения и высказывания выступающих в культурную полуофициальную форму, то есть выражал в "официальных" словах и выражениях, чтобы это можно было изложить в официальном письменном решении-мнении диспута. Так, например, я делал на том памятном собрании ДМБовских годков призыва 1969 года из первого изначального экипажа БПК "Свирепый" в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ в Калининграде, когда был записан знаменитый "Годковский закон".

Для оживления диспута и направления его "в нужное русло" я всегда применял шутки или юмор, которые почти всегда оборачивались в мой адрес тоже шутками, острым словом, а то и шуточной угрозой и руганью. Главное, чтобы участники диспута не перессорились и не передрались... В конце диспута или собрания мне всегда предлагали "заключительное слово" (как награду за то, что я вёл диспут, но не выражал своего мнения - автор). Вот тут-то я и делал "козырный ход"... Я подводил итоги диспута или собрания, благодарил всех за активность и за "мудрые мысли", кратко излагает суть разногласий и их соответствие или несоответствие проблеме или теме диспута, напоминал позиции выступающих и их предложения, оценивал их доводы и аргументы, сравнивал их с действующими нормами уставов и законов, а самое главное, совмещал с текущими задачами и целями класса, школы, комсомольской организации... После этого кратко формулировал логичное коллективное мнение, удовлетворяющее большинство. Как правило, уставшие после диспута или собрания спорщики, выговорившись и выйдя из "клинча" своего личного настроения, охотно соглашались с "культурным" выражением их мнения, соглашались на компромисс, удовлетворялись общим настроем. В самом конце диспута или собрания я всегда просил прощения, если кого-то случайно в горячке обидел словом и этот пример неизбежно "заставлял" многих участников споров тоже по-дружески просить извинения друг у друга.

Странно, но именно эта моя "дискуссионная манера" организовывать и вести комсомольское собрание в стиле диспута, очень не нравилась нашему первому замполиту капитан-лейтенанту В.А. Тихонову в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ, потому что он требовал от комсорга лейтенанта Н. Судакова напористого, командирского ведения собрания, без всяких диспутов, только с подготовленными выступающими и только с точным, заранее подготовленным "нужным" решением. К сожалению, то же самое отношение было к моему предложению организовать диспуты на корабле со стороны командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова, замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина и командиров боевых частей...

Конечно, подготовить и провести тематический вечер на какую-нибудь праздничную или историческую дату - это заманчиво, интересно, но потребуется сценарий, строгая организация и проведение вечера, подготовка выступающих и написание для них публицистический статей-материалов, плюс надо будет всё устроить так; чтобы всё было показано и подано на вечере документально-художественно, образно, чуть-чуть театрализовано, а это потребует времени на репетиции и подготовку "артистов". Кроме этого нужно будет так отшлифовать всё действие на вечере, чтобы чётко выразить тему и сюжет вечера, композицию, последовательность событий и общее эмоциональное впечатление от вечера. Это всё для меня одного очень сложно и требует не только единомыслия, но и сподвижников..., а где их взять, если все заняты боевой и политической подготовкой "под завязку"?

Я помню, как в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в Пионерском проводился тематический вечер на тему «Устав — закон жизни воинов», тогда от каждого взвода каждой роты Экипажа назначили матросов, которые лучше всего знали нормы уставов и поставили перед нами задачу: "Изобразить зрительными формами нормы уставов по списку". Большинство "команд" просто инсценировали уставные отношения, как они записаны в уставах, а наша команда, используя почти двухметровый рост нашего Вани Пецко с интеллектом 15-летнего "пацана из Жмеринки", поступила иначе... Мы "сделали" Ваню Пецко "сержантом-годком" и под его команды "тупо" выполняли строевые приёмы на сцене клуба под гомерический хохот зрителей, участников вечера, при этом наше отделение и наша 2-я рота были отличниками по подготовке по войсковым уставам... Да, это был незабываемый успех, победа и тематический вечер...

В принципе, опять же, исходя из школьного опыта, я знал, как готовить тематический вечер. Тут нужно воздействовать на сознание, на чувства и волю моряков. Всё будет зависеть оттого, насколько чётко будет подготовлен тематический вечер, подобран и использован информационный материал. Композиционно любой тематический вечер, как правило, состоит из пролога, завязки, развития сюжета и действия, кульминации и эпилога (выводов). В прологе подаётся главная смысловая идея вечера. Завязка создаёт интригу, заинтересовывает, включает зрителей в действие. Развитие последовательно выражает суть вечера, показывает эпизоды, раскрывающие тематику вечера. Кульминация - это момент наивысшего напряжения событий вечера, самая образная часть, самая эмоциональная, почти стихийная, творческая, яркая. Кульминация должна вызывать особое эмоциональное состояние у всех, кто участвует в вечере. Эпилог - это завершение вечера, как бы итог, подводящий всех участников к заранее задуманному результату и выводам. В эпилоге главное средство воздействия - это эмоциональное живое слово, при этом обязательно со смыслом и темой вечера.

Живое выразительное слово, то есть спонтанно-эмоциональное, творческое, от души, от сердца, которое выражает не только мысли, но и чувства говорящего, обязательно влияет на всех участников, воодушевляет их, невольно заставляет активно сопереживать. Поэтому на тематический вечере нужен ведущий с харизмой, то есть с исключительной одаренностью, наделённый "особыми качествами исключительности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга сторонников". Ничего себе определение?! Как найти такого в экипаже БПК "Свирепый"? Как стать таким, если ты сам - грешник?..

Я надолго задумался над этими и другими вопросами, решил сделать перерыв и с удовольствием включился в общекорабельные дела, работы и заботы выходного дня: поучаствовал в большой приборке, помог ребятам бачковать в столовой личного состава, пообедал в компании с рулевыми и сигнальщиками БЧ-1 и БЧ4, постирал свои робы и с щенячьим восторгом "побанился" вместе с годками в парной нашей корабельной бани. К вечеру после ужина я опять занялся самоподготовкой в качестве организатора культурно-досуговой работы на БПК "Свирепый". Теперь со мной в обсуждении вариантов проведения различных мероприятий на корабле участвовали члены комитета комсомола и мои друзья. Разговор был очень жарким и интересным, потому что многие вспоминали, как они участвовали в культурно-досуговых мероприятиях у себя в школах и училищах.

- А я знаю, что такое "устный журнал"! - торопливо и азартно, как всегда, заявил подгодок, старшина 2 статьи старший радиометрист БИП РТС Вячеслав Михайлович Евдокимов. - Однажды моя девушка затащила меня в гости к одному "перцу", он у нас на фабрике работал заместителем фабричной многотиражки. У него на квартире собрались избранные приглашённые на вечеринку, а оказалось - это устный журнал какого-то ихнего литературного кружка, ну, там поэты всякие, писатели, журналисты.
- Ну и что? - нетерпеливо спросили его присутствующие годки.
- А то, - заторопился Славка Евдокимов, - что на любом вечере главное - это тамада, то есть ведущий! То, как он говорит, что говорит, как себя ведёт, какие реплики, шутки-прибаутки применяет, от этого зависит всё впечатление от вечера...
- Это и ежу понятно! - возразили подгодку годки. - Ты по делу базарь! Что такое "устный журнал"?

- Устный журнал, - начал рассказывать Славка Евдокимов, - это такая вечеринка, когда все присутствующие балабонят о важных событиях в стране и за рубежом, при этом каждый сообщает какую-то новость, старается сообщить сенсацию, а потом все начинают это обсуждать, обсасывать, как конфетку. При этом по теме сообщений начинают представлять всякие там художественные подтверждения или иллюстрации.
- Какие ещё иллюстрации?! Чего ты травишь?!
- Ну, как бы вам сказать? - стушевался Славка Евдокимов, у него не хватало слов, чтобы выразить всё то, что клокотало внутри него и рвалось наружу. - Представьте себе обычный журна: обложка, заголовки, статьи, фотографии, картинки из книг, иллюстрации. Так и здесь... Кто-то задал тему, рассказал её, раскрыл содержание, а потом или он сам или его помощники иллюстрируют тему разными произведениями. Например, один гость из Москвы рассказал, как он побывал на концерте мага Вольфа Мессинга, а потом показал всем фотографии с концерта, которые он сделал. Мы потом больше часа обсуждали - мошенник этот Мессинг или волшебник...
- А что этот Мессинг делал?
- Мысли читал на расстоянии... - ответил Славка Евдокимов. - Брал человека за руку и отыскивал в зале спрятанные предметы. Угадывал биографию любого зрителя. Гипнотизировал людей на сцене. Говорят, загипнотизировал самого Сталина во время войны...
- Да... - сказали годки. - Это интересно... Ну, а что такое устный журнал? Ты так и не сказал!

- Устный журнал, - вмешался я в разговор и поведал ребятам то, что прочитал в Инструкции по организации культурно-досуговой работы на флоте, - это почти полная аналогия с печатным журналом, то есть комплексное повествование, действие, состоящее из разделов и "страниц", но не больше трёх, с разными темами. В качестве "иллюстраций" по темам - выступления чтецов с отрывками из литературных произведений, лекторы из общества "Знание", поэты, художники или фотографы со своими картинками и фотографиями. Примерная длительность устного журнала - 1,5-2 часа.
- По содержанию устный журнал может быть обзорным или тематическим, то есть либо обзор разнообразной интересной информации из различных источников, как, например, в журнале "Вокруг света" или из событий, связанных одной темой, например, юбилеем какого-нибудь поэта или писателя.
- Главное, - сказал я ребятам, - чтобы количество устных сообщений и "иллюстраций" было поровну, иначе скучно будет. Например, 15 минут кто-то вещает, а потом минут 5 кто-то что-то показывает.

- Да, - сказали годки и с ними согласились все присутствующие в ленкаюте, - это интересно, это можно попробовать... Только, кто это всё будет готовить и когда? Нее... Не получится.
- Да, - подтвердил я мнение годков. - Чтобы организовать хороший устный журнал нужна редколлегия, 5-7 человек участников. Редколлегии надо: изучить интересы и запросы личного состава, определить объём и характер информации журнала, разработать программу выпуска, подобрать выступающих, изготовить и художественно оформить эмблему устного журнала, подготовить ведущего, подобрать "иллюстративный материал" и, главное, материально обеспечить это мероприятие.
- А это ещё что такое? - спросили меня годки.
- Ну, там, угощение всем участникам: компот, пирожки, яблоки, по сигаретке за присутствие и участие, - ответил я неуверенным тоном.
- По сигаретке - это хорошо, - сказали годки. - Это пойдёт. На это клюнут и придут все желающие... Ну, давай, дальше трави, Суворов. Что ты ещё нам придумал?

- Ещё есть такая форма культурно-досуговой работы на корабле, - сказал я ребятам, - "Вечер вопросов и ответов".
- У матросов нет вопросов! - тут же отреагировали годки и все присутствующие. - Забыл что ли "годковский закон"?
- Нет, не забыл! - ответил я гневно. - Хорошо помню и знаю, не чета некоторым. Просто это такая разрешённая форма политработы на корабле.
- Ну, и с чем её едят?
- Это такой устный журнал, но на одну тему, - начал я рассказывать ребятам. - Вечер вопросов и ответов
даёт возможность разобраться в актуальных, злободневных событиях и проблема текущего момента в политике, в военно-морской службе, в жизни экипажа корабля. Вечер вопросов и ответов позволяет личному составу экипажа корабля получить ответы командира, замполита, старпома, командиров боевых частей на разные вопросы по разным темам и проблемам, в том числе в области научных, военных, правовых и других знаний.

- Да, это тоже интересно, - согласились все присутствующие. - Давненько нам никто ничего не разъяснял, не рассказывал, всё только приказывают, приказывают, напрягают, но ничего не объясняют. Говорят: "Военная тайна" или "Вас это не касается". Да и комсомольских собраний что-то давно уже не было...
- А как проводится вечер вопросов и ответов?
- Обычно: объявляется заранее тема вечера и предлагается задасть вопросы в письменном виде через специальный "почтовый ящик"; "забивается" в распорядок дня дата и время вечера (как правило, не больше 2,5 часов на всё про всё); подбирается ведущий; объявляется на вечере о возможности задать дополнительно по несколько устных вопроса на тему; приглашаются заранее те, кто будет отвечать на вопросы; объявляется порядок проведения вечера вопросов и ответов, при котором ответы не обсуждаются, их просто слушают и принимают во внимание.
- И всё?
- И всё.
- Тогда в чём суть?
- Суть в том, что вы можете задать вопросы, и получить ответы, чтобы потом спокойно их обдумать и сделать соответствующие выводы. При этом никому "не больно" и никто не пострадает, потому что этот вечер вопросов и ответов официальный, то есть разрешённый, по уставу, - ответил я несколько жёстко, удивляясь не сообразительности годков и старшин.
- А-а-а... - протянули годки и старшины. - Это меняет дело. Это пойдёт... Пойдёт... Это хорошо...

- Что ещё? - тоже с ноткой угрозы спросили годки.
- Ещё может быть "вечер боевой подготовки", - ответил я бодро и независимо. - Это такое состязание между годками и старшинами на лучшее знание вопросов боевой подготовки на заведовании.
- Это как?
- Это состязание в работе на заведовании, например, снаряжение установки к бою и выстрелу, поиск и выдача целеуказания, разборка и сборка стрелкового оружия, выполнение дейсвтий по командам "Подъём!" и "Отбой!".
- Это как раз для салаг и молодых! - сразу же отреагировали годки и страшины. - Во! Это то, что надо! Это организовать проще всего и готовиться особо не надо. Это пойдёт, дава, Суворов, готовь "Вечер боевой подготовки"!

- Нее, - теперь я мог лениво возразить годкам... - Просто "вечер боевой подготовки" - это скучно, это просто обыкновенная тренировка по учебно-боевой тревоге...
- То есть как это "Нее"... Ты чего, предлагаешь?
- Надо с юмором, - ответил я, сильно волнуясь. - Надо не всерьёз, а как бы в игре, чтобы весело было. Чтобы как в игре в КВН, чтобы было весело и находчиво. Надо организовать военно-морской КВН, чтобы всё было честь по чести: команды от боевых частей, капитаны, приветствия, шутки, игры как состязания по боевой подготовке, концертные номера, жюри, оценки, призы, напрмиер, наш фирменный яблочный пирог, угощение для все6х участников, фотографирование на память, юмористические плакаты, рисунки, стенгазета, чтобы праздник был, а не очередная тренировка...
- Ну, ты даешь! - после некоторого ошарашенного молчания сказали годки и все в восторге зашумели, заговорили и закричали так, что я испугался, как бы нас не услышали в корме дежурный офицер по кораблю и дежурный мичман по низам.

Идея с игрой в военно-морской КВН сразу всем понравилась и все тут же "загорелись" желанием воплотить её в жизнь. Обсуждение этой идеи было настолько бурным, смешанным, хаотичным, весёлым и жизнерадостным, что я не запомнил ни слова из того, что было сказано, но все говорили, что это "классная идея", что это "нужно обязательно сделать" и что "Суворов - молодец, что придумал такую идею".

На прощание годки, старшины и члены комитета ВЛКСМ БПК "Свирепый" попросили меня подготовить им какой-нибудь устный журнал или вечер отдыха для годков, как сегодня и я пообещал им рассказать в воскресенье вечером после вечерней поверки интересную информацию о том, как в военный годы на ВМФ официально совместили нормы Корабельного устава с нормами неписанного "годковского закона". Все были страшно заинтригованы этим сообщением и с нетерпением ждали завтрашнего вечера. Только неугомонный мой друг и товарищ Славка Евдокимов заранее выдал меня и сказал: "Дураки! Уже за полночь и сегодня уже воскресенье 1 апреля! Суворов нас всех "надул"!

Получая дружеские шлепки и подзатыльники, я проводил гостей за порог ленкаюты, а сам решил завтра всё равно сделать пробный "устный журнал" на заявленную тему, я уже знал, о чём, как и на какую тему я буду говорить и рассказывать. Ну, Славка, держись!..

Фотоиллюстрация: 30-31 марта 1973 года. ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". В субботу 31 марта на "посиделках в ленкаюте у Суворова" в компании годков, старшин и членов комитета ВЛКСМ БПК "Свирепый" родилась идея о проведении на корабле игры в военно-морской КВН. На следующий день в воскресенье 1 апреля 1973 года состоялся первый в истории корабля "устный журнал" на тему совмещения норм Корабельного устава и норм неписанного "Годковского закона", то есть флотских традиций старого русского военного флота и советского ВМФ СССР. Вот так же от новой идеи и счастья творческого подъёма в моём сердце пел и играл сигнал боевой тревоги корабельный горнист-трубач-краснофлотец...

Не вейся ты, чайка, над нами,
И голосом тонким не плачь, ты не плачь,
Мы вышли на битву с врагами,
Сыграй нам тревогу, трубач.

Сыграй, чтобы люди вставали,
Трубу твою, слыша вдали, да вдали,
Чтоб мертвые вместе с живыми
В атаку последнюю шли.
Чтоб мертвые вместе с живыми
В атаку последнюю шли.

Мы вышли бороться за счастье,
И нет нам дороги назад, никогда,
И наши матросские ленты,
Как черные птицы летят.

И нас, провожая в дорогу,
Ты нам пожелаешь удач, нам удач,
Нам песен прощальных не надо,
Сыграй нам тревогу, трубач.
Нам песен прощальных не надо,
Сыграй нам тревогу, трубач.

"Сыграй нам тревогу трубач". Песня из кинофильма "Оптимистическая трагедия". Музыка: Василий Дехтерев, слова: Михаил Матусовский.