Неслучайная проза Любови Скорик

Екатерина Тюшина
      Не думала журналист и  писатель Любовь Скорик, что две вещи: микрофон и ручка породнятся с ней на всю жизнь, станут частицей ее судьбы.
      Родилась Любовь Трофимовна 14 июня 1938 года в городе Днепродзержинск (Украина) в семье военных. Семья много колесила по стране. Детство и школьные годы Любы прошли в сибирском городе Минусинск Красноярского края. После окончания в 1961 году филологического факультета Томского государственного университета,  работала корреспондентом областного радио. Вела на радио детские передачи, которые были популярны у юных слушателей Томской области.

      В 1966 году Любовь Скорик приняли в Союз журналистов СССР. И с этого же года  она стала работать радиожурналистом в Кемерове.
Как вспоминала Любовь Трофимовна, ее журналистская деятельность началась с напутственных слов: «Ты главное – микрофон береги, – сказали ей в радиокомитете, отправляя на первое задание. – Он теперь тебе – всё: и друг, и господин, и кормилец. Но, он же, и первый злодей. Это когда как. Ты давай-ка понежнее с ним. Учти: как ты к нему, так и он к тебе. Да, и ручку вот возьми. Им ведь друг без дружки несподручно».

      И, действительно, эти две вещи для Скорик были не просто орудиями труда, они были ее друзьями и помощниками: «Микрофон я всегда берегла и лелеяла пуще очков своих, - писала Любовь Трофимовна». -  Как самую большую ценность в лихие жизненные моменты прятала его подальше и поглубже. Уберегала на груди от ливня. Укладывала под подушку в шикарной гостинице или захудалой избёнке, приютившей на ночь. Вскидывала повыше, чтоб не ударить, когда падала сама. Словом, была ему защитницей».

      Однако и микрофон неоднократно выручал ее из разных передряг. А,  однажды,  уберег и от большой беды. Любовь Скорик поздно возвращалась с записи домой и в вагоне трамвая оказалась одна. На одной из остановок в вагон ввалилась толпа возбужденных подростков в алкогольном опьянении. В избытке энергии они начали  крушить все, что было в вагоне: выворотили несколько трамвайных кресел, с некоторых содрали обивку, вырвали с корнем билетный компостер. А когда стало нечего крушить, то свой взор обратили на пассажирку. Защитить ее было некому, водитель находился  далеко. Но у Скорик мгновенно сработал журналистский рефлекс. Она достала микрофон и, направив его на подростков, начала в него громко диктовать, как будто вела репортаж: «Я нахожусь в трамвае номер один, идущем по маршруту…». Неизвестно, что подумали хулиганы, но увидев корреспондента, вооружённого микрофоном, сразу остановились. А потом развернулись и стали выскакивать из трамвая, не дожидаясь его остановки. Еще не веря в спасение, Любовь Скорик трясущимися руками долго не могла уложить на место микрофон и смотать выпавший длинный шнур к нему. И с тех пор относилась к микрофону с большим почтением.

      Работы на радио было много. Передачи для детей шли постоянно и для каждого возраста были свои.  В те годы для детей делалось многое, если не все, поэтому журналистам было о чём рассказывать. Работали Дворцы пионеров и детского творчества, кружки на любой вкус, спортивные секции для всех возрастов, загородные лагеря и туристские клубы, детские театры и студии. Проходили многочисленные  смотры, конкурсы, фестивали школьной самодеятельности. Репортажи Любови Скорик сменялись один за другим. Они звучали не только по местному радио, но и по московскому, публиковались в детских изданиях: «Пионерская правда», «Костёр», «Пионер», «Вожатый».

       И, вдруг, как гром средь ясного неба, – звонок из Кемеровской телестудии: «Мы давно наблюдаем за вашей работой. Такой журналист нам очень был бы кстати. Приглашаем вас к нам на работу, тоже в детскую редакцию».
Телевидение в те годы только набирало силу,  и от такого предложения  Скорик отказаться не могла.  Оказаться в нужное время и в нужном месте – это подарок судьбы. Именно таким подарком стала для Любови Скорик работа в детской телередакции. Телевидение стремилось ничего не упустить, обо всём рассказать, всё показать. Всюду приходилось ездить, снимать.  Дети постоянно присутствовали и в самой студии: хор, драмкружок со спектаклем, юные танцоры, гимнасты. На телестудии  был свой детский телетеатр. В эфир шли не только развлекательные, но и познавательные, учебные передачи. С детьми вели доверительный разговор обо всём на свете: о добре и зле, жестокости и чуткости, смелости и трусости, трудолюбии и иждивенчестве, о творчестве, любознательности, духовности. На детские передачи приглашались самые разные люди:  герои войны и труда, писатели, поэты, артисты, прославленные спортсмены. Юные зрители и сами активно участвовали в телеэфирах.  На каждую детскую передачу приходили письма-отклики. Иногда приходили посылки, среди которых были и по-настоящему трогательные: с лекарством для заболевшего слонёнка из увиденного по телевизору мультика, или связанным шарфиком для бедной сироты Алёнушки из сказки.

      На телевидении Скорик работала  с удовольствием. Всюду выискивала и представляла в своих передачах самых умных, умелых, певучих и прыгучих детей. Моталась в их поисках по всему Кузбассу – и по большим городам, и по самым дальним его уголкам. Однако телевидение забирало все время и силы, не оставляя время на другое ее увлечение – сочинительство. Ей хотелось писать, а времени катастрофически не хватало. Поэтому  Скорик приняла непростое для себя решение - вновь перешла на радио. Снова взяла в руки магнитофон, ручку и микрофон.

      На радио Любовь Скорик вела редакцию художественного вещания. Освещала в своих передачах всю культурную жизнь Кузбасса: чем жили театры и дворцы культуры; что нового было  у кузбасских писателей, поэтов, музыкантов, художников; подробно рассказывала о гастролях театров, певцов, музыкантов. В те годы в Кузбасс приезжало много известных коллективов и артистов.  И, практически с каждым из них, Скорик встречалась. Многие очерки, написанные в те годы, вошли впоследствии в  ее книги.

      Писала она и очерки о людях, которые жили здесь, на кузбасской земле. К своим героям она сильно привязывалась и не сразу с ними расставалась. Так после цикла репортажей из 2-ого кемеровского детдома,  несколько лет она была там частым гостем. Возила послание детдомовцев, их поделки в подарок детям Хиросимы, когда ездила в Японию. Как могла, участвовала в судьбах воспитанников. Когда делала передачу о космонавте Леонове, вместе с ним ездила по Кузбассу, побывала в родной его Листвянке, подружилась не только с самим Алексеем Архиповичем, но и с его сестрой, кемеровчанкой Раисой Архиповной. Даже гостила у их родственников в Калининграде, бывала в Звёздном городке. Дружила  с этой семьёй почти 40 лет.

      С 1985 по 1988 годы Л. Т. Скорик работала редактором Кемеровского книжного издательства. Продолжала писать прозу. Ее первый рассказ «Парнишонка» был опубликован  в 1978 году в журнале  «Огни Кузбасса». В 1980 году вышла первая книга рассказов «Шли дожди». Герои книги – обычные люди, живущие вокруг нас и гордящиеся своим трудом. Работать на радость не каждому удается. А вот в воспоминаниях плотника Федота из рассказа «На посту», она всегда светлая. Ему работа не в тягость, а на радость. «Работа и забота, - считает он, - это и есть сама жизнь человеческая, которая и держит человека на земле».

      Судьбы героев рассказов Л. Т. Скорик взяты из самой жизни. Поэтому и драматизм, и сложность жизни у каждого своя. Кого-то носит судьба по свету в поисках лучшей доли, а кто-то всю жизнь живет в небольшой деревушке и счастлив. Многим хочется иметь в доме современные вещи, а вот для Пелагеи из рассказа «Сюрприз» в  старых вещах вся ее жизнь. Поэтому и не может выбросить прялку, которая помогла прокормить детей в военные годы;  сундук, на котором спала; любимую гармонь  мужа и первую их покупку – ковер. Только не понимают дети и внуки этой привязанности к отжившим свое, вещам, и дарят ей новую мебель, а старье выбрасывают на свалку. Не знали, не думали они, что вместе со старыми вещами, умерла и душа Пелагеи. Отсюда и  трагизм этой истории.  Привлекают герои  рассказов Л. Т. Скорик и своеобразной, деревенской речью, которая ярко раскрывает суть сибирского характера.

      В последующие годы были изданы книги Л. Т. Скорик: «Часы с кукушкой» (1985), «Ребята с Партизанской» (1987), «Обидчивый некто» (1992), «Кабы на цветы да не морозы (2008).
В 1988 году Любовь Трофимовна Скорик была принята в члены Союза писателей СССР.

      Ее повесть «Ребята с Партизанской» признана лучшей книгой о войне. В Кузбассе она включена в обязательную программу в школах. Эта повесть рассказывает о Минусинске, его жителях, об улице, на которой автор выросла.  Любовь Трофимовна гордилась тем, что её биография связана с Минусинском и при первой возможности приезжала в родной город. «Минусинск для меня не просто город детства, - писала она. - Здесь получила я первые жизненные уроки. Родная улица Красных партизан и дом № 65, протока остались в памяти навсегда». И даже книгу «Ребята с Партизанской», предваряют слова автора: «Родному Минусинску – с любовью». События повести происходят в далёкие военные и послевоенные годы, на которое пришлось детство и отрочество автора. Здесь происходят и все события, связанные с жизнью героев книги.  Своих мальчишек и девчонок, Скорик наделила  истинным благородством и бескорыстием. А их поступки, умение дружить и верить, заставляют восхищаться.

      Под редакцией Л. Т. Скорик в Кемерове вышла книга «Шоринский национальный парк», которая удостоена золотой медали на  Всесибирской книжной ярмарке и достойно была представлена на международной выставке во Франкфурте в Германии.

      Любовь Трофимовна много путешествовала. Из своих поездок во Вьетнам, Японию, Египет, Грецию, Францию, Бельгию и другие страны, она всегда привозила очерки, в которых рассказывала о событиях и достопримечательностях, увиденных там.

      Плодотворный журналистский труд Любови Трофимовны Скорик был отмечен наградами: знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (1998), медаль «К 100-летию М. Шолохова». В 2011 году Л. Т. Скорик получила премию имени А. Н. Волошина. Награждена многочисленными кузбасскими наградами.

      Любовь Трофимовна Скорик ушла из жизни 11 ноября  2012 года.

      Посмертно изданы ее книги:  «Ребята с Партизанской» (Абакан, 2013) и «Звезды звенят» (Кемерово, 2014).