Ч. 148 Почему начальники говорят подчинённым ты?

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/06/01/1790

Писатель-фронтовик Борис Васильев в одной из своих публицистических статей задавался вопросом «Почему начальники всех степеней говорят с подчинёнными на «ты», тогда как Россия никогда этого не делала, исходя из того, что подчинённый лишён возможности ответить начальнику тем же».

К сожалению, при всём уважении к памяти замечательного писателя, произведения которого очень люблю, должен заметить, что он идеализировал царскую Россию.

Начальственное «тыканье» существовало и в дореволюционные времена, о чём можно судить даже по приведенному в предыдущей главе  диалогу двух дворян.

Невозможно себе представить барина, говорящего «вы» крепостному, купца – своему приказчику, важного чиновника – канцеляристу. Примеров можно привести множество, впрочем, достаточно перечитать классиков.

В советское время, при объявленном равенстве после революции, эта мерзкая, унижающая манера обращения, казалось бы, должна была исчезнуть. Не исчезла - напротив, она распространилась сверху донизу.

Достаточно вспомнить последнего генсека и первого президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва, который хамски «тыкал» всем подряд, независимо от возраста, заслуг и положения.

В памяти предстаёт сцена заседания Верховного Совета СССР, когда Горбачёв обращался к академику Андрею Дмитриевичу Сахарову на «ты», а тот отвечал ему на «вы».

Важно здесь совсем другое: это не вызывало отторжения в нашем обществе. Любой работник считал нормальным, когда ему «тыкал» начальник. Подобное обращение, порой сопровождаемое матом, воспринималось им как доверительное, хотя сам он никогда не решился бы ответить тем же.

Я уже давно на пенсии, не работаю, но когда смотрю российские фильмы или сериалы, вижу, что ничего не меняется. Такой маленький штрих показывает, что холопское в душах наших людей проросло накрепко, а возможно, и навсегда.
 
Сужу по экспериментам, которые проделывались над ними, и по равнодушию, с каким воспринимались все действия властей. Прошли почти полтора века, как отменили крепостное право, а рабы так и остались в душе рабами.
 
Если гениальный Чехов признавался в том, что по каплям выдавливал из себя раба, да так и не выдавил полностью, а что тогда говорить об обычных заурядных гражданах?!

Возможно, поэтому на многих предприятиях в Германии сейчас принято говорить друг другу "ты", независимо от занимаемой должности. Мне кажется, что было бы неплохо это перенять и в России.

Но вернёмся от размышлений автора к истории. В начале осады Севастополя молодые офицеры горели желанием отличиться, заработать награды и звания, но затем настроение довольно быстро изменилось, и отношение к чинам, крестам и звёздам стало равнодушным.

Новикову невероятно повезло: он остался жив, не был искалечен. Впоследствии моряк геройски проявил себя в следующую русско-турецкую войну. На третьем бастионе, где воевал Новиков, во время первой бомбардировки в живых из нижних чинов остались только пять матросов.

Гарнизон бастиона понёс тогда самые большие потери из-за взрыва порохового погреба, при котором мгновенно погибли свыше ста человек. Тело командира батареи капитан-лейтенанта Лесли вообще не нашли, от него не осталось даже следов.

Но не все офицеры были такими же отважными, как перечисленные выше герои обороны Севастополя. Нашлось и немало трусов, которые пытались избежать направления на передовую, отсиживались под предлогом болезни в Симферополе или Бахчисарае.

Это приняло столь массовый характер, что главнокомандующий приказал генерал-полицмейстеру (начальнику военной полиции) проверить госпитали и всех офицеров, кроме тяжелобольных, отправить в сопровождении жандармов в воинские части.

Узнав о приказе адмирала Меншикова, очень многие «больные» моментально «выздоровели» и поспешно отправились в свои части, чтобы не подвергнуться позорному приводу к месту службы.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/06/03/960