Вспомнилось...

Елена Дунская
Пожалуй, единственный жанр, который я не принимаю, это - оперетта. У меня прямо какая-то идиосинкразия на нее, даже на классическую. При этом я понимаю, как "это" сделано. Немножко сильно разбавленного академического оперного искусства, перемежаемого комическими туповатыми диалогами, вокальными и инструментальными притопами. Мюзиклы мне нравятся гораздо больше, возможно, потому, что в них главное - это литературный материал, драматургия, и если из хорошего мюзикла убрать всю музыку, то он может превратиться в полноценную пьесу, пригодную для драматического театра. Хотя в некоторых и музыка прекрасная.
В театре оперетты я была пару раз. Когда я еще училась в 8 классе, меня туда пригласил "поклонник". Он пришел к театру с цветами и в шляпе, чем поверг меня в ужас. Сейчас, наверно, он выглядел бы даже стильно, в таких шляпах шастают всякие мачо, но тогда в моем юном окружении, где все слушали Deep Purple, Led Zeppelin, Scorpions, ну и, конечно, вечных Beatles, все ходили в клешах с длинными волосами и это было клево. В руках у поклонника были билеты на оперетту Мурадели "Девушка с голубыми глазами". Я высидела этот ужас, поскольку была стеснительна и не знала, как это - встать и уйти, сказав этому безответно влюбленному "счастливо оставаться". Но конец оперетты вызвал у меня восторг. Сюжет был чудовищным. На сцене шла стройка хрущевских бараков типа "новых черемушек". Герой байды - строитель - влюбился в девушку почему-то приехавшую из Германии, кажется, которая при этом была русской, но об этом не знала. Короче, весь этот бред, когда они попеременно выли про свои чувства, а я все время думала, что им не хватало пары-тройки КГБешников, которые очень были бы кстати и правильным образом усилили бы драматизм. Но девица и так уехала в свою Германию, а строитель очень горевал, явно и за кулисами тоже. Сценография была очень реалистична: на заднике недостроенные пятиэтажки, а на авансцене чахлые деревья, которые, наверно, посадили пионеры. И вот в финальной сцене Строитель залудил тоскливую патриотическую ариозу. Страдалец на последнем звуке по гениальному замыслу постановщика должен был в отчаяньи обнять деревце, показывая зрителям степень своего расстройства. Но пока он заливался, растение вдруг провалилось под сцену, оставив наверху макушку. И артист схватился за воздух и сел на пятую точку, продолжая петь. Звук получился воистину трагическим. Попробуйте спеть, трясясь на кочках, и вы поймете, о чем я. До сих пор вижу его обалдевшее лицо. Коньяку он хватил за кулисами изрядно, и не смог осознать, почему он валяется на сцене. Я захлопала, за мной захлопали другие, решив, что так задумано и это конец дела, но на сцену потянулись рабочие, чтобы поддержать своего товарища по бригаде, тем более, они весь спектакль убеждали его плюнуть на эту сомнительную бабу и полюбить хорошую девушку из бригады штукатуров. А народ уже дружно овационировал, и сорвал им козырный номер о любви к родной стране и ее партии.
Второй раз в этом театре я была на Чеховском фестивале, смотрела пьесу "Вишневый сад" в постановке Питера Брука в начале 90-х. Но это- уже другая история.