История еврейской самообороны

Александр Вишневецкий
               
   Погромы, произошедшие в конце 19 и начале 20 столетия,  привели к началу значительных перемен в истории еврейского народа в определении  своей судьбы, выразившимися в отказе полагаться во всем  на Б-га. В еврейских общинах Российской империи ради своей безопасности, защиты жизни и собственности еврейское население начало создавать отряды самообороны.  Стал формироваться  союз между еврейской интеллигенцией и народными массами, сыгравший свою роль в дальнейшем в еврейском национальном движении в Восточной Европе. Речь ведь шла не только о защите жизни, но и национальном достоинстве народа.
Во времена царствования Александра II евреев обвиняли в том, что они пользуются экономическим превосходством и тайной формой самоуправления, чтобы властво¬вать над Российской империей. В 1881 году после убийства царя Александра II народовольцами, среди которых была одна еврейская девушка, Геся Гельфман, ее за участие в этом убийстве приговорили к смертной казни. Последовавшей реакцией стала волна еврейских погромов по европейской части Российской империи, хотя  участие евреев в терроре было незначительным, вопреки утверждениям царской пропаганды. Беспорядки охватили шесть уездов черты оседлости.
   Вначале вспыхнул погром в Елисаветграде (нынче Крапивницкий) в Херсонской губернии на юге России. За ним последовали другие - в Киеве и Одессе.  Вскоре беспорядки распространились на сельскую местность.  В конце 1881 года, накануне Рождества, мятежи вспыхнули уже гораздо западнее, в Варшаве.   Погром в Балте разгорелся в 1882 году, были разграблены более тысячи еврейских домов и магазинов; попытка организовать еврейскую самооборону была пресечена полицией. В завершающем погроме, который произошел в Нижнем Новгороде 7 июня 1884 года  и сопровождался обвинением евреев в ритуальном убийстве, десять евреев были зарублены топорами. Более ста тысяч евреев были разорены до полного обнищания, а двадцать тысяч остались без крова. Из 259 погромов, 219 имели место в деревнях, четыре в еврейских сельскохозяйственных колониях, и только тридцать шесть в городах и местечках. В общей сложности в этих погромах погибли более чем сорок евреев, еще многие получили ранения, совершались избиения и изнасилования, но чаще всего основной целью погромщиков были грабежи.
   Зачинщиками погромов были русские рабочие и к ним присоединились украинские крестьяне из окрестных сел. Они  были вооружены холодным оружием. Характер погромов свидетельствовал, что центральное правительство не обеспечило надлежащую защиту и открыто проявляло враждебность по отношению к еврейскому населению.
   Участники самообороны были вооружены железными палками, топорами, ломами, ножами и очень ограниченным числом револьверов. Часть молодых евреев, прошедших военную службу, стремилась вооружиться револьверами и винтовками. Вначале  самооборона была  организована спонтанно в некоторых населенных пунктах, где еврейскому населению грозило насилие.   В самообороне приняли участие еврейские студенты и ремесленники, а также небольшое количество не евреев, особенно студентов. Как только распространились слухи о погромах на юге страны, была организована медицинская помощь раненым, а также шел сбор средств для оказания материальной помощи тем, чьи дома были разрушены, а имущество разграблено.
Еврейская элита все еще надеялась на защиту со стороны армии и полиции и боялась предпринимать самостоятельные действия. Разочарование этой элитой было высказано будущим  русскоязычным еврейским писателем Мордехаем Бен-Ами, одним  из организаторов движения самообороны во время одесского погрома 1881 года. Членам самообороны пришлось преодолеть сопротивление тех еврейских революционеров, которые считали, что погромы просто отражают гнев пробуждения русского пролетариата,  и поэтому евреи не должны противостоять им. 
   Участники самообороны опирались на массы, пытаясь предотвратить проникновение бунтующих толп в беднейшие кварталы, где проживало еврейское население, особенно в крупных городах, таких как Бердичев, Елизаветград, Варшава. Многие участники самообороны подвергались  арестам и судам.
   Вновь погромы возобновились в период между 1903 и 1906 годами. Первый из этих погромов произошел в Кишиневе, где проживало около 50 тысяч евреев, погром состоялся во время христианской Пасхи 6 и 7 апреля 1903 года. Погрому предшествовала злобная антисемитская кампания, проникнутая духом ненависти к евреям.  В Кишиневском погроме в апреле 1903 года погибло больше людей, чем во всех, вместе взятых, погромах 80-х годов.
В апреле 1903 года, через две недели после погрома в Кишиневе, "лига ивритовских писателей", в том числе Aхад-Ха Ам, Нахман Бялик, Мордехай Бен-Амми, Шимон Дубнов и Иехошуа Равницкий выступили с призывом учредить постоянные организации для защиты евреев во всех местах их проживания. В своем заявлении о политике еврейской партии "Бунд" (Союз, с идиш)  в 1903 году было сказано,  что  "насилие должно быть решено с помощью насилия, от кого бы оно ни исходило". Во время погрома в Кишиневе имели место отдельные примеры мужества защитников, но погромная резня, произошедшая там, воспринималась в сознании еврейской общины со стыдом из-за беззащитности и беспомощности перед лицом нападающих убийц. Резко осудил позор безвольности и попустительства "телят ведомых на убой» Нахман Бялик   в поэме, написанной после Кишиневского погрома, «Сказание о погроме» («В городе резни»):
  "Потомки тех, чей прадед был Иегуда! / Лев Маккавей [...] / Рассыпались, бежали, словно мыши, / Попрятались, подобные клопам, / И околели псами...» [перевод В. Жаботинского].
   Роза Люксембург, видный деятель революционного движения, после  Кишиневского погрома призывала  к  созданию организации совместных отрядов самообороны из разных  партий против нападений антисемитов.
   Между 1903 и 1905 годами отряды самообороны были созданы в городах и населенных пунктах Белоруссии и Украины, они превратились в значительную силу, противостоящую погромщикам. Организации самообороны были созданы в Одессе, Киеве, Шклове, Вильно, Минске, Варшаве и Ростове на Дону.  Организаторами сопротивления в городах были представители рабочей партии "Поалей–Цион" (с иврита, "Рабочие Сиона"): они собирали деньги, приобретали оружие, в кузницах были изготовлены железные палки с шипами на них. Две сотни студентов в Киеве создали оборонительную группу, где каждый был вооружен большой палкой, финским ножом и пистолетом. На необитаемых островах на Днепре они учились метко стрелять. Защитники были разделены на группы по десять человек, и когда вспышка погрома казалась неизбежной, они брались  за оружие. Они также имели агентов среди потенциальных погромщиков. Организация самообороны в Гомеле развилась из ядра, известного как войсковая часть партии Поалей Цион, и летом 1903 года весь город был организован по профессиональному принципу, ремесленники – от кузнецов до мясников и извозчиков, и остальные граждане. Члены самообороны оказались в состоянии отбросить погромщиков в некоторых городах (Гомель, Житомир) в 1903 году. Армейское нападение на членов самообороны в Гомеле привело к гибели, арестам и судам многих из них.  Назначенный правительством раввин Кременчуга, А.Ю. Фриденберг, в изданной прокламации на русском языке в 1903 году, призывал к коллективной обороне. В 1904 году движение самообороны широко распространилось во многих городах и населенных пунктах, но раскол на партии, по классовым различиям и подозрения предотвратили реальное сотрудничество и единство, и ослабили движение. Правда, во время погромов участники сопротивления обычно действовали сообща, и пользовались помощью не настроенных политически евреев.
В октябрьские дни 1905 года свобода, завоеванная в ходе революции 1905 года, вызвала эйфорию большинства  нееврейского населения в крупных городах, но для евреев она обернулась новыми  погромами. Особенно кровавый и жестокий характер носили погромы в Одессе, Ростове-на-Дону, Екатеринославе.   К этому времени обширное движение самообороны превратилось в общенациональное, организованные группы самообороны существовали в 42 городах. Наиболее масштабные и кровавые погромы прошли в Одессе, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Аккермане (Белгороде-Днестровском), Житомире, Стародубе, Елизаветграде и Чернигове.
   Необходимо отметить финансовую поддержку состоятельными евреями Российской империи и рядом еврейских банкиров Запада движения самообороны. Об этом не все известно, т.к. такие действия проводились скрытно. В воспоминаниях Мани Шохат, деятеля сионистского движения, сообщается о том, что в конце 1905 года  в Париже она получила 50 тысяч франков из фонда барона  Эдмона Ротшильда на еврейскую самооборону в России и участвовала в организации доставки туда оружия. Она лично собрала 200 тысяч рублей на нужды самообороны в России. Джейкоб Генри Шифф —американский филантроп и общественный деятель, банкир еврейского происхождения, во время волны еврейских погромов в России 1905—1906 годов пытался убедить американское правительство выступить на защиту евреев в России. Шифф поддерживал организацию отрядов еврейской самообороны, он оказывал значительную помощь группам еврейской самообороны в России и жертвам погромов.   В. Фабрикант, сионист левого крыла, определяя цели самообороны, заявил в 1904 году, что это война "для нашего настоящего, ... ибо жизнь наших братьев Израиля, которые находятся в бедственном положении, ибо наша национальная честь ... для нашего будущего как нации".
   Период с 1903 по 1906 годы характерен массовыми еврейскими погромами в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В результате столкновений, по меньшей мере, 1600 человек погибло и более 5000 получили ранения. Материальный ущерб оценивался более чем в 70 миллионов рублей. Войска и полиция, как правило, не мешали погромщикам. Они принимали участие в разгроме еврейской самообороны в крупных городах (Киев, Одесса, Ростов). Отряды самообороны не могли противостоять регулярным войскам, но там, где войска не помогали погромщикам,  удавалось быстро прекратить погром (Каменец-Подольский, Могилев-Подольский, Херсон, Борисоглебск, Витебск).  В Орше солдаты составляли большинство участников погрома, а в Минске войска расстреляли мирный еврейский митинг на территории  вокзала. Защита группы бундовцев в Двинске (Даугавпилс) успешно отразила нападавших в 1904 году. В некоторых местах формировались совместные отряды из русских и евреев. Русские рабочие и интеллигенты участвовали в самообороне Ростова-на-Дону, Челябинска, Житомира, Одессы, Воронежа.
   Крупномасштабный погром в Киеве произошел 18 октября 1905 года. Ни армия, ни полиция не контролировали бунтовщиков, которые беспрепятственно совершали погромные действия в течение трех дней. Атаки мятежников были направлены главным образом против бедных пригородов.  В самообороне Житомира совместно принимали участие партийные организации - Бунд и Поалей Цион. В столкновениях с мятежниками и силами безопасности (6-7 мая 1905 года) 13 защитников из самообороны погибли.  Широкий круг оборонительных мероприятий был предпринят в Полтаве. В Екатеринославле бойцам самообороны удалось убить 47 из нападавших на них.
   Погром в Ростове-на-Дону оказался одним из наиболее кровавых - общее число жертв составило около 150 человек. С 8 октября 1905 три дня в городе шел погром. Погромщикам оказали вооруженное сопротивление еврейские и рабочие дружины самообороны, но учитывая прямую поддержку, оказанную громилам казаками и полицией, силы оказались не равны. Погромщики также понесли существенные потери.
   Крупнейшим был погром в Одессе. 18 октября 1905 в начале  погрома еврейская самооборона и студенческая милиция, в которую входили и евреи, и христиане, поначалу смогли приостановить антиеврейские беспорядки на целом ряде улиц; но против них были брошены войска, использовавшие артиллерию. Погром также проходил и в районах, примыкавших к Одессе. Евреев, пытавшихся бежать, убивали в поездах или топили в Чёрном море. В Одессе во время погрома погибло более 400 человек, около 300 были тяжело ранены, было разгромлены 1632 еврейских домов, квартир и лавок. В вооруженных столкновениях погибло 132 защитника евреев, расстрелянные войсками и полицией, в том числе три женщины и несколько русских, поддержавших борьбу еврейского народа. Число убитых членов самообороны - евреев занижено, ибо, членов стихийной самообороны  никто не считал и не регистрировал.
В книге, представленной в Интернете, "Одесский погром и самооборона", написанной неизвестным автором и изданной Западным Центральным Комитетом Самообороны партии Поалей Цион в Париже в 1906 году, дан достаточно подробный рассказ о деятельности самообороны в Одессе в 1905 году. Благодаря действиям социал-демократов Новороссийский университет в Одессе сыграл важную роль в подготовке самообороны в период октябрьских событий.   В коалиционный совет университета перед погромами входили представители партий, в том числе от социал-демократов, эсеров, от Бунда и от сионистов-социалистов. Были также  представители других национальностей - от армянской национально-революционной партии, от грузинского землячества и от поляков. Хотя число организованного студенчества было невелико по сравнению с основной массой студентов, тем не менее, коалиционный совет управлял всем в университете. В университете собирались огромные митинги, на них проводились сборы денег на покупку оружия для самообороны, особый комитет покупал оружие. Из студентов были образованы пятнадцать отрядов. Во время погромов в университет поступали известия; туда обращались  за оружием и приходили с оружием; выбирались начальники отрядов; давались инструкции и указания по отправке отрядов. В отряды входили еврейские рабочие и молодежь, люди из еврейских революционных партий, немного русских рабочих и студентов. Русские рабочие  также прятали своих еврейских соседей и друзей во время террора.  Члены профсоюза моряков вооружились и патрулировали гавань, чтобы защитить еврейскую собственность. Мужественно действовало во время погромов мореходное училище, состоящее из русских учеников, также вела себя часть моряков. Имело место   одно выступление отряда русских железнодорожных рабочих; в них стреляли войска, некоторые были убиты.
   К началу погрома в университете имелось около 350 револьверов, а также 10 браунингов и пять винтовок.  Группы погромщиков при встрече с отрядами, везде удирали с криками: „Студенты идут с револьверами!". После столкновений отряды возвращались  в университет, и отдохнувшие люди назначались в отряды для патрулирования. В университет прибегали, чтоб поступить в отряды, здесь же многие прятались от погрома. Если попадались люди с награбленным имуществом, то когда начались массовые убийства евреев, этих грабителей расстреливали.
Помимо организованной самообороны была самооборона неорганизованная  на некоторых улицах, где имела место   чисто еврейская нищета. Здесь, вооруженные топорами, секачами, оглоблями и ножами, люди  мужественно  оборонялись. Лишь только войско уходило из этих кварталов, они выходили из домов и защищались от  погромщиков, почти всегда отстаивая свои улицы.   Женщины во время погрома большей частью действовали в санитарных отрядах, но некоторые участвовали в столкновениях и были вооружены. Большинство погибших среди населения были убиты тупыми орудиями; но зарегистрированные члены самообороны погибли от пуль солдат и городовых. Погромщиков было убито много, но никто не интересовался их количеством погибших.
    Одесский погром произвели полиция, войска, свирепствовали, грабили и убивали мелкие ремесленники и лавочники, рабочие и подмастерья из мастерских, фабрик, производств и крестьяне.
   Наиболее массовые погромы в российской истории происходили во время Гражданской войны в России. Погромы в этот период совершались украинскими националистами, крестьянами, формированиями «зелёных», белогвардейцами и частями Красной армии. По разным данным за этот период произошло примерно  от 900 до 1500 погромов. Оценочно от 50 до 200 тысяч евреев погибли. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами.  Обстоятельства гражданской войны в 1917-21 годах принесли новые и более сильные призывы к самообороне, изменилось многое в сторону увеличения – масштаб и численность погромов, численность людей и оружия в отрядах самообороны, активность ее участников, по сравнению с погромами в царской России.
   Наибольшее число погромов произошло на Украине, особенно в 1919 году. Владимир Жаботинский в газете «Последние новости», Париж, 11 октября 1927 года писал о главе Директории Украинской Народной Республики в 1919-1920 годах, Главном атамане войска и флота Симоне Петлюре: " … Петлюра, если бы серьезно захотел, мог бы принять меры к действительному подавлению погромов, — это лучше всего доказывается именно договором моим с его уполномоченным г. Славинским. В этом договоре решено было учредить еврейскую жандармерию: иными словами, легализировать еврейскую самооборону и дать ей право поддерживать порядок силой оружия. Значит, средство против погромов есть. Но это самое средство ведь было налицо и в 1917 — 1920 гг. Ведь и тогда были на Украине организации еврейской самообороны: значит, можно было и тогда их легализировать, дать им оружие, призвать к участию в них всю еврейскую молодежь. Но Петлюра этим средством не воспользовался. Напротив: еврейскую самооборону, под предлогом искоренения большевизма, истребляли его собственные солдаты".
   Оборонительным группам местечек и небольших городов удавалось защитить евреев от некрупных местных банд. Так, с 1918 года в Погребище активно действовал крупный и хорошо организованный отряд еврейской самообороны, однако в августе 1919 года его разоружили петлюровцы. После их ухода банда Зеленого устроила в местечке массовую резню евреев, продолжавшуюся с 18 по 21 августа. Были убиты около 400 человек (из них около 200 женщин), сотни ранены.
   В те годы погромы были совершены не только бунтующими массами и группами солдат, но даже регулярными частями сил противоборствующих сторон. В условиях распада царской армии, движение самообороны, получило большую поддержку за счет помощи еврейских солдат, которые защищали своих братьев и были среди защитников. Так, в начале гражданской войны еврейский батальон во главе с ядром демобилизованных солдат и офицеров был сформирован в Одессе. Этот батальон имел много оружия и спасал евреев от погромов.
   Тем не менее, отряды самообороны не смогли противостоять действиям крупных банд вооруженных крестьян, поддерживаемых полицией и в ряде случаев обученным регулярным войскам.
   Были подразделения обороны, которые имели ограниченный успех. Так, в Голованевске, городе в Одесской области во время гражданской войны 1918-19 годов была сформирована сильная организация самообороны, которые отпугивала крестьян окружающего региона от погромов. В конце 1919 года, однако, вооруженные банды крестьян ворвались в город, преодолев отряды самообороны, и провели погромы, в которых более 200 евреев погибли. В Бершади защитники из самообороны сплотились вокруг ядра солдат, которые только что вернулись с фронта. Во главе их был способный лидер, Моше Дубровенский. Эта защита вела единичные ожесточенные сражения с вооруженными бандами и удерживала свои позиции до 1919 года. Накануне Пурима 1919 года, ряд участников самообороны и их лидер погибли во время боя с отрядом казаков, которые штурмовали город.
В последние два года Гражданской войны, когда советская власть укрепилась, отряды еврейской самообороны получали политическую и военную поддержку из Москвы. После установления советской власти на Украине отряды еврейской самообороны сыграли важную роль в ликвидации крестьянских банд.  Тем не менее, в 1921-22 годах они были расформированы, потому что советских руководителей не устраивало, что в этих отрядах преобладали националистические и сионистские элементы.
   Значение еврейской самообороны в России не ограничивается временем. Опыт этой самообороны был использован затем евреями в разных странах между двумя мировыми войнами, в том числе и в Эрец Исраэль.   В течение Второй мировой войны борьба узников гетто и еврейских партизан, как и восстания евреев в некоторых концентрационных лагерях сформировали уникальную главу об их героизме, выходящем за рамки обычного представления о самообороне. Мордехай Анелевич (1919-1943) руководил восстанием в варшавском гетто, начавшемся 19 апреля 1943 года, перед своей гибелью он писал: "Сбылась мечта моей жизни. Еврейская самооборона гетто состоялась. Еврейское вооруженное сопротивление и возмездие со стороны евреев — уже действительность. Я своими глазами видел, как возвышенно, как величественно, как героически сражались еврейские боевики".