Море зовет Глава 2

Владимир Чугай
               

Море, небо, солнце – все среднего рода. Так их назвали, но случайно ли? Если вдуматься – между ними есть какое-то мистическое сходство и общность.

Ясное голубое небо, золотые лучи солнца – и море спокойное, переливается радужно сине-голубыми теплыми и нежными оттенками. Полная гармония красоты, тишины и покоя. Ну, чем не рай?

 Но вот, где-то там, вдали за горизонтом проснулся в своих хоромах ветер и сладко зевнул. И подул легкий ветерок, и зыбь побежала по морской глади, смешав сказочные краски голубизны. А тут тучки - спутницы ветра, откуда не возьмись побежали по сине небу, закрывая животворящие лучи солнца. И посерело сине море. А ветер вышел из своих хором и выдохнул полной грудью. И поплыли серые и темные тучи, полностью закрыв небосвод и ясно солнышко. Поплыли порывы ветра над морем. И взбунтовалось сине море, потеряв поддержку солнца золотого и сине неба, и пошла крутая волна, уже не голубых нежных оттенков, а грозных серо-свинцовых.

Пришлось мне в тот промысел на мотоботе с плавбазы попасть ночью в кипящее море. Укачало тогда меня до неприличия, выворачивало наизнанку. А утром на вахту. Завтракать не мог, а на вахту с трудом, но вышел. Днем опять ласковая погода с чередованием порывов ветра. И тут не обошлось без чудес. Нашла тучка, прикрыла солнышко, налетел на нас порыв ветра с ливневым дождем, волна небольшая, а метрах в трехстах тишь да гладь и явно видно, как солнечные лучи плещутся в морских водах. Зрелище потрясающее.

Чарующим часто приходилось наблюдать море и в вечерние часы, когда опускалась ночная тьма во время отстоя судна. На мостике зажигались фонари, свет которых направлялся на воду вдоль борта. И тут начиналось цирковое представление морской живности. Появлялись небольшие рыбешки, которые сновали туда - сюда. Необычайно красивое зрелище наблюдали при появлении на арене кальмаров. Они двигались с огромной скоростью по прямой, словно стрела, выпущенная из лука. На мгновение остановившись, они под углом устремлялись в другую сторону. А когда этих особей множество, то картина завораживает. Степенно выходили на сцену барракуды, небольшие хищные рыбы сантиметров пятидесяти в длину. Они покоряли нас своей зеленовато изумрудной окраской в воде при ярком освещении фонарей.

Затем эти все цирковые артисты исчезали, и наступала пауза полного отсутствия морского биоразнообразия. И на арене появлялись жестокие морские хищники – акулы, которые спокойно прогуливались вдоль борта. Но всегда были готовы что-нибудь проглотить. Это их и подводило.

На этом цирковое представление заканчивалось, и публика расходилась. Оставались лишь любители – ловцы акул. Это делалось элементарно просто. К веревке прикрепляли крючок из толстой проволоки (до 10 миллиметров в диаметре), на который крепили любую приманку, вплоть до пустой консервной банки, и бросали в воду. Акулы стремглав мчались к наживке, и вскоре уже трепыхались на палубе. За выловленных акул матросы получали дополнительную зарплату, так как акулы тоже были объектом промысла.              Надо сказать, что эти хищники наносили огромный урон при промысле тунца. Его ловили ярусным способом на крючки, а наживой служила мороженная сайра, взятая с собой из порта. При подъеме яруса оказывалось, что большая часть, выловленных тунцов (до метра длиной) была съедена акулами или касатками. На крючке оставались лишь жаберные части головы.

    Охотское море несколько иное. Глубины там небольшие, и в солнечную погоду море голубовато- зеленое. Какое-то пленительное и обольстительное, как зеленоглазая шаловливая девушка.

Кто юность в море проводил,
Навек его он полюбил.
Порою ностальгия посещает.
Как первую любовь он море вспоминает.

В прошлое ушли года,
Многое забыто навсегда.               
Но нежный рокот волны за бортом               
Напоминает покоем отчий дом.   
               
  Кто в море не бывал,
  Морской красоты не видал.
  Доволен я своей судьбой,
  Что качался на волне морской.

              Май  2018