Партия 2017 г. Общество. 38. Революция веры.
Под руку попала статья Виктора Мароховского "Европа больше не хочет спасения"
Скажу так, статья приводит заимствованные данные о качественно-количественных изменениях религиозных организаций в Европе, отчасти и за её пределами. Эти данные и стали причиной обращения к теме революции веры.
Основная причина обращения к теме веры - это сложившейся ситуации в области современных религий, выраженная в снижении доверия к религии, снижению значения её самой в жизненном процессе человека. Иначе, можно сказать, что вера человека отошла от религиозной веры и стала существовать самостоятельно. Процесс не радикальный, но с трендом на снижение привлекательности религии как социального института. Ощущается потеря полезности от причастности к нему. Нет, в символическом виде что-то может и сохраняться. Нет приходов как реально наполняемых составов людей, нет и религиозных учреждений. Понятно, не все разом, но тенденция устойчивая.
Воспользуюсь текстом статьи и повторю некоторые обозначения этого процесса.
" " "
Вот прошёл "Успешный референдум за либерализацию закона об абортах в Ирландии" - свидетельство ослабления позиции церкви.
Транслируется сообщение от"Нью-Йорк Таймс":
"В Италии папа предложил укрупнить сотни приходов — проще говоря, закрыть особо непосещаемые.
В Австрии Венская архидиоцеза объединила свои 660 приходов в 150 еще несколько лет назад.
В Люксембурге минувшей осенью правительство отменило религиозные уроки в школах.
В Испании, по последним данным, лишь 20% католиков посещают богослужения, во Франции — десять процентов, в Нидерландах — пять процентов. В Германии падают объемы пожертвований церкви".
В такой ситуации папа римский Франциск игнорирует происходящее в Европе и "уходит" на юг – концентрируется на Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии.
" Он призывает священников активнее участвовать в жизни обездоленных, помогать им и защищать от произвола. И тем самым как бы признает, что Бог в версии традиционной западной церкви нужен только бедным, необразованным и бесправным".
"... в оплоте мирового католицизма Бразилии, как ожидается, к 2030 году католики станут меньшинством — часть паствы уходит в атеисты, часть в евангелические секты, относящиеся к жизни либеральнее и проще".
"... в самой атеистической стране Европы Нидерландах (неверующих 40%, агностиков 30%) "в последние 20 лет школьники показывают все худшие и худшие результаты в чтении, математике и научных дисциплинах", а число едва умеющих читать детей за последнее время удвоилось".
В Великобритании, наблюдается жестокий дефицит квалифицированных кадров: "К 2024 году нам будет не хватать четырех миллионов высокообразованных людей и шести миллионов низкоквалифицированных — уже сегодня у нас девять миллионов человек, плохо умеющих читать и считать".
" " "
Полагаю, совершенно безосновательно устанавливать связь между ростом секурялизации населения и и падением уровня образования. У этих трендов разные причины. В первом, изменилось время, вся организация жизни людей и прежняя форма связи веры с религиозной верой уходит в небытие. Второе основано, как ни странно на научно- технической революции, которая стала подменять развитие людей. Началась депопуляция, ведущая к снижению общего образовательного уровня и демографического воспроизводства. Учёба часто превращается в процесс, который как бы показывает перспективу для человека, но не реализует её. В таком случае, в конечном итоге, что видит человек, теряется значение содержательного образовательного процесса, да и он сам в большой части никакой практикой не заканчивается.
Снижение общего образовательного уровня возникает от потери прямой полезности от него и ростом затрат на обеспечение должного уровня, а также на сохранение и развитие семьи. В разрезе узких периодов и жизни отдельных людей и семей эти факторы становятся определяющими. Сама же жизнь в её широком понимании и представлении может существовать и развиваться только вопреки этой закономерности, требования сохранения и развития жизни вообще должны легко транслироваться в сознание каждого человека, а также формировать условия для всеобъемлющего развития жизни.
А здесь мы возвращаемся к человеку, к его вере в себя, в своё образование и его полезность для жизни, веру в жизненную необходимость рожать и воспитывать и обучать детей. Эту большую веру придётся заново строить, формировать, укреплять и утверждать, что станет возможным, если сама вера получит признание людей, будет нести полезность каждому человеку, каждой семье, а вместе и развитию каждой нации. Вопрос сложный, но решаемый. В частности, проект цивилизационной революции включает в себя и революцию веры, которая становится атрибутом каждого человека, всей его организации жизни.
В проекте эта вера представлена как Корисвепра, в которой корень истины предстаёт как вера в право. Последнее выступает и спасителем не только для отдельного человека, но и жизни, вообще. В этой вере человек становится снова центральным субъектом любых отношений в его окружении. Эти отношения получают институционализированный характер в форме организации новой системности общественного порядка. В основе данного порядка находится такая общественно-политическая системность как Соркина - самодеятельная общественная реализация коренных интересов населения. Соответственно, возникает и новая общественная субъектность.
Человек в этой системности утверждается как активная и ответственная личность, как правовой и социальный человек. Участвуя в процессе создания порядка, формируя его социальные и экономические результаты, которые распространяются на человека, он сам не может не доверять своему окружению, тем условиям жизни, в создании которых принимает участие. Отсюда и формируется системное доверие, на котором и основывается новая вера. В проекте Партии 2017 г. - это Корисвепра.
Одно дело понять новое качество и представление веры, другое -довести её до человека, сделать её атрибутом жизни каждого человека, средством и системностью, создающими новую организацию жизни людей. Одна из текущих проблем в развитии этого процесса - найти преемственность между существующими формами религии и новым представлением веры. Ведь можно идти, отрицая друг друга, а можно и преобразовывая. Посмотрите, сколько денег вложено во внешнее представление Русской Православной церкви - в то строительство храмов, которое было осуществлено, против чего вопрос - зачем, если секуляризация сознания и поведения есть объективная закономерность. Её же не учитывали когда собирали деньги на такое строительство. Горько, но в таком виде они подходят лишь для отдельного осуществления ритуалов крещения, венчания и отпевания. Даже религиозные праздники затрагивают лишь ограниченную часть населения, они же уже теряют социальный смысл.
Мне как организатору цивилизационной революции представляется, что Русская Православная церковь может войти в проект строительства нового будущего. Именно данный проект такое будущее и представляет, как вообще, так и для каждой конфессии. Если в проект не войти, значит, остаться за бортом общественных процессов, потерять связь с населением и развитием жизни.