Кораблик грешный. 21. Новороссия

Алексей Алейников 4
«КОРАБЛИК ГРЕШНЫЙ» 3927, или "НОВАЯ КНИГА ПЕСКА". Роман.
(Рекомендуется ознакомиться с Предисловием)

21. НОВОРОССИЯ

«Уйти в небесный дым» Ли Бо.

Ещё лето, но уже бабье.
Опять ностальгия точит душу. В Донбассе не был уже несколько лет.
«И надеясь на старого друга… Я пока пребываю на этой пустынной земле» 9.
Пора навестить и друга, и родные места. Нужно позвонить, предупредить о приезде.
Его жена в телефон, сквозь слёзы: «он умирает»…

«На самых диких виражах мотор не глох…» 4716.
Всю ночь он был в пути. Торопился, как мог. Успеть бы… Посмотреть в глаза,
обнять, пожать руку, сказать какие-то слова… Утром был на месте.
 
Как он встрепенулся на больничной койке, когда его увидел!
Слёзы радости в глазах.
- Она сказала мне вчера, что ты приедешь. Я думаю, пока он там соберётся,
пока доберётся. А ты уже здесь…

Выглядел он ужасно. Рак… Внешние перемены и его физическая немощь были разительны.
«Человеческое тело - ненадежное жилье…» 4794.

Спросил у доктора:  - Что ему можно, чего нельзя?
- Уже ему можно всё… Забирайте его. Нет смысла здесь ему томиться.
Пусть последние дни проведёт дома.

- Ну что это ты, дружок, расхворался?
- Извини, я не нарочно.
- Ладно, извиняю, на первый раз.
А знаешь, что я привёз, чтобы приятнее сделать нашу встречу?
- Интересно.
- «Бурбон». Помнишь, когда у нас ещё не густо было с ликёро-водочным
ассортиментом, мы слушали песню: «Ален Делон не пьёт одеколон,
Ален Делон пьёт двойной «Бурбон».
Тогда мы даже не знали, что это такое. Но ясно было, Ален Делон что зря пить не будет.
А тут мне сын бутылочку подогнал.
Вот я и подумал, приеду и мы с тобой Делона переплюнем – по тройному
«Бурбону» выпьем.
- Отличная идея!
Он разлил виски в прихваченные с собой мельхиоровые стаканчики в надежде
доставить другу хоть какое-то удовольствие.
Но ничего не вышло.
Он лишь смочил губы, и тут же лицо исказилось гримасой боли.
- Извини, хотел бы составить тебе компанию, но этот грёбаный организм не принимает.
- Ничего, мне больше достанется.
Юмор был горький. Видно было, что даже говорить ему трудно.
Незачем его мучить. Но что-то он ещё хочет сказать.
- Как же я тебе благодарен! Вот, всё бросил, примчался…
А я уже ни на что не годен.
- Не думай об этом. Знаю, и ты бы ко мне прилетел. Но ты расслабься, вижу,
трудно тебе. А давай-ка мы музыку послушаем.
- Классная идея.
Коллекция джазовой музыки была у него лучшая в городе, а воспроизводящая
аппаратура издавала чистейший звук. Немного послушали, и было ясно видно,
что это ему сейчас нужнее всего. Раствориться бы в этой музыке
и уйти куда-то, куда уходят эти волшебные звуки, где нет этой жуткой боли.
Но и сосредоточиться на музыке не получалось.
Он не мог долго лежать в одном положении, пытался найти такое,
чтобы боль была слабее, и не находил.
Никогда раньше его друг не матерился. Это у него был пунктик.
А тут вдруг сквозь плотно стиснутые зубы с хрипом прорывалась эта чудовищная боль,
в звуках, никогда ранее им не издаваемых.
Попробуй, выдержи такое…
И накатывало жуткое отчаяние оттого, что ничем ему не можешь помочь, а вынужден
лишь молча наблюдать агонию родного человека.
"Хотел бы  уйти я  В небесный дым,  Измученный  Человек..." Ли Бо.

Через два дня его не стало.
«Для меня словно ветром задуло костер» 782.
«Так жить нам вместе, словно листьям,  А падать вниз по одному» 2656.

«Все концы навечно обрываются  В тишине надгробий и крестов» 123.
«Давайте горевать  И плакать откровенно» 609.
«Дружба, как вино, с годами только крепче,
Я знал всегда, что рядом есть твоё плечо» 3486.
Но… «…плохи наши лекаря» 3031. Тебя больше нет.

«Наступило время неудач,  Следы и души заносит вьюга,
Все из рук вон плохо - плачь не плачь, -  Нет друга, нет друга» 1018.
«Разве только жалость,  Чтобы сердце сжалось» 3866.
«Я без него - не я» 3768.

«Жалобно стонет ветер осенний,  Листья кружатся поблекшие» 899.
«И все-таки всегда  Прощаемся нежданно,
О самом главном  Не договорив» 923.
«Когда ты собирался в путь-дорогу, я слёзы сдерживал что было сил» 519.
«И спасти захочешь друга  Да не выдумаешь как» 3284.
"И была непоправимою   Эта беда" 5151.
«…стихи и накрытый стакан не помогут усопшим» 5208..

«Проститься…  За потерей потеря…» 2273.
«…так мимолетны состраданья» 976.

Последнее пожатие руки,  последний взгляд, слезою замутнённый…
Течение невидимой реки  тебя уносит к вечному покою.
Теперь я стал сильнее одинок,  ничья душа мне, как твоя, не рада.
Как холоден пергаментный висок,  как мертвенны запутанные пряди…
Красивое лицо изъела смерть,  искажены черты безмерной мукой.
Как больно на тебя теперь смотреть,  на жёлтые безжизненные руки!
Уверенно ты ими кисти брал,  жизнь ликовала на твоих полотнах,
прекрасных женщин страстно обнимал…
Исчезло в прошлом всё бесповоротно.
Прощай, мой друг…  А может быть, пока?..
И я в свой срок сойду с земного круга. Терпением запасшись на века,
возможно, в вечности отыщем мы друг друга. А.А.

Всплыло в памяти…
В первый раз он его увидел ещё школьником из окна троллейбуса.
Он стоял на остановке, несколько в сторонке и явно кого-то поджидал.
Невозможно было его не заметить. Выглядел он очень картинно.
Высокий, стройный, красивый…
Белая рубашка с широким отложным воротником апаш и длинными рукавами
с напуском. В таких рубашках фехтовали герои из очень популярного тогда
французского фильма "Три мушкетёра". В руках он держал шикарную пунцовую розу
на длинном стебле. Ах, как хотелось ему тогда увидеть девушку, которой она
предназначалась! Какова она – ему под стать? Но троллейбус уехал…
Лишь через пару лет их познакомили общие друзья.

«Сивой лошадушке  В пору хомут…  земле-матушке  Сына везут» 511.
«Уж сколько их упало в эту бездну,  Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну…» 617.

«Унесли погребальные свечи, Отшумели прощальные тризны…» 4158.
«Он с ангелами топчет звёздный гравий» 2467.
«Не предсказать разлук грядущих. Прими же мой земной поклон,
Небесною тропой идущий» 779.
«Пусть тебе наступит там  То, что здесь не наступило:
Среди лиц для сердца милых  Избавленье от креста» 1977.

Теперь его больше нет, но он и не совсем ушёл из жизни, остался в
воспоминаниях, стихах на сюжеты его картин и в самих картинах,
немало украсивших стены его дома.
«Мне снится старый друг, как первая любовь,
которая вовек уже невозвратима» 3768.
В одном из снов он был таким живым, иллюзия реальной встречи была столь
явственной, что подарила даже ощущение счастья, как бы от свершившегося чуда.
И вдруг – «…как на асфальт с неба упасть» 4291 – осознание во сне, что это лишь
сон, и слова невольного ему упрёка: «Ну, зачем ты так со мной… Ведь ещё тяжелее
станет». А в ответ – его как бы виноватая улыбка.
«Больше не встречу,  Такого друга не встречу!..
И не излечит,  Ничто печаль не излечит –
Мою печаль о тебе  Память сгладить не даст» 5239.
Но «…вот моя рука -  Протянута тебе через века!» 57.

«Вот уходит наше время,  Вот редеет наше племя» 7.
«По улице моей который год  Звучат шаги - мои друзья уходят» 2721.
«Нас осталось мало: мы да наша боль» 623.
Кто следующий? «Кому проиграет труба  прощальные в небо мотивы?» 3282.
               
«С Новым годом, дорогие!  Вас по пальцам перечесть» 78.

«…крепла горечь потерь» 4352.
«И близкие души,  И лучшее время   Все дальше, все глуше» 3105.
Мы радости, нам выпавшие порознь, а также общие
Делили и тем самым множили.  А.А.
«Все теперь – одному» 782.  «…и ни с кем не делишь боли» 940.
   
Насколько же легче и радостней жить,
«Пока тебя помнит  Хоть кто-нибудь там…  Где ты появился на свет» 3499.
А если это друг давний, испытанный, к которому сердце твоё приросло, о встрече
с которым мечтаешь, как о празднике, то лучшего и желать нельзя.
Но вот уже и нет никого.

«Мой друг уехал далеко  И не вернется, и не вернется.
Мой друг уехал далеко, А сердце стонет, рвется…» 4527.
«Милый друг, ушедший дальше, чем за море!..   
Свежий холмик меж других бугорков!» 3580.

Милый друг, «…погрузившийся в мрак ночи и гибели» 4485,
как без тебя одиноко!!!
«Я, тоска-кручина, сегодня — твой. Есть одна причина, хоть волком вой…
вина налью,  Поминая друга слезу пролью» 3728.
«Опустела без тебя земля» 3733.

«Что новые друзья? Уж лучше новый враг.
Враг может новым быть, а друг - он только старый» 3768.
«Где те сейчас, кто был с тобой в начале,
За кем тебе с такой надеждой шлось?» 4290.

«…пишем песни на смерть друг друга  и - не знаем, кто будет следующим» 1859.
«…отсчёт   Моих нечаянных потерь,  Остановленный, кого-то ждёт» 2490.
«…жребий скажет, кому умирать» 3751.
«И мнится, очередь за мной,  Зовет меня мой Дельвиг милый» 5227.

«Но всё еще легко найти  Совсем не потускневший снимок» 779.
«Мой друг, неужто это мы  На фотографии в обнимку?» 801.
«Не чокнешься с портретом  И песню не споешь» 1521.
«Ах, какая бы встреча была,  Если б все были живы мы!» 1598.
«Но закрыта дверь на замок  Туда, где все друзья мои ещё смеются» 4443.
«Эй, тише говори, а то  Сойдут воспоминания-лавины.
Не удержать тогда нам слез» 779.
«…плачь не плачь, -  Нет друга, нет друга» 1018.
«В бесконечность умчался – зови не зови» 1751.
«Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
отправляться и нам по следам по его, по горячим» 638.

«И отчее племя,  И близкие души,  И лучшее время  Все дальше, все глуше…   
И страшно немного  Без света, без друга,  Дорога, дорога,  Разлука, разлука...» 3934.
Вот опять
«Улица твоя неярким солнышком полита.  В комнате тесно от картин и книг» 795.
Но как же в ней стало пусто!..
«Что нам знакомые дома,  Когда из них друзья ушли?» 789.
«Здесь меня когда-то ждали,  А теперь уже не ждут» 40.

«Что тут делать, наливай,  И ушедших вспоминай,
Все горели в этом пекле,  Может там им будет рай…
Если живы, будем помнить,  Тех, чья жизнь оборвалась» 396.

«Давайте негромко, Давайте вполголоса, Давайте простимся светло.
Неделя, другая, И мы успокоимся, Что было, то было, прошло.   
Займёмся обедом, Займёмся нарядами, Заполним заботами быт.
Так легче, не так ли? Так проще, не правда ли?
Не правда ли, меньше болит?» 1707.

«Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?» 5236.
Город далёкой юности  словно бы обезлюдел:
в нём на знакомых улицах -  просто люди.
Нет ни друзей, ни кровных -  смертны, а те – далече.
С первой своей любовью больше не встречусь.  А.А.
«Я по следам твоим брожу  И в рощах – тень твою целую!» 3958.

«Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает.  Значит, нету разлук.
Существует громадная встреча.  Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи…  Значит, нету разлук.
Значит, зря мы просили прощенья  у своих мертвецов…
Как легко мне теперь,  Оттого, что ни с кем не расстался» 318.

«Но, что Коли нет…  Мое сердце никак не поймет» 2237.
Как заставить себя в это горькое горе поверить?!  А.А.
«Друзья уходят как-то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в замять…
Но не прервать связующую нить, Она дрожит во мне и не сдается» 1836.

«Вот так и бывает: живешь - не живешь, А годы уходят, друзья умирают,
И вдруг убедишься, что мир не похож  На прежний, и сердце твое догорает» 4128.
«И в серую мглу, в нелюдимые дали,  Пошли под лохмотьями черной печали…
Искать себе места на тихом погосте…  Понурою цепью уходят без звука,
Лишь катятся слезы» 3802.

После похорон друга он ещё приезжал в Донбасс. Принимал участие
в организации посмертной выставки его картин и установке памятника
на его могиле.
А в Киеве уже майданили.
«Чогось наша славна Україна зажурилася» 1423.
Но к чему это приведёт он и предположить не мог.

«Пока еще неведома беда,  И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда  Уже не будет в жизни потрясений» 1048.


НОВОРОССИЯ

«Минувшим нас обвеет и обнимет» 5229.

«Я помню сердцу милый край» 5229.
Он всё милее с годами, всё дороже сердцу воспоминания о детстве, юности, о приездах
и встречах с родными и близкими, дорогими друзьями. Почти никого не осталось…
Воспоминания всё неотступнее, всё больнее бередят душу. Всё тяжелее от мысли, что даже просто приехать туда – проблема.
Война… непонятно кого и с кем. Вот уже годы его малая родина – территория отвратительной политической грызни-возни…
Гремят выстрелы, взрывы, гибнут люди непонятно за что. Время радостных,
безмятежных дружеских встреч, объятий руками и сердцами, застолий с
весёлыми тостами, шутками и песнями под гитару ушло в безвозвратное прошлое.
В телефонном разговоре ему сказали: «Лучше не приезжай. То, что ты увидишь, лучше
не видеть… Такое убивает душу».

«…родному краю  Поклон я посылаю» 3031.

«Иду один, как ветер в поле.  Моих друзей давно уж нет» 937.

Приходит мысль, которая парадоксальным образом может и умерить печаль
и одновременно углубить её:
«…блаженны умершие, ибо не случилось им жить во дни нынешние» 4629.
Разве могли они когда-нибудь представить нынешнее враждебное
противостояние России и Украины?!
Два самых близких народа сорвались в пропасть братоубийственной войны.
Большего горя не придумаешь.

"Людей расшвыряло по странам, страну растерзали границы" Дм.Сухарев.
«Как же так, я сегодня живу за границей,
Не покинув страны, не покинув страны…
Жизни добрые страницы, вы сегодня - заграница,
Мы сегодня далеки, как никогда…
для счастья такого, как раньше большого,
Слишком много границ  стало вдруг на земле» 3753.

«Нас жизнь задами развернула,  Судьба-злодейка развела.
Ох, як ти ж мене пiдманула,  Ох, як ти ж мене пiдвела!» 1487.

«Новость принесли провода,  Что у нас вражда да беда.
Были мы близки, дороги, стали далеки, вороги. Война…» 509.
«…порвало синеву  Военной бурей» 506.
«Мы никак не можем привыкнуть жить без войны» 4520.
«Здесь теперь другое  Небо за окном - Дымно-голубое…» 3929.
«Небо этого дня ясное,   Но теперь в нем броня лязгает.
А по нашей земле гул стоит…
Дым и пепел встают, как кресты,  Гнезд по крышам не вьют аисты» 1413.

Снаряды залетали даже на кладбище. У памятника его друга отбило угол.

Значит, "боги войны"  завели опять  эту жуткую  Муку-круговерть,
значит в яви и сны  поселилась вновь  ненасытная  и слепая смерть. А.А.

«И дымился закат кровавый…  На потеху демонам войны» 512.
«Разбрелись все от бед в стороны» 1413.

Оставался у него ещё один близкий человек в родном городе. Поэт.
Покойный друг познакомил их за несколько лет до ухода...

Мой друг!!!
И я, конечно, помню  тот чудо-дуб в твоём дворе.
Мы расставались в октябре,  он третьим был - молчальник скромный…
Но богатырский вид и стать  с его раскидистою кроной,
осенней желтизной краплёной,  мы не могли не замечать.
Он выше человечьих дрязг,  он символ величавой мощи…
Кору презрительно наморщил  на злобный оружейный лязг. А.А.

Дуб мог себе позволить презрение к летающим вокруг снарядам и тем,
кто посылал их прицельно в жилые кварталы.
Но одним презрением войну не одолеть. И до сих пор не придумали,
чем её обуздать.
«Пахнет дымом от павших знамен,  Мало проку от битвы жестокой» 1492.

""Поднимись и вдыхай меня" - УТРО  самозабвенно просится.
Но душе...не расслабиться…  эхо Войны доносится" Андрей Аксюта.

Совестно за собственное относительное благополучие в его глухомани.
За полторы тысячи километров разрывы снарядов не слышны.
Ждёт-пождёт, когда же всё переменится к лучшему, а оно не торопится.

Политиканы ведут гнусные закулисные игры, а гибнут и страдают
ни в чём не повинные простые люди.

«Баю-баюшки-баю,  Мы вернули Крым себе,
А в Донбассе референдум  Попросили отложить,
Баю-баюшки-баю,  Не послушал Донбасс,
Победили мы его  И немножко кормим…
Баю-баюшки-баю,  Только мы не сторона
Этого конфликта,  Их там не было и нет» 1721.

И вот уже гремят барабаны и пушки поэзии, внося свою лепту
в навязанный братским народам раздрай.

- «Никогда мы не будем братьями  ни по родине, ни по матери.
Духа нет у вас быть свободными –  нам не стать с вами даже сводными.
Вы себя окрестили «старшими» -  нам бы младшими, да не вашими.
Вас так много, а, жаль, - безликие.  Вы огромные, мы – великие» 502.
- «Да, вы - крайние, мы – бескрайние.  Но я рядом с тобой стою.
И я знаю, моя украинка,  Каково тебе на краю.
Если хочешь быть – будь «великою»,  Только дай сперва заслоню» 501.
- «Воля - слово вам незнакомое,  вы все с детства в цепи закованы…
А у нас всех глаза бесстрашные,  без оружия мы опасные» 502.
- «И не те говоришь слова;  Только грудью своей простреленной
Дай прикрою тебя сперва» 501.
- «…мы восстали и всё исправили…
Вам шлют новые указания –  а у нас тут огни восстания.
У вас Царь, у нас - Демократия.  Никогда мы не будем братьями» 502.
- «Но, обиду смахнув украдкою,  Я тебя к груди притяну,
И за счастье твоё, украинка,  Я пойду на твою войну.
Ты нашла во мне виноватого.  Я желаю тебе добра.
Никогда ты не станешь братом мне,  Потому что ты мне – сестра» 501.

«Революция против олигархов у власти?  Вы не видите что ли?
Вам нужно к окулисту!   Вы выбрали на трон "Олигархов-фашистов"» 510.
Но олигархи по обе стороны похожи, как инкубаторные.
Простые люди гибнут, выжившие нищают, а олигархи множатся и их капиталы тоже.

«От земли до небес чёрный дым да свинец. И осколком пробит белый свет.
И на вылет свинец прошивает Донецк.  А России, России всё нет.
Верит в нас несгибаемый Донбасс,
Новороссию сбереги.  Русский русскому помоги.   
Мы-то думали - вот: мы - единый народ,  И Россия, как бронежилет.
Но Славянск с Краматорском уходят вперёд,  А России, России всё нет.
У политики свой хладнокровный расклад,  Но сказал своё слово, народ.
И горячий патрон зарядив в автомат,  Новороссия верит и ждёт.
Мы же помним, как жили единой страной» 503.

«Сколько было склок, сколько было слов в оправдание трусости» 512.

«Слава-слава отважным добровольцам! Слава нашей дружбе боевой!» 926.

«Украину протаранила Америка,  И она, как лодка «Курск», лежит на дне.
И летает братский SOS над русским берегом.
Но оглохли - на кремлёвской стороне…» 504.
«Всегда готовая к отпору,  молчит загадочно Москва» Демьян Бедный.
«Только Путин, как и с «Курском», не спешит…
Не по-братски, не по-русски, не по-нашему,
Если Кремль идти на помощь не готов…
И растёт в моей стране число предателей
С каждым павшим на украинской земле» 504.

«Наш самолёт: Донбасс – Москва…  Задержан вылет
Сперва на год, потом на два,  А там,  как выйдет.
И пусть порвало синеву  Военной бурей.
Донбасс билеты на Москву  Сдавать не будет.   
Но, отрываясь от земли,  Как самолёты,  Не зря же мы на небо шли
За ротой рота.  У нас билеты на руках  Домой - в Россию!
На все грядущие века  Билеты  в силе» 506.

«Непонятное, чужое лихо –  Стало общим лихом почему-то!» 558.
«Брат на брата?! Это не про нас.  Брат за брата! Это про Донбасс.
…летит, как ангел, гумконвой.  Нервы, как взведённые курки.
Рвутся в бой отставка и запас.  И в большом почёте мужики,
Что диван меняют на Донбасс» 507.

«Взглянуть еще на все, что там осталось,
И распрощаться… может быть, навек» 3074.
Придётся ли? Как знать… Печальна, скорбна эта неопределённость:
«На свете мало, говорят,  Мне остается жить!» 3031.
Пока не поздно  с облаками, плывущими на юг,
«…родному краю  Поклон я посылаю» 3031.

«О, город мой! Он принадлежал мне когда-то и был отнят» (5252) теми, кто
раздробил мою страну на множество удельных княжеств, которые проще держать
в узде.
Раньше были вместе, занимались общим делом, и легче было вместе отражать враждебные наскоки и поползновения.
А теперь каждый в отдельности вынужден «…поддерживать руками подгнивший тын национального огорода» Мария Аввакумова.
Получается не у всех.

«История во мне. Забиты ею поры.  И оползень её мне сердце придавил» Мария Аввакумова.
«Лишь в памяти своей приходим мы туда» 815 – в родные края,
«…где мечты в один миг стали пеплом…  где добро замело чёрным снегом» 1223.
«Всё должно в природе повториться…» 623. И повторяется.
Снова «Словно дождь, льются слёзы.   Там, где был свет,  По одной гаснут звёзды.
Кто и зачем рушит то, что не создал?!» 1223.
Снова «Кто-то дуло наводит  На невинную грудь...» 451.
Снова гибнут дети, не понимая, за что их убивают взрослые.
«Оседал наш дом горой кирпича,  Мамы не было, а папа в слезах
Что-то страшное в небо кричал...  Кто-то в белом меня резал и шил.
Я как мог, старался, сдерживал плач,   Но когда вдруг в наступившей тиши
Неожиданно заплакала врач,   Понял, что уже не стану большим…
Мне терпеть уже осталось немного,   И когда на небе я окажусь,
Я, на всех на вас, пожалуюсь Богу!   Я там всё ему про вас расскажу...» 4790.

«Для чего мы пишем кровью на песке?  Наши письма не нужны природе» 623.
«Пусть к небесам, за облака,  Птицею ввысь летит моя молитва,
Чтобы везде и чтобы всегда  Был мир на Земле» 1223.

«…и место его не будет уже знать его» Иов. 7:10.
Снова «И слова, и пули, и любовь, и кровь…  Времени не будет помириться…» 623.
«И в прошлое заметена тропинка» 808.
«О, город мой! Он принадлежал мне когда-то и был отнят» 5252.