75. Своевременность Горького

Наталья Гончарова 5
«СВОЕВРЕМЕННОСТЬ  ГОРЬКОГО»


Чтобы в обществе ни происходило, писатель отражает что-то, выражает при этом и свои позиции и взгляды самого общества.

 То, что А.М. Горький русский писатель, который  сделал в своих произведениях какк бы  срез общества  талантливо и многообразно, признано. И  все эти обывательские «мне он  не нравится» уже не имеют значения. Время свои оценки вынесло, а  эмоции  - дело частное,  вроде бури в стакане.

Усидчивость писателя поражает. Как и его перемены позиций. Все как в обществе.
А его метания   как только ни объясняют.  Пьесы поражают попаданием в точку и  глубиной.
Другое дело, что  в разное время читают и видят разное.   
В 1917-18 годах, когда Россию  переворачивали одна революция за другой и никто не знал, что происходит и почему, и люди лишались мало-мальского твердого понимания событий и будущего,  Горький печатал в журнале «Новая жизнь» свои, названные им несвоевременными, мысли. Вот только несколько цитат из них, и заметим,  автор уповал на то, что мир в лучшую сторону изменит культура. А что увидел?

 
Оказывается, красивых и культурных революций не бывает. И Горький
  об этом говорит открыто и с волнением.

«… Мы живем во дни грозных событий, глубина которых, очевидно, не может быть правильно понята нами, и трагизм дней - не чувствуется; ( как это соотносится с 90-ми годами, будто о них говорит)

… это явление, равное катастрофе, сотрясает устои социальных отношений до основания. 
 …Человечество века работало над созданием сносных условий бытия не для того, чтоб в XX веке нашей эры разрушить созданное.
 
Новая жизнь №35 30 мая 17 г
 
«… Русский крестьянин не имеет сил обрабатывать землю так, чтобы "она давала ему все возможное количество продуктов. Десять лет тому назад русская наука указала, что с площади в 3/4 десятины наш крестьянин снимает хлеба и картофеля 20 пудов, тогда как в Японии эта площадь дает 82 пуда, в Англии - 84, в Бельгии - 88. За десять лет эти цифры не изменились к лучшему для нас.
Сельскохозяйственная техника совершенно не развита в России, безграмотность крестьянства, его культурная беспомощность, - это главная причина нашей государственной отсталости».

  Городское население находится в условиях немногим лучших, чем условия деревни. В городах нет канализации, в фабричных трубах - дымогаров, земля в городах отравлена заразой гниющих отбросов, воздух - дымом и пылью.
 Вспомните, как долго мы отравлялись водкой, - пьянство не проходит бесследно: ослабляя организм, оно делает его восприимчивым ко всем телесным и душевным заболеваниям.».

«… Наша страна велика,  и богата  естественными богатствами, но мы живем грязно и несчастно, как нищие.»

Заметим, что эта тема волнует и также возмущает сегодня, почему одни и те же вопросы? Они не решаемы или не решались?

«Велика и обильна Россия, но ее промышленность находится в зачаточном состоянии. Несмотря на неисчислимое количество даров природы, в земле и на земле нашей, - мы не можем жить продуктами своей страны, своего труда. Промышленно-культурные страны смотрят на Россию, как на Африку, на колонию, куда можно дорого сбыть всякий товар и откуда дешево можно вывозить сырые продукты, которые мы, по невежеству и лени нашей, не умеем обрабатывать сами. Вот почему в глазах Европы мы - дикари, бестолковые люди, грабить которых, так же как ветров, не считается зазорным»

    * "Новая Жизнь" N 174, 7(20) ноября 1917 г.
 
Можно смело спорить по чертам народа - невежество и лень не о русских.
   
« … но я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроет пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия и его нечаевско-бакунинский анархизм.
   Рабочий класс не может не понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт…
..надо понять, что Ленин не всемогущий чародей, а хладнокровный фокусник, не жалеющий ни чести, ни жизни пролетариата.
   Рабочие не должны позволять авантюристам и безумцам взваливать на голову пролетариата позорные, бессмысленные и кровавые преступления, за которые расплачиваться будет не Ленин, а сам же пролетариат»
.

« я уверен, что и не следует любить народ таким, каков он есть, равно не следует и обвинять его за то, что он таков, а не иной. Я думаю, что будет лучше и для народа, и для влюбленных в него, если они беззаветно отдадут ему все знания, все богатства своей души, дабы народ очеловечился. И, отдавая ему лучшее свое, пусть не рассчитывают на то, что их бескорыстный труд будет оценен и вознагражден любовью народной - этого не бывает.
   Не важно и мало интересно, как люди относятся к нам, но очень важно, как мы относимся к людям - вот, что нужно понять!»

  Новая жизнь 113\11.07.18

Даже несколько несвоевременных его мыслей из этого времени, роднящихся по восприятию с Бунинскими «Окаянными днями» и по силе чувств, говорят  о бесстрашии этого человека, он видел всю  суть  и глубину революционных дней, событий и последствий.
Горький  смело и открыто  говорил, сетуя  на то, что свобода слова не имеет полноты, характеристики   вождям поражают, он точен и прозорлив, как и неприятно удивлен.
 
Почему же через 5-6 лет он труслив и угодливо услужлив той власти, которую называл «деспотизмом рабства?»
Почему?
 Ведь не народу он пел дифирамбы, он пел их тому,  «кто (по его же словам)  топил Россию в кровавом хаосе» и это  (очерк «В.И. Ленин») долгие годы изучали  в школе
. Где Горький   настоящий?
Очерк  «В.И. Ленин» написан через 5-6 лет после статей в «Новой жизни». 
Что с писателем  произошло? А может,  было нечто, о чем мы не знаем? Загадочность Горького...

.

1998 г.