Друзья

Трада
Вечером, глядя на уснувшего в кроватке ребёнка, мать тихо сказала:
– Паша, сегодня наш сын читал сказку о гномах и с интересом рассматривал рисунки. Затем мы пошли в поликлинику. Доктор осмотрел Колю и посоветовал отвезти сына к морю, чтобы его астма отступила.
– Дорогая моя Наденька, вот отметим шестилетие сына, и вы поедете в Сочи. Ты же знаешь, в нашем институте сейчас проходят важные исследования, а когда они закончатся, и я к вам приеду.

Майским вечером, Надежда ожидала мужа с работы и накрывала праздничный стол, а сын читал книгу. Наконец, скрипнула входная дверь и, немного задержавшись в прихожей, в зал вошёл Павел. Он обнял жену и погладил сына по голове.
– Паша, а где подарки? Я же просила купить торт.
– Сейчас, Надя, всё будет!
Из прихожей послышались непонятные звуки, и в дверном проёме, держа на ручках торт, появился человечек, высотой с табурет. Наклонив головку, всё у него было на шарнирах, произнёс тонким и приятным голоском:
– Здравствуй Коля. Поздравляю тебя с днём рождения, и прошу задуть свечи на торте, – и сделал несколько шажков, при этом его серебристого цвета ботиночки издавали мелодичные звуки.
Мальчик с изумлением смотрел на гномика в зелёной безрукавке.
– Сынок, это Роур – Российский универсальный робот. Он умеет говорить, бегать, прыгать и плавать. Завтра мама вас повезёт к Чёрному морю. Благодаря вот этому прибору будешь всегда знать, где находится Роур, а он – где ты, – сказал отец и застегнул на руке сына браслет.
Мальчик слез со стула и задув свечи, сказал:
– Спасибо Роур за угощение. Садись, друг, с нами за стол.
– С удовольствием, Коля, но я ничего не ем. Жизненную энергию я получаю от солнечных батарей, расположенных в моём серебряном колпаке, а также могу подзаряжаться и от электросети.

Солнечным утром, рядом с мамой, и неся на руках робота, Коля спустился по трапу самолёта. После того, как из окна высотной гостиницы товарищи осмотрели окрестности, парню захотелось потрогать Чёрное море.
Отпрыгивая от накатывающихся на песчаный берег волн, Коля и Роур смеялись, и это радовало маму мальчика. «Молодец Паша, что привёл в дом такого умного и заботливого друга сыну! – мысленно благодарила она мужа. – Теперь Роур, руководствуясь заложенными в нём программами, присмотрит за Колей, и остановит от необдуманного поступка, а я могу выйти на работу и помогать супругу. Стране необходимы все те новшества, над которыми работает наш Научный Институт».

На следующий день мать с сыном и его другом, на туристическом автобусе отправились к высокогорным целебным источникам: мальчику было рекомендовано пить воду насыщенную минеральными солями, что под воздействием скального давления выходит на поверхность. Своеобразного вкуса вода источника, игравшая в стакане воздушными пузырьками, очень понравилась Коле. Надежда сняла номер в здешней гостинице, чтобы побыть здесь с сыном несколько дней.
Вечером уставшая за день мать уснула, а Коля и Роур, устроившись у окна, наблюдали, как затухает вечерняя заря в горах.
– Роур, скажи, почему вершины гор укрыты снегами, ведь днём так ярко светит солнце? – спросил любознательный парень.
– Коля, наша планета, как и семь других, движется в холодном космическом пространстве вокруг Солнца, то – отдаляясь, то – приближаясь к нему. Так у нас происходит смена времён года. Также, Земля вращается вокруг своей оси, и день чередуется с ночью, – тихо, чтобы не разбудить мать мальчика, начал объяснять робот. – В отличие от других планет, наша – имеет защитную оболочку, и это позволяет развиваться разумной жизни. Когда солнечные лучи нагревают поверхность земли, то тёплые воздушные массы устремляются вверх и, остывая, превращаются в облака, а затем выпадают осадками. Вершины гор находятся выше облаков, в холодных слоях атмосферы и снега, что образовались из снежинок, занесённых ветрами – не тают. Вот всходит спутник Земли – Луна. Сегодня мы видим её поверхность, освещённую солнцем, а когда на неё подает земная тень – лишь месяц. Луна находится недалеко от нас, и её притяжение вызывает в океанах приливы и отливы. Другие Космические Галактики расположены очень далеко от нас.
– А там живут люди?
– По теории вероятности – да! Но у жителей земли нет пока возможности долететь и проверить это.
– Когда я вырасту, то изобрету двигатель, работающий на человеческой мысли, чтобы он быстро донёс исследователя до далёких планет, и тогда мы узнаем, что там, – глядя в звёздное небо, уверенно заявил парень. – Пошли на улицу, и ты мне расскажешь о звёздах.
– Нет, Коля, без разрешения мамы нельзя!
– Ну что ты, друг: нельзя, да нельзя. Да, мы быстро вернёмся! Я же будущий учёный и многое хочу знать, прямо сейчас.
– Ладно, пошли, но ненадолго.

Друзья вышли из гостиницы и начали рассматривать звёздный небосвод: высоко в горах далёкие галактики ближе к наблюдателю. Парень много задавал вопросов, а Роур, используя информацию, заложенную в него учёными, точно называл то или иное созвездие, перечисляя видимые звёздочки. Не заметно, товарищи начали продвигаться по тропинке, всё выше и выше.
– Хватит, Коля, – возвращаемся! – остановившись, сказал робот.
– Ну, сейчас! Ещё одну минуточку. Ты так много знаешь, – крикнул парень и запрыгнул на валун, находившийся на краю обрыва, указывая рукой. – Так как называется эта яркая звезда, слева от Большой Медведицы… – но не успел договорить, камень под его ногами зашатался.
Видя, что Коля балансирует телом, стараясь устоять, Роур подбежал и схватил руками за ноги друга, пытаясь помочь. Камень выскользнул из-под ног мальчика и он, вместе с роботом, полетел вниз.

Полёт был недолгим, и товарищи упали в воду реки, что текла по дну ущелья: Коля крепко прижал к себе друга. Течение горной реки подхватило их и понесло, с грохотом обтекая многочисленные валуны. Скорость воды была велика, и друзей вынесло на широкую заводь, меж отвесных скальных берегов, прямо в водоворот, затянувший их на дно реки. «Коля, задержи дыхание и ухватись за камень», – прокричал Роур: оказывается и в воде звуки разносятся.
Парень одной рукой прижимал друга, а другую всунул меж донных камней. Сила водоворота начала вращать смельчака, его ноги оказались выше головы. Но внезапно бурун сместился в сторону, оставив на дне товарищей. «Коля, всплывай!» – «Не могу. Браслет на руке застрял в камнях», – крикнул парень, выпуская воздушные пузырьки. Роур высвободился из объятий товарища и расстегнул браслет на его руке: Коля, «пробкой», устремился к поверхности реки.

Часто дыша, Коля выполз на камни, глядя в непроницаемую темноту: в голове его шумело. Вначале тихо, а потом всё громче и громче, начал плакать. «Какой же я не везучий, – сквозь слёзы произнёс он. – Утопил друга в реке! Что теперь мне делать?» – «Тише, Коля, не плачь, – услышал он. – Я рядом. Река шумит за стеной, а нас водоворот отнёс под скалу и мы всплыли здесь. Но тут может произойти обвал, от громкого звука». – «Так ты здесь, Роур! – радостно зашептал парень. – Но почему я тебя не вижу?» – «Сейчас, потерпи минуточку».
Темноту прорезал лучик света, исходящий из колпака робота, и Коля, следя за ним взглядом, понял, что находиться на каменистом бережку пещерного озерка, и тихо воскликнул:
– Как нам отсюда выбраться?
– Есть два варианта: первый – нырнуть в воду и вновь оказаться в реке. Второй – идти по проходу, поднимающемуся в горе.
– Давай возьмём второй вариант! Не хочу опять в реку. Там высоченные берега, а сильное течение может разбить нас о камни.
– Правильный выбор, друг, – похвалил робот. – Видишь, камни тесали, значить, что-то добывали здесь, и куда-то вывозили. Коля, следуй за мной.

Долго товарищи продвигались по узкому и низкому скальному проходу.
– Всё, хватит, – привалившись спиной к стене, выдохнул парень. – Мы идём не туда. Тут никогда не работали люди, слишком низкий свод. Это ты идёшь свободно, а я лишь на четвереньках. Давай вернёмся и нырнём в воду.
– Коля, не паникуй! Смотри, в лучах моего фонаря камни поблескивают. Значить тут недавно проходили и стёрли с них пыль. Давай отдохнём, а потом решим, как поступить дальше, – предложил Роур и выключил свой фонарь.

Какое-то время товарищи сидели в темноте и молчали.
– Коля, – шепотом спросил робот – ты отдохнул?
– Понимаешь, друг, я не устал. Мне здесь легко дышать.
– Люди, больные астмой, специально проводят много времени в пещерах. Наукой доказано … – начал было объяснять робот, но замолчал, прислушиваясь. – Ты слышишь звуки?
– Да! Где-то впереди капает со свода вода.
– Нет! Это ударяют металлом по камням, но как-то тихо. Пошли и посмотрим.

Мальчик уже буквально полз за роботом – так низко свисал свод. Наконец, они оказались в высокой и просторной пещере, освещаемой колеблющимся светом, идущим от очага, расположенного у дальней стены. Коля встал во весь рост и осмотрелся. Вокруг было много домашней утвари, но всё маленькое – игрушечное. В семи вырубленных каменных нишах находились ложи, застеленные лоскутными одеялами.
– Чудное это помещение! – громко воскликнул Коля. – Моя соседка Даша, всегда строит в нашем дворе палаточный домик и, сидит в нём, играя с куклами, словно это её семья.
– Тише! – шепотом возразил робот. – Спящего разбудишь.
Подойдя, мальчик увидел сидящего человечка, в сером костюмчике, прижавшегося к тёплым кирпичам очага. Глаза его были закрыты, а из-под зелёного колпака, по длинной седой бороде скатывались крупные капли пота.
– Я полагал, что гномы живут лишь в сказке! Но он не спит, а бредит! – изумлённо прошептал он, прикоснувшись пальчиком ко лбу сидящего, росточком с Роура.
– Коля, на Земле есть много чего ещё непознанного, – уверенно заявил робот.
«Вода стремительно начала подниматься, – шептал в бреду гном. – Я, хватаясь за камни, едва успел заплыть, прежде чем река полностью затопила вход в нашу пещеру…»

– Всё ясно, он простудился. Сейчас будем его лечить. Вчера, когда у моря я промочил ноги, мама дала мне таблетку. Но я не стал её глотать, а незаметно положил в карман. Мне надо закалять свой организм, ведь впереди предстоит многое сделать. Ага, вот она! Но, похоже, для гнома таблетка велика. Роур, дай какой-нибудь инструмент, чтобы раздробить её, – становясь на колени у крошечного столика, попросил Коля.
– Вот, держи – молоточек подземных камнетёсов, – и робот подал вынутый из рук гнома инструмент.
Парень смахнул со столика разноцветные камешки, те заискрившись, покатились по каменному полу. Положив таблетку на освободившееся место – замахнулся. «Остановись!» – прозвучал окрик в пещере. Он повернулся и увидел вошедших гномов в цветных колпаках, а длинные бороды говорили об их солидном возрасте. «Как в сказке, – подумал Коля. – Здесь живут семь подземных братьев!»
– Забирай, сколько хочешь, и уходите, незваный гость, – сделав несколько шажков навстречу, сказал гном в красном колпаке. – Мы много работали в горе, чтобы добыть самоцветы. Зачем ты хочешь уничтожить наши прелести?
– Да не нужны мне ваши ценности – Красный! – возмущённо воскликнул Коля. – Вон, они все на полу. Ваш брат болен, а у меня таблетка, что поможет ему. Но она для больного велика и я хочу разделить её на части, – и стукнул молоточком. – Дайте один кусочек Зелёному, а потом остальные части.
Беря с недоверием осколочек таблетки, старший гном спросил:
– Кто ты такой, и откуда знаешь, как нас зовут?
– О вас, уважаемые, написано много книг. Я мальчик Коля, а это мой друг Роур. Он ваш двоюродный брат, и прибыл из далёкой страны. Там живёт его племя, – сфантазировал парень.
Братья засунули в рот Зелёному таблетку, а когда тот очнулся, напоили больного. Затем гномы обступили гостей, стараясь прикоснуться к их одеждам, и начали задавать много вопросов. Горным труженикам было интересно узнать, как мальчик попал в их пещеру и почему они о безбородом родственнике никогда не слышали.
Коля рассказал: «Мы с другом гуляли и, оступившись, упали в реку, а течение вынесло нас в пещерное озеро. Мои родители, в выходные дни, всегда везут меня в Москву, и мы ходим по большому городу. Мама и папа показывают мне старинные здания и рассказывают их историю. Там мы посещаем музеи и рассматриваем картины великих художников. Знаете, люди сделали много чего хорошего на Земле и уже летают в Космосе…» Гномы внимательно слушали мальчика и несказанно удивлялись.
– А нам всё некогда пробить другой выход из горы, – дослушав парня, с вздохом сожаления, сказал Красный. – Река всегда внезапно поднимается и затапливает единственный вход. Нам остаётся лишь ждать, пока спадёт вода, чтобы выйти и заменить светлячков в наших фонариках. Они тоже нуждаются в отдыхе. Но мы уже нашли для себя новую пещеру, в дальней горе, и Зелёный носит туда вещи и продукты. Жаль, что он заболел, и выхода из скалы нет.
– Я чувствую, как чудодейственное лекарство наших гостей возвращает мне утраченные силы,– еле слышно прошептал Зелёный.
Братья гномы обрадовались и стали думать, как скорее выбраться наружу.
– Я могу осмотреть выработки в горе, и подскажу, где пробить новый выход, – уверенно заверил Роур.
– Так пошли! – пригласил Красный.

Когда гномы и робот ушли, Коля сел рядом с больным и стал ждать.
– Вам повезло, что вышли сюда, а не заблудились в лабиринтах скалы, – сказал Зелёный. – Наши братья Глубой и Синий чувствуют залежи самоцветов, и пробивают замысловатые ходы, чтобы докопаться до них. Вы могли уйти в дальнюю штольню, где Фиолетовый добывает уголь для горна. Или оказаться в пещере с железняком, из той руды Оранжевый и Жёлтый выплавляют инструменты и посуду.
– Роур умный и когда мы шли, выбирал направление, ориентируясь на ворсинки, оставленные на камнях, – ответил парень. – А чем вы здесь питаетесь?
– Давно мы уже не шили себе одежд, – прикрывая рукой прорехи, смущаясь, ответил гном. – Раньше, мы выходили на луг и собирали со стеблей шерсть овец. Зимой, когда скала трещит от морозов, мастерили себе одежды. Вон стоят прялки и ткацкий станок. С наступлением тёплых дней, я часто выхожу на поверхность, и сюртук цепляется за выступающие камни. Моя задача готовить еду для братьев, а они добывают соль в дальней штольне. На земле я выкапываю съедобные корешки, собираю зелёные побеги для салатов и засолки, грибы, ягоды, пчелиный мёд. Когда начинает опадать листва с деревьев, разыскиваю тайники зверьков, птиц и забираю оттуда орехи. Там где сходятся скалы, есть каменная площадка, ровная, как стол и я сметаю семена трав в мешок, занесенные туда ветром. Из них пеку пышные лепёшки, замешанные на плесени, что покрывают стены “Мокрой пещеры”.

Много времени Коля и Зелёный провели в ожидании: иногда разговаривали, а порой просто молчали. Парень несколько раз давал больному лекарство, подбрасывал в очаг уголь и дремал, прислонившись к тёплым камням. Сбрасывая дремоту, в очередной раз, он подумал: «Как там Роур? Слишком долго горные труженики не возвращаются. Гномы привыкли трудиться в скале, а для робота это может быть опасным, ведь я так и не узнал, на сколько хватает зарядки его батарей».

Послышались голоса и в пещеру гномы внесли Роура.
– Твой друг указал нам кротчайший путь к поверхности по водостоку, и долбил с нами камни без устали. Но потом его фонарик потух и он замер. Я послушал, сердце Роура остановилось, – опуская вместе с братьями на каменный пол принесённого, сказал Красный. – Благодаря ему мы пробили выход на поверхность и теперь можем покинуть эту гору. Собирайтесь, братья, – уходим на новое место жительства.

Коля, стоя под мерцающими над головой звёздами, и держа на руках обездвиженного робота, смотрел на удаляющийся маленький караван гномов. «Куда мне идти? – подумал он. – Я даже не знаю, где нахожусь. Скорее бы наступил рассвет». Опустившись на выступающий из земли камень, начал крутить головой во все стороны, пытаясь определить, где Восток. За лугом увидел далёкий огонёк, не раздумывая, зашагал туда.

До костра оставалось совсем чуть-чуть, но дорогу Коле преградила стая лающих псов. Остановившись, он испуганно глядел на оскал клыков лохматой стражи. Послышался детский и в то же время повелительный окрик: собаки, подчиняясь команде, отбежали в сторону. «Иди сюда, путник. Они тебя не тронут» – крикнула девочка, возникшая в отблесках костра, и призывно помахала рукой. Войдя в освещенный круг, Коля устало опустился на траву.
– Ты кто, и почему гуляешь по ночам, лишь с куклой? – спросила тёмноволосая хозяйка псов, что настороженно стояли за её спиной.
– Это мой друг – робот. Но сейчас он не может ни говорить, ни ходить – батарейки сели, – важным голосом ответил Коля. – Долго объяснять, как мы оказались в горе. Лучше укажи дорогу в город.
– Чудак, ты, что с луны свалился!? Город находиться по ту сторону горы, а это не близкий путь. Мама и папа осенью заберут меня туда. Они там работают, и я пойду в школу. А здесь лишь наш аул. Вообще-то я должна спать, но дедушка заболел и мне приходится присматривать за отарой, с моими помощниками, – и смуглянка, задорно засмеявшись, потрепала по шерсти огромного пса, что явно был лидером в стае.
– Тоже мне, открытие – школа. Да у нас в Дубне их сотни! В сентябре и я пойду в первый класс, родители обещали.
Девочка внимательно посмотрела на ночного гостя и, достав из рюкзака домотканую скатёрку, стала выкладывать на неё еду.
– Я Малика. Знаю, что тебя зовут Коля и ты голоден. Ешь! – подавая лепёшку и пластмассовую бутылку с молоком, сказала она. – Уже два дня над горами кружат вертолёты. Люди в ауле говорят: у источника “Сафа-Аква” – Чистая вода, пропал мальчик Коля. В доме старейшины остановился на ночь один из поисковиков. При первых проблесках зари пойдём в аул: сейчас нельзя, у меня нет фонарика. Ты говоришь, что был в горе, значит встретил карликов – Ацанов. Я не раз видела одного, в зелёном колпаке. Он с бородой и не хороший, таскает всякую всячину. Может вытащить яйцо, прямо из-под курицы, дедушка рассказывал. Однажды унёс большой пук пряжи, мама сама видела, когда была маленькой.
– Малика, оставь свои страхи в прошлом. Гномы ушли отсюда и далеко, – с уверенностью заверил Коля, жуя предложенную еду, хотя и не чувствуя голода: несколько дней он пил чудесную воду источника, что выбивался в камнях у пещеры подземных тружеников.

До утра Коля и Малика беседовали. Она говорила о Кавказских горах, о людях, зверях и птицах, живущих на этой земле. Он рассказал, как они с другом оказались в горе гномов, и о своём подмосковном городе. Собаки разлеглись вокруг собеседников и, навострив уши, слушали.
Лишь полоска зари заалела на востоке, Малика и Коля, неся робота, направились к аулу: собаки остались сторожить отару. Дети долго шли по альпийскому лугу вдоль подножья горы.
– Коля, – тихо проговорил Роур, – постав меня на ноги. Я уже могу самостоятельно идти. Мои батарейки зарядились от солнца.
– Какой он интересный! – воскликнула Малика, глядя, как робот, вначале неспешно, а потом всё быстрей побежал вперёд них.
– Он многое умеет и знает, – радуясь тому, что друг «ожил», ответил Коля.

За скальным поворотом взору парня открылся аул: домики с надворными постройками, сложенные из камней скреплённые раствором. Как по команде, залаяли многочисленные собаки, и громкий возглас разнёсся над долиной: «Коля, ты цел!» – навстречу бежал отец мальчика, с роботом в руках. – А мы нашли в реке лишь твой браслет. Ой, как обрадуется мама твоему возвращению!» – «Со мной всё в порядке, и астма отступила», – обнимая отца, радостно сказал парень.

– Малика, я тебе напишу! – крикнул Коля из вертолёта.
Винтокрылая машина набирала высоту, а на земле стояли и махали руками жители горного аула. Одинокая фигурка девочки, что находилась чуть поодаль от остальных, казалась из иллюминатора вертолёта такой крошечной, что Коля сразу вспомнил о гномах и подумал. «Наверное, подземные труженики уже находятся на новом месте и занимаются своим делом. Может Зелёный видит наш вертолёт? Ведь он постоянно ищет на поверхности еду для братьев. Когда окончу первый класс школы, обязательно приеду на лето сюда. Мы с Роуром найдём гномов, и я познакомлю Малику с добрыми и трудолюбивыми старцами».