Об уважении

Михаил Шаргородский
Среди качеств, в значительной степени определяющих человеческую жизнь, одним из важнейших является УВАЖЕНИЕ.
Есть много трактовок того, что означает уважение.
В литературных источниках можно найти определение, что Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. 
Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.
Но уважение не только межличностная форма общения отдельных индивидуумов.
Уважение — одно из важнейших требований нравственности.
В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям.
Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения.
По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия.
Роль и место уважения не всегда в полной мере правильно понимается многими людьми.  Если говорить о самом важном для человека чувстве - о любви, то там, любому не предвзятому человеку,  в полной мере должно быть очевидно, что без уважения, любовь существовать не может. Уважение - это ее фундамент.
Есть мнение, что представители нового поколения, не совсем понимают и не особенно чувствуют – что такое Уважение. Уважение – это важнейшая составляющая достойных и комфортных отношений между людьми.
Так же, это основа ведения дел в любой сфере. В достойных кругах, уважение – как воздух, без него невозможно достичь никакой цели.
Кроме того, Уважение – это прекрасное чувство, которое живёт в сердце человека и даёт ему важную составляющую счастья и достоинства.
Именно уважение даёт человеку ощущение и состояние Достоинства, уважение к себе и другим людям.
Уважение, зрелое чувство, как правило, формируется самостоятельно между людьми в процессе их общения. Но уважение требуется не только, как достойная форма общения людей.
С детства ребенку должны быть привиты чувства уважения к старшим, к обществу, в котором живешь, к его истории, и ко многому другому из нашего материального мира. Не менее важно суметь привить чувство самоуважения, без которого человек никогда не сможет вести себя достойно.
Уважение играет огромную роль в жизни, учебе и работе человека. В школах, у того педагога, которого дети уважают, как правило, более высокая успеваемость.
Еще большее значение уважение имеет на производстве.
Вера в своего руководителя, уважение к нему позволяют людям без опаски идти за ним, что особенно важно в экстремальных и аварийных ситуациях.
Помню, я работал помощником министра. В одном из текстов, которые я для Министра готовил, было сказано, что редакция одной из газет заказала нам статью и даже оплатила ее, а потом из коньюктурных соображений не напечатала.
Мои коллеги, все бывшие журналисты, в один голос заявили, что так не бывает. Если статья не напечатана, то гонорар не может быть выплачен.
Все они побуждали меня срочно исправить текст. Это было невероятно сложно, потому что мероприятие уже шло.
Надо было кого-то , кто имел доступ в зал Верховного Совета,  просить, чтобы он передал министру, что в текст вкралась ошибка.
Я отказался это делать, потому, что информация была получена мною непосредственно от министра, а я очень уважал и доверял ему, и был уверен, что он не мог в таком остром вопросе допустить ошибки. После сессии  мы все перепроверили. Все было правильно, а мои советчики ошибались.
Очень много лет назад, когда строилась Братская ГЭС, в газетах был напечатан очерк. Там случилась какая-то авария.
Кажется обвалился туннель. Самой естественной реакцией в таких случаях бывает вывод и спасение людей.
Но главный инженер строительства ГЭС, по фамилии Гиндин, уже не молодой человек, которого я лично знал по его предыдущей работе в Грузии, поступил наоборот.
Он по горло вошел в холодную воду, а за ним все рабочие и двинулись к обвалу, и как- то заделали его.
Не сделай этого, пуск станции, как ее тогда называли "Великая стройка коммунизма"  отложился бы на год.
А о потерях я уже не говорю. Вера рабочих в своего руководителя, уважение к нему было таково, что никто не усомнился в правоте его решения и все пошли на риск собственными жизнями.
Уважение, как мотивированное чувство – это признание достоинств и заслуг других людей; как форма общения – этика, достойное внешнее поведение по отношению ко всем людям.  Основной принцип - это ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других.
Уважение играет огромную роль в межгосударственных отношениях. Нарушение этого принципа может стать причиной вооруженных конфликтов.
В обыденной жизни, чаще всего, Уважение — позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности.
В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям.
Вполне естественно, что Уважение, даже не всегда ощущаемое нами, как обособленное чувство, предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.
По сути дела, Уважение — одно из важнейших требований этики. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества.
Я уже около десяти лет живу в селе.
Довольно часто приходится приглашать местных умельцев для выполнения каких либо работ. Среди них выделяется один, которого я называю гроссмейстером.  Я наблюдал за ними.
Однажды они среди дня прекратили работу. Я поинтересовался: почему? Там возникла какая-то сложность, они хотя и понимали, как ее обойти, но не решались без слова своего бригадира.
Уважение к нему было настолько велико, что выполняя какие-то работы даже у себя дома, они неизменно консультировались с ним.
Однажды у меня к дому надо было пристроить навесной балкон. По существующим правилам чаще всего в этих случаях используют принцип рычага.
То есть, берут длинный брус, меньшую его часть подкладывают под конструкцию балкона, а большую под  пол верхнего этажа дома.
У нас этот вариант не получался, и начали сооружать иную конструкцию.
Я усомнился в ее надежности. А ребята, среди которых на тот момент не было "гроссмейстера", успокоили меня: "Да Вы не волнуйтесь, раз он так решил, значит правильно. Фуфло он никогда не сделает"
Они оказались правы. Я тогда даже немного позавидовал: Вот что значит сила уважения и авторитета. 
Невольно пришло на ум часто применяемое словосочетание "Вопреки авторитету силы, зачастую действует сила авторитета"
Мне кажется совершенно очевидным, что уважение нельзя купить за деньги, или даже получить по наследству. В абсолютном большинстве случаев, его надо завоевать. Причем, это не зависит от характера деятельности.
Очень часто должностные лица совершают большую ошибку, полагая, что вместе с должностью они получат и Уважение тех, кто им подчинен.
Большое значение имеет институт Уважения и в вероисповедовании. Человек исповедует одну, какую-то веру. Но что делать, если рядом с тобой существуют иные  религии, чаще всего материализованные в соответствующие храмы? Одной веротерпимости может оказаться недостаточно.
Нужно уметь уважать чужие взгляды, чужую веру, и даже образ их жизни.
Нередко сочетать это нужно в одной семье. Писатель Вересаев писал, что родители его были разного вероисповедования.
Но любовь и взаимное уважение их были таковы, что не мешали им счастливо жить в мире и согласии.
Даже у нас в семье, где моя супруга была убежденной католичкой, все религиозные праздники отмечались дважды.
Вообще, мне хотелось  несколько слов сказать о роли уважения в семье. Вполне понятно, что пока дети малы, уважением, вроде по должности, пользуются родители. Но время идет.
Родители стареют, дети взрослеют.  И самой тяжелой ошибкой родителей является тот момент, когда дети уже начинают ощущать потребность в Уважении их взглядов, и убеждений, а родители, хотят рулить по-старому.
Именно поэтому возникает извечная проблема: "Отцы и дети". Мне кажется, что родители изначально должны быть готовы к тому, что со временем часть их суверенитета  должна будет перейти к детям.
Нельзя сказать, что эта перестройка очень легка. Но мне хотелось бы подчеркнуть, чем больше терпимости и понимания мы проявляем к меняющимся взглядам детей, тем больше у нас шансов, на основе взаимности,  сохранить былое уважение. В противном случае остается рассчитывать только на "терпимость".
Я смотрю сейчас на эти проблемы с позиций старого человека. Несмотря на консерватизм своего характера, мне без тяжких психологических надломов, удалось вначале приблизиться, а потом и принять, зачастую неприемлемые для меня ранее, взгляды и
и методы воспитания своих детей, моими сыновьями.
Эта позиция позволила нам сохранить взаимоприемлемую среду уважения друг к другу.
Иногда я думаю, что сформулированная Великим поэтом мысль: "...Когда не в шутку  занемог, он уважать себя заставил..."  у нас не работает.
Когда я чувствую себя нормально, я еще способен руководить проблемами своего маленького дома.  Когда я на какой-то срок выбываю из игры, то остаюсь в жутком "офсайде".
Специалисты подчеркивают, что Уважение на пустом месте не строится, для этого требуется  выполнение хотя бы некоторых условий. 
Это общение, изучение других – чтобы понимать, видеть их достоинства и недостатки.
Как правило, желательно оказывать какие-то, чаще всего нематериальные, знаки внимания и положительное отношение, имея в виду, что в основе  их должна быть искренность.
Немалую роль играет и отношение к вышестоящему лицу, что подразумевает  внимательность и учтивость: при замечаниях – извиняться, не оправдываясь.
Напоследок совет на все времена   Чарльза  Дарвина:
"Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать"