Ставротека Х века из Царьграда хранится в Лимбурге

Анатолий Гурьевич Холодюк
Из исторических преданий о Византии известно, что в императорской сокровищнице Патриаршего православного собора во имя святой Софии – Премудрости Божией (святой Софии Константинопольской, Айя–Софии) в Царьграде, хранилась ценная  ставротека, содержавшая самые знаменитые в христианском мире части Честного Животворящего Древа Креста Господня. В древние времена на праздник Воздвижения Креста Господня эту святыню торжественно выносили для поклонения  многочисленным верующим. За праздничным богослужением Патриарх стоял посреди храма на амвоне и воздвигал Святой Крест, составленный из вложенных в ставротеку фрагментов Животворящего Древа.

В традиции восточных христиан ставротекой (от греч. staurotheke: stauros – «крест» и «theke» – «хранилище») принято называть «Ковчег для Креста» (реже – мощевик), выполненный в форме плоского ящика или ларца для хранения в нем частиц Животворящего Древа Креста Господня («Святого Креста»). Церковные мастера, придерживаясь древней традиции, изготавливали ставротеки из ценных  пород дерева, обитого снаружи и внутри золотом или позолоченным серебром и украшенного драгоценными камнями. Помимо частиц Креста Господня в специальных гнездах ставротеки хранили и другие святые реликвии.

Ставротека из Царьграда является  шедевром церковно–ювелирного искусства Византии X-го века. По данным германского учёного Маттиаса Клофта,  ее изготовили между 945 – 959 годами на пожертвования византийских императоров лучшие церковно-ювелирные мастера Константинополя. Первоначально ставротека принадлежала императору Константину VII (905 – 959), а позже она перешла к его сыну – императору Роману II (938 – 963). Владельцем уникальной святыни был и император Василий II Болгаробойца (958 – 1025) – cын императора Романа. Ученые обнаружили на поверхности ставротеки надпись, где упоминается незаконный сын императора Романа I Лакапина ( ок. 870 – 948) Василий Лакапин (2, c. 6), имевший почетный титул проедра и оскопленный по приказу отца в раннем детстве, чтобы он не мог претендовать на императорский титул.

Между 968 и 975 годами византийские мастера основательно подновили ставротеку, увеличив ее размеры по ширине. Дополнительно они украсили ее драгоценными камнями и перегородчатой эмалью ( 2, с. 6), что было сделано, вероятно, по инициативе Василия Лакапина. Приблизительно в то же время  у ставротеки появились выдвижная  крышка для прикрытия Святого Креста, а на ее поверхности – специальные ковчежцы-контейнеры для хранения в них десяти ценных святых реликвий.

Более двух столетий  императорская ставротека находилась в Константинополе...
Так уж распорядилась история, что в начале XIII века эта одна из величайших святынь не только Царьграда, но и всего православного мира была похищена крестоносцем и доставлена в Западную Европу. Далее  шестисотлетняя история ставротеки  была связана с пребыванием в монастыре Штубен на германской земле.
Святыня принесена сюда после завершения Четвертого крестового похода 1202—1204 гг. рыцарем Генрихом фон Ульменом (ок. 1175–1234). По преданию, этот крестоносец происходил из западной горной области Айфель,  ограниченной реками Мозель с юга и Рейном на востоке. Для Генриха фон Ульмена (или Генриха Ульменского)   крестовый поход в превратился из «пути ко Гробу Господню» в разграбление латинянами Константинополя 13 апреля 1204 года. Изобилие богатств этого города,  его золота, серебра и священных реликвий разжигали воображение и страсть к наживе воинов крестоносных армий. Среди таких воинов был не исключением  и рыцарь Генрих фон Ульмен. Какие-либо подробности о том, когда  и при каких обстоятельствах в руках у этого рыцаря  оказалась бесценная ставротека, истории доподлинно неизвестны.

По возвращении крестоносца Генриха фон Ульмен из Константинополя византийская святыня недолго находилась в его  владении  – Ульменском замке, от которого до наших дней  сохранились только развалины. Ныне в городе Ульмен, расположенном в федеральной земле Рейнлад-Пфальц, имеется улица, увекочившая своим названием имя известного в округе  рыцаря-крестоносца. В 1207 или 1208 году ставротека появилась в епископстве города Трир – в основанном в 1137 году августинском женском аббатстве Штубен, располагавшемся на реке Мозель, недалеко от современного населенного пункта Брем.

В немецких источниках сообщается, что крестоносец из Ульмена совершил богоугодное дело: передал великую святыню из Царьграда в дар аббатству  Штубен, где  монахиней была   его родная сестра. Сохранились сведения, что в сопроводительном дарственном документе Генриха Ульменского, датированном 1208 годом, имеются несколько  строк о том, что «вечером накануне праздника в честь св. Лаврентия» даритель ставротеки признается, что воистину счастлив лишь тот, кто «владеет земными сокровищами и кто надеется посредством их обрести сокровища вечные». Далее Генрих Ульменский пишет, что принесенная им на германскую землю византийская реликвия является тем единственным сокровищем, которое «дороже его сердцу всех земных владений». Он преподнес великое сокровище в дар аббатству  «на благо и во спасение души своей и души его супруги Имгардис (Ирмгарды)».

В 1275 году в монастыре Штубен специально для хранения византийской ставротеки строители  воздвигли справа от главного алтаря  часовню Святого Креста.  До сегодняшнего дня  сохранились  от нее только  руины.

Почти шесть столетий на поклон святыне из Царьграда приходили в  августинское аббатство в Штубене многочисленные пилигримы.

Во времена секуляризации, в 1803 году, женское аббатство упразднили.  Его главную святыню  временно передали на хранение в неприступную крепость Эренбрайтштайн, расположенную на высоком берегу Рейна. Далее византийская ставротека   перешла во владение представителей графского рода Нассау-Вайльбург (позже – герцогство в составе Священной Римской империи). Не позднее 1835 года ставротека из Царьграда вместе с  другими ценными  реликвиями была передана герцогoм Вильгельмом I в качестве дара основанному в 1827 году католическому епископству города Лимбург-на-Лане ( ныне – федеральная земля  Гессен). По нынешнему месту хранения святыню стали называть в народе «Лимбургской ставротекой».  Шедевр церковного и ювелирного искусства Византии X-го века стал не только главной реликвией Лимбурга, но и одной из самых ценных христианских святынь Германии.

Ныне византийская ставротека с вложенными в нее  фрагментами Святого Креста  хранится в специально оборудованной «Камере реликвий», находящейся в  старом музейном   здании неподалеку от Соборной площади.  Здесь   под одной крышей расположились «Святилище Домского собора и Епархиальный музей» Лимбурга.
В  шести  залах этого основанного в 1905 году музея  демонстрируются произведения сакрального искусства из двенадцати столетий. Здесь же выставлена  и бесценная  святыня из Византии.  "Камера реликвий " с   ее стальной  массивной дверью и с электронными замками  напоминает затемненную католическую часовню-сейф. В стилизованной алтарной части  установлен большой крест со святыми реликвиями. Главная  святыня ставротека —из Царьграда («Лимбургская ставротека») находится в самом центре  за толстым витринным стеклом на невысокой тумбе. Ставротека укреплена в вертикальном положении, чтобы паломники и посетители музея имели возможность  обозревать святыню со всех сторон.

«Лимбургская ставротека» весом 11 кг имеет следующие размеры: длина — 48 см, ширина — 35 см и высота — 6 см. Деревянной ее основой является сикомор ( 2, с. 4) или так называемая «библейская смоковница». Это дерево из семейства тутовых несколько раз упоминается в Cвященном Писании (Амос. 7:14; Ис. 9:10). В синодальном переводе Библии сикомор заменен на смоковницу (Лк. 19:4) — дерево, на котором сидел Закхей, высматривая на дороге Иисуса Христа. Согласно одной коптской легенде, под сикомором укрылось Святое семейство во время бегства в Египет.

Ставротека   состоит из двух частей: ковчега с углублением для хранения фрагментов  Святого Креста и специальной выдвижной крышки для прикрытия святыни.  Эта закрывающая Святой Крест крышка имеет внизу застежку.
Стенки ставротеки снаружи и внутри оформлены позолоченным серебром и богато украшены драгоценными камнями, эмалью и чеканкой. Вся ее поверхность покрыта миниатюрными изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали. На ставротеке несколько  эмалевых узоров и чеканных рельефов.
По всему периметру реликвии, имеющей в верхней ее части металлическую петлю для подвешивания, на ее боковых стенках и внизу находятся чеканные и гравированные орнаментальные ленты- надписи.
 
Символическое прочтение украшений на поверхности ставротеки стало предметом исследования  немецких и российских знатоков церковного ювелирного дела. Последние акцентируют внимание на «мотивах цветного сияния, связанных с символическими ассоциациями — Солнца, Царства, Славы и Истины», как излюбленных мотивах византийского искусства. Необычайный интерес у ромеев, как называли себя жители Византии, вызывала «символика золота и драгоценных камней — материи, искушенной огнем, девственной, не подверженной порче и тлению» ( См.:5).
Большая часть поверхности крышки представляет собою сложное обрамление деисусной композиции (Там же). На лицевой ее стороне — девять квадратных изображений с величественными фигурами Христа Вседержителя и предстоящих Ему Богоматери, Архангелов и Иоанна Предтечи. Они находятся  в среднем ряду, а в верхнем и нижнем рядах попарно расположены изображения святых апостолов. Все фигуры выполнены очень изящно и тонко детализированы. На поверхности крышки выделяются шесть декоративных розеток в виде стилизованных лепестков распустившегося цветка. Розетки богато украшены жемчужинами, филигранью и отшлифованными драгоценными камнями овальной или шаровидной формы. Изумруды, сапфиры и гранаты обработаны способом кабошон, при котором камни, заключенные в решетчатые обрамления, имеют гладко выпуклую и отполированную поверхность без граней.

Обратная сторона крышки представляет собою защитную мягкую поверхность из белой замши, предохраняющей Святой Крест от повреждений.
 
В центре самой ставротеки, в специальном крестообразном углублении, выдолбленном в крепкой древесине сикомора и обитом позолоченным серебром, находится главная реликвия – шестиконечный Святой Крест. Его поверхность покрыта семью соединенными между собой миллиметровой толщины фрагментами-щепочками Честного Животворящего Древа Креста Господня. Эти фрагменты  мастерски вмонтированы в деревянную основу выполненного также из сикомора и обрамленного в золотую оправу с драгоценными камнями.

Слева и справа от крестообразного углубления находятся эмалевые изображения иерархии небесных чинов. Святой Крест охраняют Ангельские силы, возвещающие Воскресение Спасителя. Воинство Небесное составляют Архангелы, пламенеющие шестикрылые Серафимы, приближенные к Престолу Божиему Херувимы (См: 5).
Одна из надписей на ставротеке  гласит, что изображения с перогородчатыми эмалями были изготовлены при участии паракипеона, то есть верховного правителя Византии с 945-го по 985-й год, Василия Лакапина ( или Лакапиноса, Лекапеноса; умер ок. 985).

На обратной стороне золотого корпуса Святого Креста  красивой вязью нечертаны  имена императоров Константина VII и Романа II, что и дало повод немецким ученым датировать его изготовление между 945—959 годами — времени соправления отца и сына. Ученые, исследовавшие поверхность ставротеки, обнаружили на ней надпись следующего содержания: «Как прежде Христос, сокрушив Крестом силы ада, воскресил мёртвых, так и нынче венценосные Его полководцы с Его помощью сокрушают дерзость варваров».

На позолоченном поле обратной стороны ставротеки чеканкой исполнены две звезды и между ними большой шестиконечный голгофский крест на ступенчатом основании. От самого подножия этот величественный и украшенный внутри орнаментом крест процветает красивыми узорными листьями и витыми усиками травянистого растения аканта, произрастающего в Средиземноморье. Таким символическим изображением креста лучшие византийские мастера-ювелиры подчеркивали силу Животворящего Креста Господня.

На лицевой стороне византийской святыни, по сторонам от крестовидного углубления среди херувимов и серафимов находятся десять правильной формы потайных контейнеров-ковчежцев c открывающимися дверками и предохранительными стеклянными рамками внутри. Они предназначались для хранения в них ценных реликвий, свидетельствующих о земной жизни Спасителя и Божией Матери, но в настоящее время  эти ковчежцы пусты.  История происхождения самих реликвий из Византии до конца не изучена.

В 1835 году, когда ставротека поступила в епископство Лимбурга, в ее ковчежцах находилось всего семь реликвий. Исследователи считают, что  в течение столетий некоторые реликвии изымались из ставротеки  или обменивались на другие. Так, что некоторые  реликвии, которые хранились  в ставротеке, находятся  ныне в Кельне, Ахене и его пригороде Корнелимюнстере.
 
Известно, что  эти реликвии хранились в маленьких контейнерах-ковчежцах до 1908 года. По одним данным, первоначально в ставротеке хранились: капли Святой Крови Спасителя на ткани; шип от Тернового венца; часть пеленок Богомладенца; фрагменты убруса для омовения ног и Плащаницы; части плата (мафория) и пояса Богородицы; части льняного сукна из туники и багряницы Иисуса Христа; часть губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть волос и кровь Иоанна-Крестителя (2, с. 6).

По другим данным, в  левой части византийской ставротеки (сверху – вниз) хранились: частицы Тернового венца Спасителя; пеленок Богомладенца; «гробового покрова» Иисуса Христа (вероятно, имеется в виду не Плащаница, а «Sindon Munda» – т.е. погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте (либо ткань, покрывавшая мраморный Гроб Cпасителя. – Примечание А.Х.); частицы плата (мафория) и пояса Пресвятой Девы Марии. В правой части ставротеки хранились: частица багряницы Иисуса Христа; Плащаницы;  фрагмент губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть пояса Богородицы; часть волос Иоанна-Крестителя.

В настоящее время десять уникальных реликвий «Лимбургской ставротеки» можно видеть  за небольшими кристаллическими окошками большого напрестольного креста-реликвария, что стоит  у центральной  стены «Камеры реликвий». Он изготовлен в городе Фульда известным церковным ювелиром  Вильгельмом Раушером (1864–1925), чьи драгоценные изделия из золота и серебра хранятся ныне в ризницах нескольких крупнейших соборов ряда европейских стран.

В 1954 году ставротеку из Царьграда  ("Лимбургскую ставротеку") отреставривал известный  мюнхенский  ювелир Иоганн Михаэль Вильм (1885 –1963).  В 1959 году   католический епископ Вильхельм Кемпф (1906 –1982) учредил в епархии Лимбурга-на-Лане празднование христианами Недели Святого Креста, которая проходит и  по сей день в сентябре месяце.

Литература.
1. Domschatz und Diоеzesanmuseum. Limburg an der Lahn. – Regensburg: Verlag Schnell & Steiner, 2008.
2. Kreutz B.  Heinrich von Ulmen (ca. 1175–1234). Ein Kreuzfahrer zwischen Eifel und Mittelmeer.  //  Portr;t einer europаеischen Kernregion. Der Rhein-Maas-Raum in historischen Lebensbildern. Trier 2006, S. 80–91.
3. Kloft M.T. Dom und Domschatz in Limburg an der Lahn .– Limburg: Die Blauen Buеcher, 2013.
4. ;ev;enko N. The Limburg Staurothek and its Relics // THYMIAMA. – Athens, 1994, P. 289 – 294.
5. Есинская И. Cокровище древней Византии. –Cм.: ж. «Церковный ювелир» № 37 (зима–весна 2013 г.).
6. Холодюк А. Христианские святыни Германии. От Ахена до Эберсберга. – Киев: Издательский дом "АДЕФ-Украина", 2015.