Сталин и Горький на прогулке

Всеволод Шипунский
(диалог по картинке)
*     *     *

- Ну, как же так, Иосиф Виссарионович! – волновался Горький. - Это неслыханно! 48 человек расстреляны, сразу, практически без суда… Это же террор!.. Государственный террор!

- А-а!. Бросьте ви жалеть этих сабатажников, дарагой Алексей Максимович! Ви человек творческий, в политике мало смислите. Разве нэ так?.. Скажите лучше, ви книгу писать будете?.. Ви же теперь главный писатель СССР! Вам и карты в руки…

- Ах, книгу… Понимаю, книга нужна… Но я сейчас «Клима Самгина» пишу.

- Клима-Муслима… Бросьте ви эти отговорки, в самом дэле! Я вам говорю, нужна книга о вожде, за которым идёт народ… Да что народ – народы! Народы великой страны! Это важно и для нашего международного прэстижа, поймите. Вас ведь там, у них, в Европе, харашо знают, так ведь, Алексей Максимович?

- Да как хорошо… Меня знают в художественных, литературных кругах. От политики я далёк, Иосиф Виссарионович.
 
- Вот именно, далёк!.. Но не надо скромничать, дарагой мой! Вас знают во всех кругах… В любых кругах! Ви наше знамя, наш факел социализма для всего мира, Алексей вы наш Максимович!

- Кхе-кхе-кхе… Да полно, Иосиф Виссарионович… Не так уж я велик, ей богу.

- Не согласен!.. Ну да ладно… Что вам пишет этот француз, Ромен Ролан? Что он думает о Сталине?

- Кхм-кхм… Пишет он в основном о литературе, Иосиф Виссарионович… А о Сталине?.. Да как-то о вас ничего не писал… А достижениями СССР восхищается!

- Достижениями восхищается, а о Сталине ничего… Так, так. Ну, а этот... акула английская... Герберт Уэллс, что он пишет? Не так давно приезжал он в Москву, беседовал я с ним… Совсем его не понял! Про какие-то "права человека" твердит... Зачем нам их буржуазные видумки? У советского человека есть все права!.. Кроме права плохо работать на благо своей Родины.
 
- Уэллс?.. Да вот, прислал мне свой роман, «Война миров»... Про нашествие марсиан. Да на английском, я не читаю. Не люблю я этого Уэллса, сказать по правде…

- Понимаю вас, Алексей Максимович... За что его любить, этого хлыща английского? Его только бабы любят… Что подруга ваша, эта, Будберг… Что пишет из Лондона?

 - Она мне больше не подруга, Иосиф Виссарионович!.. – Горький обиженно засопел. – Она…

- Живёт там с этим Уэллсом?.. Хе-хе-хе… - Сталин остановился и принялся раскуривать трубку. - Таковы женщины, дарагой Алексей Максимович! Вам ли, писателю - инженеру человеческих душ этого не знать?.. Ничего… Когда приедет обратно, ми её накажем, хе-хе…

- Нет, нет! Этого не нужно, прошу вас… Она… Пусть любит, кого хочет. Я уже стар для неё.

- Англичанин этот нэ маложе вас, однако… А ви гаварите – Клим Самгин! – неожиданно резко обрубил Сталин.

- Я?.. – растерялся Горький. – Я не говорил…
 
- Нужна книга, Алексей Максимович! Книга о вожде! Ви панимаете это? Панимаете, насколько она нам нужна? Роман «Мать» ви уже написали… Теперь нужен роман «Отец»!

- Я… попробую, Иосиф Виссарионович.

- Папробуйте. А сабатажников мы расстреляли и будем расстреливать! Так-то, дарагой мой Алексей Максимович!
 
Сталин замолчал и повернулся к реке. Долго смотрел на тихие заводи, потом произнёс:

- А вон рибачёк на лодке, видите?.. Как думаете, сколько он поймал?

-  Да кто его знает, Иосиф Виссарионович, - удивился вопросу Горький.

- Поймал он уже много, дарагой Алексей Максимович. А поймает гораздо больше! – весёлые глаза Сталина с усмешкой уставились на Горького. – Ведь это же наш нарком Ягода сидит! Ха-ха-ха!.. Нас с вами охраняет.