55. И педагоги мы и школьники...

Александр Ортяков
   А ещё и родители учеников советской средней школы №39 в Шверине. Все вместе
участвовали в деле воспитания и обучения нашего подрастающего поколения. В моей
семье три учащихся - от первого до десятого классов. Пятиэтажное старинное здание
школы (лицей в начале века) находилось в центре города, на улице Гёте штрассе.
Директрисами в моё время были Г. И. Жарикова (до 1988 г.) и З. И. Бурская. От
них, кстати, на волне "перестройки" уже требовали нового подхода к учебному и
воспитательному процессу.

   Мне не раз приходилось бывать на родительских собраниях, и как творческой
личности, пришла идея создания Совета школы, компонентами которого становились
три составляющие - по 10 избираемых всем коллективом. Пришлось изрядно
потрудиться над уставом этого совершенно нового образования, с правами и
обязанностями его представителей на широкой демократической основе. С этой
инициативой выступил на общешкольном собрании. Естественно, мне и выпало
возглавить Совет. Директор, конечно же, поддержала начинание - активное участие
родителей, педагогов и самих учеников в жизни школы, объединённых решением
насущных вопросов, сулило успех.

   Мы стали собираться на регулярной основе, чтобы обсудить задачи и наметить
планы. К примеру, задумали повысить успеваемость. Создали стенд "Лучшие ученики",
на котором ежеквартально размещали фотографии отличников. Разумеется, эти
портреты и оформление приходилось  делать своими руками. Выявлять передовиков
также не просто: члены Совета выписывали из классных журналов абсолютно все
отметки, суммировали и выводили среднеарифметическую. Случайность называться
отличником исключена при таком учёте, также, как и предрасположенность учителей к
тому или иному школьнику. Стенд стал всеобщей гордостью, а директриса, выехав на
сборы школьных руководителей ГСВГ, привезла похвальные отзывы.

   Совету хватало и других проблем. Однажды старшеклассники пожаловались - в
такой большой школе нет музыкальных инструментов, достойной аппаратуры для
проведения вечеров, художественной самодеятельности. Надо было задуматься - где
раздобыть необходимые 1000 марок ГДР. Решение созрело не сразу - в самом школьном
коллективе. Причём, не прикладывая каких-то особых усилий. "Перестройка"
позволяла такие вольности. Сделали предварительные расчёты и вышли на директора.
С большим сомнением она приняла этот план, но только лишь благодаря новым
веяниям.

   Решили организовать и провести денежно-вещевую лотерею, половина вырученных
средств от которой должна была поступить в фонд школы, а другая на выигрыши. Надо
заметить, проведение лотерей допускалось только государством, поэтому крайне
рискованной выглядела такая инициатива. К тому же, требовалось привлечь нашу
типографию, о чём сообщать своему непосредственному начальству я и не помышлял,
надеясь на "перестроечные" послабления в политотделе. Особо не афишируя,
напечатал 2 тысячи лотерейных билетов номиналом в 1 марку каждый и оригинальным
номером.

   Активисты Совета школы взялись распространять их по классам, разъясняя цели
лотереи. С волнением ожидали результата - поверят ли нам? Боялись кривотолков.
Однако всё свершилось в короткие сроки и в самом лучшем виде. Розыгрыш прошёл в
Новогодний праздник при полном актовом зале участников, под руководством
избранного жюри. Из большой стеклянной колбы счастливые номера доставали
первоклашки и тут же их оглашали. На сцену выходили обладатели выигрышных билетов
и получали свои призы (пустяшных вещей не было - закупались действительно
ценные).

   Не скрою, один лишь нюанс мог испортить зрелище: чуть ли не главный приз
достался директрисе! Однако все понимали - разыграно по-честному, иначе и не
могло быть. Таким образом в начале 1989 года школа уже имела комплект музыкальной
техники для своих мероприятий. Наш Совет, одинаково представленный равноправными
голосами (дети со своими родителями и учителями), решал вопросы летнего отдыха в
международном пионерлагере Преров на Балтике, направлял группы школьников в
туристические поездки по ГДР, участвовал в довоенной подготовке старшеклассников,
организовывал общешкольные мероприятия, способствовал воспитательному процессу.

   Скажу сразу, никто из моих детей не пользовался какими-то привилегиями. Саша,
Наташа и Алёнка учились достаточно успешно, самостоятельно и с примерным
поведением. После окончания 10 классов в 1988 году сыну необходимо было выехать
из ГДР к моим родителям в Закарпатье, где он перед призывом в армию работал
слесарем в заводской мастерской. Таковы общие правила в ГСВГ. Военную подготовку
выпускники школы проходили в учебном центре дивизии под руководством
преподавателя капитана Л. Багдасарова (на снимке он среди своих воспитанников).
Выпускной вечер для них прошёл с участием Совета школы и учительницы В. Базавлук.
Мы организовали также отдых в пригороде Ростока, где работал бассейн с
искусственными волнами, оставили на память фотоальбомы.

   И не думал, что лично мне придётся продвигать идеи "перестройки" в такой
специфической сфере, как школа. Нижние слои нашего общества с воодушевлением
воспринимали эти шаги к демократии. Не справились со своими задачами чиновники и
высшее руководство партии и государства.