Дипломат-искусство тонких отношений с людьми, или-

Светлана Мотина
«Дипломат - искусство тонких отношений с людьми,
или - человек фальшивой профессии!?»

В большой беседке пациенты постоянно стали замечать, сидевшую в одиночестве старшую медсестру,  Клавочку,  дочь зам.главврача, Ивана Ивановича. Она им нравилась своим спокойным поведением и прекрасным характером. Никогда никого не обижала и не унижала. Наоборот, всегда старалась успокоить, пожалеть больного и внушением объяснить, что нужно сделать,  в том или ином случае.
Но, в последнее время, все стали замечать, что Клавочка ходит какая-то задумчивая. На вопрос: «Что с ней происходит?», сразу не отвечает, а глядит поверх головы, куда-то вдаль.

Первым решился Федька: «…Марь Ванна, спроси у Клавочки, что это с ней такое происходит?».

Марь Ванна, отмахнувшись от Федьки, буркнула: «…Ну что ты ко мне постоянно пристаёшь, тебе нужно, ты и спрашивай».

Федька, заговорчески произнёс: «…Марь Ванн, ты же у нас дипломат, сможешь всё узнать, не обидев никого…, в тебе есть такое искусство,  тонких отношений с людьми. Уж больно смотреть на неё…, что-то у неё случилось, а мы и помочь не можем…, не знаем,  как подступиться…, вот…!».

Марь Ванна удивленно посмотрела на Федьку: «…Ты это с чего так решил, что я смогу быть дипломатом, я даже не знаю, что это такое и с чем его едят…!».

Василий, как всегда задумчиво стал рассуждать: «…С понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. Дипломатия - это ухищрения, уклончивость в действиях, направленных к достижению какой-нибудь цели ! И причём здесь наша Марь Ванна и Клавочка?».
 
Федька, как всегда, что-то поняв, а что-то и нет, предложил: «…Давайте спросим у Серёги, он у нас продвинутый во всех сферах образования и сможет объяснить, что такое дипломатия более подробно…, ох, был бы сейчас рядом Вован, он бы всё объяснил и разложил по полочкам…!».

Тем временем в беседку вошёл Серега, услышав последние слова Федьки, поинтересовался, о чём идёт спор.

Федька, рассказав про Клавочку и Марь Ванну, спросил: «…Как ты считаешь, что надо сделать, чтобы помочь Клавочке, вывести её из такого состояния…, жалко ведь девушку…, как подойти к ней дипломатично, чтобы не обидеть своими вопросами и действиями!».

Серёга, оглядев присутствующих, сел в центре беседке, где раньше восседал Вован, стал объяснять: «…Ну, насколько я знаю, дипломатия – это деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач.
Правильно сказал Василий -  это искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, так как конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм».

Федька, почесав затылок, горестно произнёс: «…Вы, вот тут всё такие заумные слова и рассуждения говорите, можно подумать, мы всё понимаем…, нет, конечно, что-то и понимаем…, но так научно, нам только Вован объяснял…».

Марь Ванна, недовольно махнула рукой  в сторону Федьки: «…Да ну его, вечно у него в мозгах что-то заклинит, так потом, покоя ни кому не даст…, всё ему тут же надо на блюдечке с  голубой каёмочкой  преподнести. Ну,  что тебе ещё не понятно…, что ты хочешь узнать, говори…!».

Федька, оживленно стал перечислять: «…Давай объясняйте:  1. Возникновение и содержание термина «дипломатия»; 2. Само слово «дипломат»; 3. Что значит «дипломатический», а что «дипломатичный»?; 4. И если нужно вести переговоры, где есть враги, противники и предатели, то почему можно уважать врага и противника, но невозможно уважать предателя?».

Марь Ванна, округлив глаза от негодования так, что они вот-вот, выскочат из глазниц, закричала: «…Ну, что я вам говорила…, этот ещё тот «умник»…, он тогда и Вована и Витька достал так, что те, не выдержав его вопросов, ушли безвозвратно от нас…!».

Серёга, подняв руку и остановив крик, Марь Ванны, произнёс спокойным голосом: «…Зачем так кричать, сейчас, что знаю, на эти заданные вопросы и отвечу по порядку…, согласны?».

Федька, поёжившись от крика Марь Ванны, глянув на неё из-под лобья, молча кивнув в знак согласия.

Серёга, сев поудобней, начал своё повествование: «…Ну, слушай, что там у тебя было первым вопросом:  1. Возникновение и содержание термина «дипломатия».
Считается, что слово «дипломатия» происходит от греческого слова  diploma, которым в Древней Греции называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве  верительных грамот и документов, подтверждающих их полномочия. Буквально это слово означало «удваиваю» от способа, которым они складывались. Направлявшиеся на переговоры послы в  Древней Греции получали инструкции и грамоты, подтверждающие их полномочия, записанные на двух складывающихся дощечках, которые они вручали должностному лицу города (античного полиса), ведавшему международными делами. Отсюда происходит слово «Дипломатия».
В обыденной речи слово «дипломатия» иногда употребляется для обозначения некоторых совершенно различных вещей. Например, иногда под дипломатией понимается внешняя политика государства. В других случаях под дипломатией понимаются переговоры, а иногда под этим словом подразумевается совокупность процедур и аппарат, при помощи которых ведутся переговоры.
В конце концов, слово «дипломатия» обозначает особую способность людей, проявляющуюся в искусстве добиваться выгоды при ведении международных переговоров, или ловкости в хорошем смысле этого слова, а в плохом смысле — в коварстве в подобных делах.
Дипломатия рассматривается как искусство ведения переговоров, основанное на определённых моральных принципах и в основе которого лежит определённая теория. До этого, во времена Древней Греции и Древнего Рима, а также Византии и Средневековья, искусство лжи и обмана в международных делах было доведено до совершенства.
Французский дипломат Франсуа Кальер, бывший послом Людовика XIV, противопоставил этому честные переговоры, основанные на высоком интеллекте. Он писал в этой книге: «Обман — это в действительности показатель  ограниченности ума того, кто ведет переговоры. Не секрет, что для достижения успеха всегда использовалась ложь. Она всегда оставляла после себя капли отравы и даже наиболее блестящие успехи дипломатии, достигнутые обманом, покоятся на шаткой почве».

Федька, перебив Серёгу, вскрикнул: «…Что же это получается - обман эта ваша дипломатия?».

Марь Ванна, зыркнув гневно на Федьку: «…Зачем перебиваешь, задал вопросы, так дослушай до конца», и кивнула Серёге: «…Не обращай внимания, давай продолжай».

Серёга, помолчав, продолжил объяснять: «…2. Само слово «дипломат».
Дипломат(от древнегреческого «сложенный вдвое (письменный документ)») — в международном праве официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства или полномочной международной организации. Основными функциями дипломата являются представление и защита интересов его страны и граждан, сбор информации, а также установление дружеских, и прочих связей между странами.

3. Что значит «дипломатический», а что «дипломатичный»?
Дипломатический относится к дипломатии (взаимоотношениям между странами) , а дипломатичный - к взаимоотношениям между людьми. Дипломатичный - значит тактичный, иногда конформистский. Дипломатический - это статус, а дипломатичный - это свойство человека
Дипломатичный - это качество человека, т. е. он обладает качествами дипломата (лишнего не говорит, много слушает, а из полученной информации делает выводы).

4. И если нужно вести переговоры, где есть враги, противники и предатели, то почему можно уважать врага и противника, но невозможно уважать предателя? – так ты поставил этот вопрос?
Здесь, сначала нужно рассказать одну притчу, чтобы всё было тебе понятно, как бы привести пример:
«…Иуда, продавшийся за 30 серебренников, с библейских времен не в чести у народа. Однажды преступив эту черту, он предаст снова. Подло и бездушно. Ему все равно кого предавать - друга, соратника или любимого человека, лишь бы побыстрее отхватить свои 30 целковых. У предателя нет ни чести, ни совести, ни самоуважения, ни жалости.
Вот почему предатель во стократ страшнее врага, сражающегося с тобой, открыто. И даже смерть, принятая от врага в честном бою почетнее, чем от предательского ножа в спину».

Василий, решил внести свою лепту в эти пояснения: «…Это скорее философия, чем другое. Думаю, что предатель  - это тот, который встал по другую сторону, исходя из какой либо выгоды себе.  А так же другим. Но враг и противник, может быть и предателем тоже. Говорят нужно уважать даже врагов, чтобы обстановку опасную не создавать между отношениями людей. По сути все люди разные, кто-то уважает врагов и противников, кто-то их не любит, считают, что это окончательные враги или противники. Даже в дипломатии, всегда стараются найти общий язык с врагами/противниками/предателями, чтобы отношения стали хотя бы нейтральными. Но это минимум, а уважать или не уважать, решать нужно строго в зависимости от ситуации. Если ситуации были особо опасными, то это уже ранг предатель, а с таким рангом, чтобы начать уважать, нужно правильно найти общий язык уважения или ненависти "продолжать не уважать". Конечно, нужно понимать, что враги и противники - это почти одно и тоже, а предатель - может быть разным. Здесь  играют  чувства человека к человеку. Если он предатель по жизни, то какой смысл с таким общаться, когда зная, что тебя опять предадут рано или поздно. Если совершили ошибку один раз или два, то почему бы не проверять таких людей снова, после налаживания контакта до уровня нейтральности или дружбы. Ведь шанс должен иметь человек на любую ошибку, если это не касается, конечно, смерти человека. За это обычно судят, а вот, если в словесной форме враг начал общаться или противник, даже предатель, то это конечно имеет место быть в вероятности удара в спину снова. Чтобы знать эту вероятность, надо оценивать какие плюсы были в этих отношениях, сколько их было, а сколько было минусов».
 
Пётр, молчавший всё это время, решил сказать свою версию: «…А я думаю, что враг или противник, открыто, действует против тебя, и ты это знаешь. В отличие от предателя, который исподтишка сделает, что нибудь и переметнётся в последний момент. Врага нужно уважать хотя бы за смелость, и какую-никакую цель, либо мотив, его «двигатель». В то же время предатель не имеет конкретной цели, раз мечется туда-сюда. Грубо говоря, противник или враг отстаивает свою идею и позицию, а предатель с лёгкостью меняет свои убеждения, принимая противоположную сторону, т.е. ненадёжен, отсюда и презрения к таким личностям».
 
Федька, не выдержав, вновь задал вопрос: «…Мне, из  сказанного вами, всё стало понятно, но,  с Клавочкой, что будем делать? Ведь весь разговор начался с того, как ей помочь, выйти из такой депрессии…, кто будет тем дипломатом, который будет с ней говорить?».

Вдруг, все услыхали голос Клавочки, которая  всё это время,  молча сидела в углу беседки, слушая весь разговор.
Клавочка, поднявшись со своего места, стала прохаживаться по беседке, объясняя по ходу:  «…Я сейчас здесь слушала, как вы говорите о дипломатии, о дипломатах, о врагах-противниках, о предателях. Пришлось задуматься. Мне приятно, что вы обо мне беспокоитесь, я вам сейчас поясню, почему я такая задумчивая и что меня гложет. Мне говорят, что я наивная и поэтому не так живу, как все. А я думаю, что наивность – это искренность, неиспорченность. В обществе, особенно в городской жизни, мы все (многие) врём, претворяемся – этим самым что-то для себя выгадываем, возможно, это тоже дипломатия! Но потом,  Душа просит покоя, удовлетворения, искренности, истины. Что тогда мы делаем -   мы едем на природу, в тишь. Туда, где созерцаем настоящее - истину, покой. Туда, где не надо врать, обманывать, изворачиваться, предавать, подличать, от чего Душа черствеет и становится чёрной, грязной. А потом говорим сами себе: «…откуда эти болезни на нас навалились? А это Душа болеет – Она больная…!».

И кто тогда поможет нам самим – ваши дипломаты?! О чём вы говорите, о чём толкуете…, они сейчас здесь, а назавтра уже никого нет…, все уехали. Это как в той поговорке: «..Ци…к уехал, а клоуны остались…!». А вот куда ехали? У них там, почище нашей, своя Психушка…, никакая дипломатия не поможет! У них, как наши врачи бы сказали: «…Это уже диагноз «неизлечимости», т.е. "Люди фальшивых профессий"! И ничего с этим сделать нельзя!».