Ч. 144 Джеймс Бонд XIX века

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2018/05/27/1138

Но не это послужило главной причиной поражения русской армии. Союзники воевали лучше, потому что были намного лучше подготовлены, приучены действовать, полагаясь, прежде всего на себя, и находились в гораздо лучшей физической форме.
 
Русские солдаты, в подавляющей массе из крестьян, привыкли зависеть от барина и «общества», поэтому в случае гибели их офицеров терялись и впадали в панику. Для действий в бою их готовили плохо, и к тому же они уступали противнику в физическом отношении из-за постоянного недоедания.

Чарльзу Кэттли удалось завербовать агентов только среди татарского населения. Попытки вербовки немецких колонистов и русских поселенцев окончились неудачно.

Русские и немцы отказывались сотрудничать с английской и французской разведками.
Не удалось Кэттли завербовать и военнослужащих в русской армии. Дезертиры охотно выкладывали всё, что знали.

Знали они, как правило, очень немного, а работать агентами категорически отказывались. Поэтому пользы от них было мало.

Несмотря на то, что турки доставили в Крым потомка Гиреев, крымских ханов, который попытался сформировать татарское ополчение, ему удалось сколотить лишь небольшой отряд, который больше походил на банду.

Даже в оккупированном союзниками Евпаторийском уезде некоторые богатые татары и караимы отказались сотрудничать с союзниками и их марионеткой. Главный татарский муфтий Сеид-Джелиль-Эффенди обратился с письмом к татарскому населению с призывом сохранять верность российским властям.

Татарское население в массе своей осталось лояльным, снабжало севастопольцев продовольствием. Однако не прекращавшиеся грабежи татар союзниками и казаками привели к тому, что они оказались между двух огней, что способствовало появлению вооружённых шаек из татарской молодёжи.

Большинство жителей татарских селений не желали участвовать в войне на стороне союзников, хотя и пытались укрыться от разбоев в Евпатории и её окрестностях. Многие из них погибли от голода.

С татарами и турками Кэттли общался с помощью крымского татарина Ибрагима, служившего у него переводчиком и ближайшим помощником. В смелости и авантюризме начальнику английской секретной службы не откажешь.

Он не боялся появляться в опасных местах во время сражений и лично совершил вояж в Симферополь, чтобы убедиться в достоверности получаемых донесений от шпионов. Кэттли обучал агентов различать формы различных подразделений, типы вооружения, учил многим деталям, полезным при сборе разведсведений.

Он набирал агентов только из числа грамотных людей. Донесения татары писали на русском языке. Союзники рассчитывали также на помощь поляков. Например, комендантом Евпатории они назначили польского эмигранта Токарского, проживавшего до войны в Лондоне.

Частично их надежды оправдались. Сфера деятельности английской и французской разведок охватывала весь Крымский полуостров. Наиболее ценные сведения союзникам сообщили два русских офицера, капитан Роберт Ходасевич и прапорщик Ианосаф фон Реймер, которые 5 марта 1855 года перешли на сторону противника  в районе деревни Чоргун.

Оба предателя служили в Тарутинском полку. Эти офицеры сообщили исчерпывающие сведения и о составе русской армии, и об укреплениях Севастополя. Ходасевич тщательно готовился к переходу на сторону противника и пришёл не с пустыми руками.

Он прихватил с собой 15 карт и планов наиболее важных мест обороны города, расположения русских войск в Крыму, путей сообщения в Крыму и на юге России. Вначале англичане не могли поверить своей удаче и сочли капитана за русского разведчика, двойного агента.
 
Но проверка подтвердила достоверность доставленных им сведений. Ходасевич работал в Севастополе под непосредственным руководством одного из руководителей обороны Севастополя Эдуарда Ивановича Тотлебена, принимал участие в проектировании и строительстве укреплений, поэтому его сведения оказались просто бесценными для противника.

Он был награждён орденом св. Владимира IV за мужество, проявленное в сражении на Альме. В Инкерманском сражении, где Ходасевича ранили штыком, он вновь проявил храбрость. И его повысили в воинском звании.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/05/30/887