История русской роговой музыки часть пятая

Юрий Кружнов 2
ХХ век. Попытки возрождения

ХХ век в истории роговой музыки отмечен, увы, только тем, что в этом веке ее история (точнее – первая ее половина) закончилась (в 1915 году). А еще ХХ век оказался «ознаменован» тем, что советская музыкальная критика вынесла окончательный приговор этому старинному виду искусства и пропела ему окончательную «отходную».

Из исторических источников известно было, что роговые оркестры составлялись поначалу из крепостных, а чуть позже (в полках) – из солдат. Поскольку музыкальной грамоты эти исполнители не знали, никаким инструментом не владели, то чтобы научить их играть на роге и точно попадать со своей нотой в нужное место, приходилось применять жёсткие дисциплинарные меры. Крепостных могли высечь за неточную игру, солдат отправляли в «холодную», сажали на хлеб и воду или наказывали иным способом. И у поздних, прежде всего советских историков составилось впечатление, что только палочной дисциплиной можно было заставить подневольных людей играть красиво и виртуозно и что только тем и держалось это удивительное искусство.

Вот цитаты из упоминаемого труда советского историка Верткова «Русская роговая музыка».

«…роговой оркестр, с его несовершенной, попросту сказать варварской техникой, отжил свой век и навсегда отошел в прошлое…»
 «Роговая музыка как тип инструментального исполнительства оказалась не в состоянии отвечать возраставшим требованиям. Технические особенности рогового оркестра не могли уже удовлетворять ни композиторов, ни самих слушателей, искушенных исполнительским мастерством профессионалов-музыкантов. Наступала пора новой русской музыки, и роговой оркестр в условиях стремительного роста национальной музыкальной культуры, естественно, должен был отойти в область истории…»

Другие историки и мемуаристы, например, автор XIX века О. А.  Пржецлавский считали, что роговую музыку после 1840-х годов попросту запретили: «…её отменили, заметив, что музыканты оканчивали обыкновенно свое поприще чахоткой…». Насчет чахотки мемуарист прав, напряжение и бесконечные тренинги и выступления доводили некоторых исполнителей на рогах до туберкулеза и других легочных и бронхиальных заболеваний. Но, конечно, не всех. Советские же историки считали, что роговая музыка (как говорилось выше) могла существовать только благодаря палочной дисциплине, а потому в условиях советского времени она совершенно невозможна. 

Историки и мемуаристы ошибались. Попытки возродить роговую музыку в ХХ веке предпринимались уже в 1940-х годах. Правда, к успеху они не приводили. Но вот в 1964-65 годах Ленинграде несколько энтузиастов (их было человек 15) все же попробовали создать роговой оркестр. Не было инструментов, но музыканты упросили дирекцию Музея музыкальных инструментов (тогда он располагался на Исаакиевской площади, 5, где ныне Российский институт истории искусств) попробовать рога, что хранились там – из коллекции герцога Кобург-Готского. Однако инструменты оказались плохие, испорченные временем, к тому же, это были экспонаты, и пользоваться ими долго было нельзя. Думали – как создать новые инструменты? Но не было ни опыта, ни знаний.  Да кроме того, у музыкантов была своя работа, совмещать всё было трудно. Дело заглохло.
Были и еще попытки… А последняя была предпринята в Петербурге в начале 1990-х. Инициатором был композитор Олег Николаевич Каравайчук, завороженный звучанием рогов. По его просьбе дирижёр сценического оркестра Мариинского театра  (и тромбонист по основной профессии) Георгий Иванович Страутман собрал из разных оркестров города энтузиастов-музыкантов. Из экспозиции Музея театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце было внлвь «испрошено» на время 9 рогов. Каравайчук хотел включить рога в некоторые свои пьесы. Но по каким-то техническим причинам он так и не воспользовался ими. Музыканты, тем не менее, разучили на рогах небольшую пьесу Страутмана. Пытались разучить несколько фрагментов из классических произведений. Им даже удалось записать на магнитофон несколько пьес. Но тем попытка игры на рогах и закончилась. Рога вернулись в музейную экспозицию, а о попытке создать оркестр снова забыли.

Но забыли не надолго. Всего через несколько лет к идее создания рогового оркестра обратился, как уже говорилось, валторнист Сергей Николаевич Песчанский. И то, что не получалось у других энтузиастов в течение десятилетий, вдруг получилось у Песчанского. Он сумел создать профессиональный роговой коллектив, сумел возродить старинное русское искусство. Но как это удалось ему? какие секреты он узнал и понял, изучая это искусство по разным источникам? Как ему удалось создать то, что не удавалось до него никому – возродить искусство игры на рогах?

Пожалуй, о возрождении роговой музыки в наши дни никто лучше не расскажет, чем сам его создатель, точнее – «возродитель».

(окончание следует)