Сэмюэл Тротт. Обязанность верить и покаяние

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОБЯЗАННОСТЬ ВЕРИТЬ И ПОКАЯНИЕ
Запрос в отношении обязанности невозрожденных верить и покаяться
 Сэмюэл Тротт (1839)
http://www.pristinegrace.org/media.php?id=342

ЧАСТЬ 1. " Брат Биб: Я заметил ревность, с которой брат Мередит выступает против баптистов Старой школы за то, что они «не обязывают невозрожденных верить, каяться и молиться». Я должен рассмотреть эти обвинения и попытаться показать, что в них правда и что – ложь, и в каких отношениях. Начну с вопроса о вере. Обвинения тех, кто считает, что мы «не обязываем невозрожденных верить», очевидно, исходят от людей, которые не знают или не проводят разницу между верой Сына и верой В Сына, и между верой Бога в Своего Сына и нашей верой в Сына Божия (Иоан.3.36 и 1 Иоан.5.10). Это различие не только присутствует в вышеупомянутых текстах, но и проявляется в христианском опыте. Никто не может верить в Сына Божия и иметь такой опыт помимо дара веры, который дается от Бога и отличает избранных Божиих. Этот опыт опирается на послушание Христа, Который удовлетворил требования Закона и справедливости в отношении Своего народа, и дал только ему полное оправдание пред Богом и искупление в соответствии с Законом, а также веру и все наше спасение. Но очевидно, что начиная с самого раннего периода странствования Церкви и по сей день значительная часть христианской общины опасается этой простой веры в ту истину, что Бог дал нам Сына Своего, и даже просто веры в истину Священного Писания, которая характеризует единственно верующих во Христа. То есть, Откровение Христово в Писании стало рассматриваться в качестве предложения, представленного сознанию людей, чтобы они приняли его, и при этом таковое предложение устанавливается догматически и понимается как некая проверка, уверует ли кто во Христа или отвергнет Его и будет осужден. Это воспринимается как забота о том, чтобы вселить в умы детей знания и убеждения об основах христианской веры. На этом построена вся система катехизации детей, воскресных школ и программы библейских классов в наши дни; точно так же как вероисповедания воспринимаются как важнейшее резюме христианской доктрины, которое должно внедряться в умы родителями и духовенством и преподаваться в школах, чтобы сделать детей христианами.
В связи с этой имеющейся ошибкой, мы утверждаем, что природный человек не обязывается Богом верить, поскольку вера принадлежит только избранным Божиим, и никто не осуждается за отсутствие этой веры; и это следует понимать как отвержение обязанности верить, как оно дано Богом и свидетельствуется во Священном Писании. Насколько я понимаю, это не только учение Старой школы, но и апостольское учение в данном вопросе, которое состоит в том, что вера как таковая дана лишь верующим во Христа в евангельском смысле; она не может быть достоянием самого человека, а исходит лишь от Христа, Его повиновения Закону и всей праведности, которое единственно есть основание принятия нас Богом. Тот, кто возводит веру в закон, ничего не знает ни о законе, ни о вере, ибо вера не может ни в каком смысле быть естественной обязанностью или физической способностью человека, созданного из праха;  она – осуществление той духовной жизни, которая исходит от Сына Божия, Который есть Глава Своего народа, и которая требуется лишь от людей, рожденных от Бога. Вера полностью противоположна всякой юридической обязанности, ибо она есть дар от Бога. С другой стороны, я понимаю учение Старой школы таким образом, что обязанность всех разумных существ – верить тому, что Бог говорит в Писании, поскольку они имеют доступ к нему прямо или косвенно, ибо свидетельства о Творце и Провидении есть и там, куда Писание не дошло. Тот, кто не верит, что Бог дал нам Сына Своего, делает Бога лжецом (1 Иоан.5.10), и никто не может поступить так и остаться невиновным. Обязанности человека, таким образом, вытекают не из какого-либо дара, который Евангелие дает лично ему, а просто из характера и природы вещей, и из того, что Бог есть. Это закон творения.
Следующий вопрос – это обязанность невозрожденных покаяться. Из-за путаницы, которая возникла здесь с распространением различных видов кондиционализма и по другим причинам, эта тема трудна для правильного понимания и объяснения во всех деталях. Признаюсь, и мне непросто провести четкую грань различия между разными упоминаниями о покаянии в Писании и обязанностями, возлагаемыми на людей в целом через свободное благовествование нашего благословенного Спасителя духовному Израилю Божию. Но поскольку очень важно, чтобы мы поняли, чему учит об этом Писание, я представляю ответ на один из множества заданных мне вопросов. Я скажу сразу, что с тех пор как я знаю по опыту, что покаяние даруется Христом (а я надеюсь, что я в некоторой степени постиг это), я полностью убежден, что путь покаяния, который проповедуют все разновидности кондиционализма, совершенно чужд библейскому пониманию покаяния. С другой стороны, я не надеюсь дать этому столь детальное и глубокое объяснение во всех пунктах, которое дал д-р Джилл и его последователи. У него можно найти некоторые мысли по этому поводу, которые предлагаю и я, в том числе – о проповеди покаяния Иоанном Крестителем; разница между нами, я надеюсь, не принципиальна.
Я исхожу в этом вопросе из следующих предпосылок. Во-первых, если мы предположим, что изначальный закон творения, или закон, возвещенный в Десяти заповедях Синая, заповедует покаяние, то это приведет к следующим непреодолимым трудностям.
 
1.      Покаяние предполагает грех, поэтому заповедь покаяния по Закону должна предполагать в качестве условия ее выполнения предыдущее существование греха.
2.      Если Закон заповедует покаяние, то покаяние необходимо для праведности по Закону и, следовательно, Христос, исполнив эту праведность и Закон для Своего народа, Сам должен нуждаться в покаянии, чтобы представлять Свой народ во всех отношениях. Это абсурд.
3.      Если мы полагаем, что Евангелие заповедует покаяние как условие принятия Богом, то Евангелие в определенном смысле должно являться законом, по которому существует весь человеческий род. Следовательно, отказ подчиниться этой заповеди ведет к осуждению. Если, таким образом, Евангелие исходит от Бога, Который требует соблюдения его заповедей от человечества в целом, то с этого момента любой человека, как ответственный перед Богом, обязан оказывать повиновение евангельскому закону, и если он не сделает этого, то понесет осуждение. Если человек прожил двадцать лет или больше, игнорируя Евангелие и его заповеди, а затем покаялся в этом, то он не может ничего сделать для удовлетворения за свой грех. Очевидно, что все должны так или иначе рассматриваться как нарушители евангельского закона. Христос освободил Свой народ  от клятвы Закона, но спас ли Он его от осуждения Евангелия? И если нет, должны ли мы подвергнуться осуждению или наказанию? Если же Спаситель не освободил нас от осуждения по евангельскому закону, то как мы вообще можем спастись? Если же Христос искупил нас от Закона, то должен ли Он даровать покаяние для Своего народа? Предположение об этом нелепо.
 
Если, с другой стороны, мы полагаем, что невозрожденные в наше время  не имеют обязанности покаяться, то мы должны рассматривать их как оправданных в своих грехах, независимо от того, что это за грехи. Этого, я думаю, никто не признает, ибо в Писании безусловно есть призыв невозрожденных к покаянию. Но откуда тогда возникает  эта обязанность покаяться? Я попытаюсь ответить на этот вопрос чуть дальше. Сложность этого вопроса неоднократно пытались решить путем ссылки на тот факт, что в Писании упоминаются два вида покаяния. В оригинале они обозначены разными словами, но я считаю, что есть один термин, одинаково используемый в различных отрывках, непосредственно связанных с нашей темой, таких, как Мтф.3.2, 4.17, 11.20-21, Деян.8.22, 17.30, а также в аналогичных, таких, как Лк.24.47, Деян.5.31 и 2 Кор.7.9-10 (в последнем случае слово «раскаяние» в ст.10 – это другое слово в оригинале).   Я думаю, что везде здесь говорится об одном и том же. Я не знаю, есть ли здесь смысл говорить о чисто внешнем или же «сердечном» покаянии и тому подобное. Само слово metanoia согласно его этимологии означает «вернуться, обрести разум, прийти к пониманию». Покаяние, таким образом, предполагает «изменение ума» после того, как некий акт был совершен, и, следовательно, осуждение деяния, сожаление о нем и изменение поведения. Это может быть телесная и мирская печаль, или же благочестивая и духовная скорбь, и это может быть действие ума или Духа. В первом случае  нужда в покаянии остается. Но главное в понятии о покаянии, я думаю, совершенно упускается кондиционалистами, которые часто забывают и другие вещи. Речь идет о том, что покаяние, без которого возможно лишь осуждение, полностью противоположно всякому самодовольству, самооправданию и стремлению положиться на самого себя, чтобы быть принятым Богом. Поэтому крайне абсурдно считать покаяние условием спасения. Отвечая на вопрос об обязанности людей покаяться, я должен вновь обратиться к Закону, к Десяти заповедям, и, как я уже говорил прежде, подчеркну, что он отличается от первоначального закона, с которым человек был создан – хотя в то же время я хотел бы остеречься понимать так, что это совершенно разные законы. Насколько я понимаю, это по существу один закон, только в разных проявлениях. В первоначальном творении закон, требующий от человека возлюбить Бога всем сердцем своим, не был дан ему ни устно, ни в виде, подразумеваемом запретами, как в Декалоге; он был написан в самом человеке. Я имею в виду то, что поскольку человек был сотворен разумным и все, что его окружало, свидетельствовало о мудрости, силе и доброте Творца, это являло обязанность человека любить своего Творца всеми своими силами и разумением. Таким образом, в Рим.1.19-20 сказано: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Если бы человек сохранил то достоинство, с которым он был сотворен, ему не потребовались бы требования в виде Декалога, чтобы знать, что правильно, а что неправильно. Тем не менее испытание его любви и подчинения Богу было необходимо, и оно было предоставлено ему в виде запрета на древо познания добра и зла. Человек согрешил и утратил славу Божию, и попал в состояние осуждения, и поэтому чтобы он мог знать, что должно, прежде, чем явилась возможность полного спасения в духовном Израиле,  а также для подготовки предстоящего прихода Мессии, ему был дан новый закон в виде десяти заповедей Синая, заповеди которого, воспринятые полностью, продемонстрировали отход человека от стандартов Закона. Поэтому Павел и говорит: «я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим.7.7). Этот письменный Закон, данный в завете с национальным Израилем и написанный на каменных скрижалях, должен был показать, что закон сам по себе не может дать жизнь, что внешняя заповедь, обращенная к человеку, оставляет сердце мертвым и жестким, как те камни, на которых Закон был написан.
Эти Десять заповедей по своей сути были адресованы в адрес как евреев, так и язычников, и давались для того, чтобы научить покаянию. Я утверждаю, что покаяние есть не предпосылка Закона и не часть праведности по нему, но Закон обращается к человеку, как развращенному и осужденному, и призывает его обратиться от уверенности в своих силах к покаянию. Я полностью поддерживаю утверждение Писания, что закон положен не для праведника и дан по причине преступлений, в особенности  где говорится, что по закону заграждаются всякие уста и весь мир становится виновным пред Богом. Что призван сделать Закон, если не осудить самоправедность пред Богом? А что такое осуждение самоправедности, как не покаяние пред Богом? Именно в этом смысле я понимаю то, что Закон и Декалог призывают к покаянию. Но если дарование Закона есть призыв к покаянию, то обязывает ли оно человека покаяться и смириться пред Богом? Я думаю, что нет, ибо Закон лишь являет истину о характере человека, как виновного и осужденного существа, нечистого во всех своих путях. Обязанность человека покаяться вытекает из иного – из самой сути вещей. Обязанность человека состоит в том, чтобы смириться пред Богом и другими людьми, потому что истина такова, что он виновен в нарушении Закона и не может ссылаться в свое оправдание на дела и доверять им, ибо, как показывает Декалог, эти дела осудят его.
Однако я хотел бы здесь отметить, что хотя сомневаюсь в уместности использования термина «обязанность» в строгом смысле по отношению к покаянию, он возможен в другом смысле. Относительно сути покаяния, как и обязанности человека покаяться, поскольку он есть творение Божие и объект Его нравственного правления, у меня нет никаких сомнений, что свет разума и внешнего откровения могут показать зло греха. Давайте теперь взглянем на христианский опыт, где Дух наставляет на истину. Когда человек силою Духа Святого познает Закон, и осознает свою вину и испорченность, он сразу же падает ниц в подножие ног милосердия, признавая справедливость своего осуждения, и постигает, что по самой сути вещей смирения перед Богом, против Которого он согрешил, не может быть слишком много. Конечно, что на первом этапе он, возможно, стремился к делам ради покаяния, чтобы загладить свои грехи и обрести мир с Богом; но теперь он ненавидит эту насмешку над Богом, бесчестящую Его закон, что обличает все его грехи. И он помышляет уже не о том, чтобы просто избежать наказания, а о том, чтобы обрести искупление. Тот, кто действительно кается, видит и чувствует, что нет никакого способа, каким он по справедливости может быть освобожден из-под проклятия Закона, пока он не примет верою, что Христос внес удовлетворение за таких грешников, как он. Он чувствует, что по самой сути вещей он должен пасть во прах и смириться пред Богом, как нарушивший Его Закон и злоупотребивший Его благостью. Но кроме того, в свете Евангелия он видит, что есть суверенная благодать, которая единственно привела его к покаянию, как и то, что осуждение человека есть лишь следствие его ужасного отпадения от Бога, при котором развращенный ум делает то, о чем он знает, что это плохо, ибо он больше возлюбил тьму, чем свет.
В соответствии со сказанным, из опыта мы видим, что человеческому существу приличествует и достойно смиряться пред Богом, ибо, как говорит апостол, благость Божия ведет его к покаянию. Иными словами, для человека, если он правильно рассматривает себя, естественно испытывать смирение и раскаяние в сердце, но вместо этого он проявляет ожесточение и неспособность к покаянию, собирая себе на день гнева (Рим.2.4-5). И я понимаю учение Старой школы таким образом, что по самой сути вещей все люди, которые ходят в истине, должны смириться и покаяться пред Богом, как нарушители Его Закона. И вполне правильно для верующего, если он знает за другим какой-либо грех, призвать такого человека, возрожден он или нет, к покаянию во грехе, как призывал Петр в Деян.8.22. Но это наставление не будет ничем большим, чем убеждение соответствующего лица использовать тот свет, который Бог дал ему – будь то свет естественный или благодатный. Такой призыв, однако, не есть собственно дело служения. Если отсюда выводят обязанность невозрожденных покаяться, то пусть сделают вывод, что люди могут и должны сами прийти к покаянию в жизнь, или что их обязанность – покаяние в смысле праведности по закону, или что покаяние есть одно из условий предложения Евангелия, ибо, с точки зрения Старой школы, какой-то из этих выводов сделать придется.

ЧАСТЬ 2. Хотя я уже обращался к этой теме, и многие сочли мою позицию необоснованной, я не могу оставить Вас без исследования того, чем является проповедь покаяния, когда наступила весна веры и солнечный восход Евангелия.
Прежде всего, мы считаем, что Иоанн проповедовал Христа, говоря: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Чтобы правильно понять смысл и замысел этой проповеди, надо вникнуть в положение тогдашних евреев. Я уже отметил чуть раньше, что Десять заповедей были даны в завете национальному Израилю. Эти заповеди по условиям завета предполагают соблюдение всего еврейского ритуала, как повелел Моисей. Дары и жертвоприношения, как и другие обряды, подразумевали раскаяние и признание вины, а также ожидание и принятие Мессии, которому надлежало прийти (Втор.18.15-19). Таким образом, «обращение от мертвых дел» (Евр.6.12) относится к принципам или начаткам учения Христова, которое обращено к верующим евреям. Также приход Мессии в соответствии с Божественным замыслом предполагал, что Он должен первым явиться к евреям как народу, чтобы они приняли Его или отвергли в соответствии с Синайским заветом. Поэтому, как сказано, Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан.1.11). Насколько я понимаю, в соответствии с Заветом и Законом, данным на Синае, Иоанн проповедовал покаяние перед приходом Христа, как проповедовал покаяние и Христос, ибо прошли семь седмин Даниила и приблизилось Царство Небесное.  Иоанн и Иисус проповедовали покаяние ради Мессианского Царства, ибо преподанные на Синае заповеди предполагали, что покаяние, а не самоправедность, необходимы, чтобы прийти к Мессии и вступить в Его Царство. Они призывали к покаянию, таким образом, в соответствии с принципами, установленными в Завете, обращенном к определенному народу, которому Христос первым явил Себя как Мессия – чтобы Его приняли или отвергли. Мы согласны с братом Бибе, который отметил, что в своей проповеди покаяния Иоанн делал акцент: «приготовьте пути Господу». Но я думаю, что проповедь покаяния у Иоанна была направлена к евреям и их национальному завету, и что он был призван Святым Духом, чтобы подготовить народ к пришествию Господа, чтобы, посредством проповеди Иоанна люди, евреи, убедились в своей греховности и осужденности, и надеялись только на скорейший приход Мессии, и чтобы плодом их покаяния был отказ от самодовольства и похвальбы родством с Авраамом во оправдание и, соответственно, готовность прийти на крещение к Иоанну ради покаяния и прощения грехов. Таким образом, Христос пришел к Своим, к Своему народу, и Его не приняли, ибо Он дал власть быть детьми Божиими не по крови. Это было не национальное призвание, а личное от Бога. В этом вопросе педобаптисты могут считать, что они соответствуют проповеди покаяния у Иоанна, ибо они поступают со своими детьми в соответствии с заветом Авраама; но баптистам не пристало смешивать принципы Синайского завета со служением Евангелия, которое призывает людей к личному покаянию ради подготовки к принятию Евангелия*.
Сегодня мы проповедуем покаяние по Евангелию. Мы можем просто сослаться на Лк.24.47, где Христос после Своего воскресения учит Своих учеников, что покаяние и прощение грехов следует проповедовать во имя Его среди всех наций, начиная с Иерусалима. Это надо особенно иметь в виду, говоря о проповеди покаяния после вознесения Христа.
Следует проповедовать во Имя Христа, а не во имя Моисея. Это не требование Закона, которое предъявлял Иоанн к евреям на основании Синайского завета. Проповедь покаяния часто не есть проповедь во имя Христово, ибо призыв к покаянию – это то, что естественный человек не может не только осуществить, но и помыслить. Поэтому такая проповедь, как правило, обращается к собственным способностям людей и удовлетворяет их таким раскаянием, к которому они способны, и поэтому она дает им не покаяние, которое дарует Христос, а лишь состояние виновных, сокрушенных, беспомощных грешников.
Покаяние действительно проповедуется во Имя Христово, когда возвещается широта, неизменность и духовность Закона, и проповедуется Христос и установленное Им Евангелие, как исключающее всякого рода дела в качестве основания для принятия Богом, так что заграждаются всякие уста и весь мир становится виновным. Это проповедь делает сердце открытым для Святого Духа, и, будучи примененной Им, дарует плоды подлинного покаяния, а именно – лишает грешника всякой самоправедности, самомнения и доверия к самому себе и повергает его в прах и пепел. Но кроме этого, покаяние во Имя Христа возвышает Его как Господа и Спасителя, чтобы дать Израилю прощение грехов. Грешнику следует указать на Христа, Который единственно может расплавить его сердце и дать ему то покаяние, в котором он нуждается. И тесная связь между раскаянием и обретением прощения грехов должна быть четко проведена далее, так чтобы, с одной стороны, никто не предавался надежде на помилование благодатью Христовой, если он не знает и не чувствует гнусность и всепагубность греха; а, с другой стороны, чтобы те, кто скорбит над своей гнусностью и падением, могли бы обрести надежду на прощение грехов во Христе. Я предлагаю брату Мередиту и другим людям, встревоженным нападками на нашу Старую школу за то, что она якобы не проповедует покаяние, решить, следуют ли они такому образу проповеди, как мы описали, или же призывают к покаянию невозрожденных и пытаются запугать их ужасами ада, и тем самым подталкивают их к мысли о том, что покаяние – это просто плотские чувства и волнение, что якобы согласуется с евангельским учением и представляет собой «истинное покаяние». Есть еще один момент, который я должен заметить, прежде чем закончить, а именно Деян.17.30: «Оставляя времена неверия, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». Прежде всего мы должны заметить выражение «ныне повелевает». Если призыв язычников к покаянию здесь подразумевает новый закон, то их прежнее идолопоклонство не представляет оснований для покаяния, и они невиновны. Но такой вывод совершенно несовместим с точкой зрения Павла с учетом Рим.1.18-32. Истинный смысл этого выражения связан с тем, что Бог освобождает от неведения: если до сих пор Закон и Декалог, дающий знание о грехе, был ограничен в основном евреями, а язычники оставались без каких-либо особых откровений, обличающих их грехи, то ныне в соответствии с Евангелием провозглашается и проповедуется всем народам абсурдность и беззаконие идолопоклонства, и вина и осуждение всех нарушителей Закона. Поэтому когда Евангелие приходит к язычникам, сопровождаясь, таким образом, и провозглашением Закона, язычники, чьи сердца открыты для Слова, приходят к отказу от всех своих надежд, связанных с идолослужением, которое они совершали, и падают пред Богом ниц как виновные грешники, нуждающиеся в Его помиловании, так же как и евреи, лишенные праведности по Закону.  И не только поэтому, но и через внешние свидетельства о Законе и Евангелии человеческий разум обретает возможность все это почувствовать и свою ответственность пред Живым Богом. В соответствии со сказанным я добавлю, что главная идея этих отрывков – заповедь наставить, научить, руководить, а также уведомить и предупредить. Поэтому я понимаю так, что согласно Евангелию Бог дал новую заповедь или закон для язычников и призвал их к покаянию, чтобы явить влияние и силу провозглашения Евангелия, свидетельствуя о духовности Закона всем людям, в отличие от того, что было при прежнем устроении.This I understand to be the particular instruction given how repentance is to be preached since the ascension of Christ.
Наконец, вопрос состоял в том, обязаны ли невозрожденные молиться; это требует внимания. Если обвинение баптистов Старой школы, что они «не считают обязанностью невозрожденных молиться», имеет в виду то, что у них нет обязанности молиться регулярно или по определенной форме, или своими словами, для того, чтобы спастись и быть принятыми Богом, то каждый строгий баптист Старой школы и любой другой человек, который знает, что есть то нечестие, что чтит Бога на словах, а сердцем находится далеко от Него, должен признать, что это обвинение – вполне по его адресу. Но если речь идет о том, что якобы мы не признаем за любым человеком право, в соответствии с чувством своей зависимости от Бога и нужды в Его милости и помощи, просить Бога о себе – то это обвинение ложное. У любого есть право молиться Богу о помощи и милости, если он считает, что это необходимо, и имеет свидетельство Писания о том, что Бог милует сынов человеческих.
Тем не менее сказать, что невозрожденный человек обязан молиться или поклоняться, означает сказать, что Бог требует от него поклонения, которое не является ни духовным, ни сердечным. Но Христос возвестил самарянке, что Бог есть Дух, и Ему должно поклоняться в духе и истине (Иоан.4.24). Возможность молиться и поклоняться таким образом, чтобы просто попросить Бога о милости, потому что в ней есть потребность – это уже привилегия, и поэтому Петр призывает молиться Богу, чтобы, возможно, простились грехи сердца; несомненно, Петр уже давал упреки и предупреждения, чтобы люди увидели и почувствовали нечестие своих мыслей и необходимость прощения.
Таким образом, я не знаю, могу ли я дать брату Бибе большее удовлетворение в этом кратком объяснении, чем брат Мередит, я не знаю. Путаница, которой подвержены кондиционалисты, объясняя и используя эти вещи, требует более общего и особого рассмотрения. Я не могу сказать больше, чем я сказал, и надеюсь лишь, что мне удалось пролить более ясный свет на эту проблему.
But I leave it. Но я кончаю. Бог да поможет некоторым понять сказанное четче или побудить осмыслить то, о чем я говорил, и если я окажусь неправ, Он явит истину.
 
С верой в Евангелие Христово,
Сэмюэл Тротт

ОБЯЗАННОСТЬ ВЕРИТЬ И ПОКАЯНИЕ
Д.В.Патман (1868)
http://asweetsavor.info/edwp/duty.html

Дорогой брат Биб, мы часто слышим исповедующих служителей Евангелия, призывающих мужчин и женщин проявлять веру и покаяние и верить в Господа Иисуса Христа, как будто у них есть способность к тому, а благодать Евангелия является  простым инструментом, с которым они могут обращаться по своему усмотрению. Прежде это не было так, как сейчас, ибо Бог наш един, и путь его един; не было никакого улучшения ни в замысле спасения грешников, ни в том, как грешники знакомятся с Богом в его прощающей милости, ни в законченном устроении, которое Бог дал для правления Своим людям, в то время как они пребывают в этом мире греха и печали. "Все Писание дается по вдохновению Божьему и полезно для изучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; чтобы человек Божий мог быть совершенным, преданным всем добрым делам" (2 Тим.3.16-17 KJV). Ветхий Завет в прообразах и тенях указывает на Новый, который является единственным правилом веры и практики для святых Нового Завета. Независимо от того, чему учат заповеди или примеры, они надежны в том, что они предлагают, и не только это, но христиане обязаны следовать им и ни в коем случае не могут верить во что-то или практиковать что-либо, противоречащее этому. Поэтому все восхваляемые религиозные улучшения в этом так называемом просвещенном веке, такие как библейские и трактатные общества, воскресные и богословские школы, миссионерские советы и съезды, общества трезвости, наем проповедников с фиксированной зарплатой, формальное исповедание веры и обливание или окропление для крещения - идут вразрез с Божьим правилом. Не только взрослые, но и дети, таким образом, вводятся в сообщества, которые являются полностью заблуждающимися и, конечно, антихристианскими. И, уважаемый читатель, вам не нужно лучшего доказательства этого факта, чем то, что такие вещи или практики не преподаются в Новом Завете, и что они стали настолько популярными в мире. Они от мира, поэтому мир любит свое. Они были представлены правителями тьмы этого мира, учителями антихриста, управляемыми эгоистическими или корыстными мотивами, практикующими свое духовное нечестие в высоких местах (Еф.6.12), надевая ханжеские обличья, публично преклоняя колени со стонами, и так заставляя своих обманутых последователей трепетать в их "святом" присутствии, будучи при этом очень вежливы и дружелюбны ко всем, но особенно к дамам. Такие вещи действительно отвратительны для трезвомыслящих, глубоких христиан.
Теперь я обращу внимание на тему веры, которая есть дар Божий и плод Духа. Ни один человек не имеет или не может иметь этой веры, если он не рожден от Бога. "Без веры Богу угодить невозможно, ибо тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть и ищущим Его воздает" (Евр.11.6). Эта вера была у Авраама, и в результате он поверил Богу, и это было засчитано ему у праведность. Будет ли кто утверждать, что Авраам создал, исполнил или контролировал эту веру, когда она заставила его, по призыву Божьему, идти в чужую землю, которую он должен был получить после получения наследства, не зная, куда он идет; и  заставила его, когда он был испытываем, принести своего единственного сына, Исаака? Нет, правда в том, что Авраамом правила эта могущественная благодать. И об Илии, когда он искренне молился о дожде и получил ответы на молитвы, можно ли предположить, что он контролировал веру? Конечно, нет! Именно так было со всеми святыми Нового Завета. Петр, несомненно, думал, что никогда не отречется от своего Господа и Царя, но он это сделал. Когда Спаситель, по просьбе Петра, повелел ему прийти к Нему по воде, у него была вера, и он пошел, но вскоре начал тонуть. Почему Петр не проявлял веры и не продолжал ходить по воде? Потому что он не мог, и та вера, которая всегда и непосредственно связана с силой Божьей, оставила его, и он начал тонуть и вскричал: "Господи, спаси меня, я погибаю!". Саул из Тарса по пути в Дамаск, где он рассчитывал преследовать святых, был внезапно остановлен Божьей силой, и к нему обратился голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня?". И вера побудила его спросить: "Кто Ты, Господи? Что Ты хочешь, чтобы я сделал?". Позже о своей вере он говорил: "И жизнь, в которой я сейчас живу во плоти, я живу верой Сына Божьего, Который возлюбил меня и отдал Себя за меня". Это не такая вера, которую он мог бы создать по своему усмотрению. В вере Божьих избранников и в ее следствиях нет ничего произвольного. Когда бедный грешник сначала оживляется духом Божьим, любовь к Богу и вера являются плодами Духа, и грешником правят эти милости, и ненавидит грех и любит праведность, и истинно верит, что Бог есть, и что Он воздает тем, кто усердно ищет его. И теперь он ищет Бога, потому что Бог искал и нашел его в пустынной земле, среди ужасов греха и смерти. Покаяние - необходимый результат действия животворящей благодати. Не то, чтобы грешники получили вечную жизнь через веру и покаяние, но потому, что они получили вечную жизнь, вера и покаяние существуют, и они являются причастниками этих могущественных даров. Жизнь есть свет и светит во тьме, и тьма не объемлет ее, и потому просвещенный уже грешник порой не может понять, что происходит в его сердце. Его усердие и молитвы, кажется, не приносят ничего хорошего, и все же он не может перестать молиться и стараться все делать правильно; но этот свет сияет все больше и больше, раскрывая не только его поведение, но и глубокую порочность сердца, и абсолютную невозможность оправдания делами закона или любыми делами, которые он может совершить. Так Бог, который повелел свету сиять из тьмы, сияет в наших сердцах - не для того, чтобы сделать тьму светом, но чтобы дать нам свет познания славы Божьей, перед лицом Иисуса Христа. Когда же причастник благодати настолько просветлен, что даже его лучшие дела и молитвы кажутся ему настолько смешанными с грехом, чтобы это сделало их ненавистными, как раз тогда, неожиданно для бедного разрушенного человека, Святой Дух через веру открывает его пониманию милость и благость Бога, через Иисуса Христа, в прощении  грехов и познании славы Божьей перед лицом Иисуса Христа. Так выявляется то, о чем говорит Петр: “у нас есть также верное слово пророчества, и вы делаете хорошо, если ему внимаете, как свету, который сияет в темном месте" (2 Пет.1.19 KJV). Кроме того, "у вас есть свет от Святого, и вы знаете все" (1 Иоан.2.20 KJV). ."Но помазание, которое вы получили от него, пребывает в вас, и вам не нужно, чтобы кто-либо учил вас; но если это самое помазание учит вас всему, и есть истина, а не ложь,  то, как оно учило вас, вы будете пребывать в нем" (1 Иоан.2.27 KJV). Поэтому я верю, что все, что смертные могут знать о Боге и Его спасении, является откровением Духа, и они понимают написанное или проповедованное слово только в той мере, в какой Бог прежде открыл его им или в них.  Многие глубокие и важные моменты учения, содержащиеся в священных писаниях Божественной истины, могут быть не поняты в течение некоторого времени детьми Бога; но когда они объясняются им через проповедь или сравнение Священного Писания с Писанием, или путем сравнения духовных вещей с духовными, они с готовностью получают это и верят этому, не потому, что они только что узнали это, но потому, что Бог прежде открыл это в них, но они не могли  разумно использовать это к их удовлетворению или назиданию. "И никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына, и того, кому Сын откроет Его" (Иоан.11.27). "Но когда было угодно Богу, Который отделил меня от чрева моей матери и призвал меня Своей благодатью, открыть во мне Сына Своего, чтобы я мог проповедовать его среди язычников, это было не по плоти и крови... и я не учился этому, но откровением Иисуса Христа". В устах двух или трех свидетелей должно быть твердо установлено каждое слово. Большинство проповедников говорят грешникам, что они должны сделать, чтобы попасть на небеса; но Божьи служители говорят им, что Бог уже сделал и пообещал, что Он совершит, чтобы ввести их на небеса.

 
*Баптистский взгляд, который реформатская традиция не разделяет по простой причине: здесь смешаны заветы с Авраамом (лично-семейный завет) и Моисеем (общенародный завет), вследствие чего противопоставление Торы и Евангелия по характеру знаков Завета теряет смысл – не считая того, что обрезание не имеет однозначного соответствия крещению.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn