Сказка. Бедный художник. Гл. 1

Лариса Евсикова
Мать укладывает сынишку спать. Маленький Серёжа нахмурил брови, сопит, о чём-то сосредоточенно думает.
- Ты чего, Серёж, такой мрачный? - спрашивает его мать.
- Мам, скажи, а почему мы бедные?
- А с чего ты решил, что мы бедные?!
- Так соседка сказала. Ну мы ведь и в самом деле не богатые. Вон у всех мальчишек есть велосипеды, а ты мне даже самокат купить не можешь.
Женщина, присев на край постели, отвечает:
- Понимаешь, сынок, не то богатство, что блестит. Мы с тобой очень богаты, но только оно не видно глазу.
- Это как?! – сынишка удивлённо приподнимается.
- Ложись-ложись, я сейчас объясню. Вот смотри: у меня есть ты. Так?
- Так…
- Вот ты не знаешь, что ты – моё богатство. Некоторые люди хотели бы, чтобы у них были дети, да Бог не даёт. А у тебя есть я – твоя мама. А есть дети, у которых нет родителей, и они живут в Детских домах. И эти сиротки многое бы отдали, чтобы у них тоже была мама, - им всё равно какая: богатая или бедная, главное, чтобы быть с человеком, который тебя любит, который о тебе заботится, с которым тепло, светло и хорошо. Понимаешь?
Сынишка кивает головой.
- Мы с тобой здоровы, можем видеть солнце и звёзды; можем слышать музыку и пение птиц; можем прыгать и танцевать. А есть люди, которые не имеют зрения, или слуха, или они прикованы к инвалидной коляске и не могут самостоятельно передвигаться. Здоровье, сынок, это тоже богатство. Только многие об этом забывают и не берегут его. Счастье - это тоже богатство, когда вся семья живёт в любви и согласии. Любовь и счастье ни за какие деньги, сынок, не купить. А есть люди, которые богаты своим талантом… Вот хочешь я тебе расскажу сказку про одного бедного художника?
- Хочу! - заёрзал от нетерпения малыш.
- Ну слушай… 

Давно это было. Так давно, что уже никто и не помнит - когда. Но люди рассказывали, что в одной деревушке жил один очень бедный художник по имени Иван Блаженный. Так он был беден, что в народе поговаривали, что у него даже мухи с голоду все вымерли. Жил Иван в старой лачуге, одевался во всякое отрепье, но на его лице всегда была счастливая улыбка. За то его и прозвали в народе «Блаженным».
Вот выйдет, бывало, ранним утром он на крылечко и улыбается солнышку. А вечером, глядь, на его полотне уже нарисовано, как солнышко играется с облаками, похожими на пуховые перинки: оно то прячется за облачко, то выглядывает и задорно подмигивает.
А если Иван пошёл в лес за грибами да ягодами, то обязательно присядет возле какого-нибудь полевого цветка и внимательно рассматривает его. А на следующий день у него на картине раскрывается красивый бутон и покачивается от дуновения ветерка. Живые у него были картины, объёмные, от них веяло ароматом и прохладой.
- И что, он жил один? – озабоченно спрашивает сынишка.
- Один, сынок, один. Родители его уже давно умерли, а жены у него не было: кто ж за такого бедного пойдёт? Да и не смотрел он на девушек - ещё дремало его сердце, не зная ни любви, ни страданий.
- Мам, а что он ел?
- Ну как что? – задумалась мать. – Ягоды, грибы… мёд цветочный.
- Мёд? А он не боялся, что пчёлы его ужалят?
- Нет, сынок, не боялся. Он с пчёлами дружил. Ведь все художники, я имею ввиду – настоящие, которые богаты талантом, умеют разговаривать с птицами, насекомыми и животными…
- Как это? – перебил её сынишка.
- А вот слушай! Пришёл как-то однажды Ваня в лес, а пчёлы вокруг него кружатся и печально жужжат: "Ваня, помоги! Злые осы нас одолели. Сами не хотят работать – собирать с цветов нектар, забирают у нас мёд и наших деток своим ядовитым жалом убивают". Рассердился Иван на злых ос, собрал пучок хвороста и сухой соломы, достал из кармана спички. А затем поджёг факел и сунул его в дупло, где осы гнездились. Осы все и сгорели. Обрадовались труженицы-пчёлки и говорят своему спасителю: "Ваня, а ты приходи к нам за мёдом. Мы тебе всегда рады".
Вот Иван запарит чай липовый и пьёт его с диким мёдом. После такого чая кисточка в его руке так и бегает по холсту.
- А с деревьями он тоже умел разговаривать? – с любопытством спрашивает мальчик.
- И с деревьями, и с родничком. Как-то однажды он пошёл в лес и слышит, что кто-то тихо стонет. Он заглянул под старую корягу, а там родничок еле-еле журчит: "Ваня, помоги мне. Убери корягу, она душит меня".
Иван поднатужился и сбросил старую тяжёлую корягу в овраг. Родничок вырвался на свободу и запел: "Ах, как хорошо! Свобода! Я теперь могу бежать куда хочу!  Спасибо тебе, Ваня. Приходи ко мне чистой водицы попить".
- А как Ваня понимал всех?
- Это и неудивительно. Есть такие люди, которые умеют слышать сердцем.
- Сердцем?! – удивился малыш.
- Да, сынок, сердцем. У сердца тоже есть и глаза, и уши. И оно видит то, что не замечает глаз; и даже умеет слышать то, что не воспринимает слух.
- Мам, а животных он тоже понимал?
- Ну, а как же. Вот как-то идёт Иван по просёлочной дороге, глядь, а под кустом маленькая тёлочка лежит и плачет: "Му-у… где моя мама?"
Она от стада отбивалась и заблудилась. Ваня погладил её и говорит: "Не плачь! Пошли со мной, я тебе помогу маму найти".
Привёл её к стаду. Малышка сразу услышала голос своей мамы, которая громко мычала, звала её: "Веснушка, где ты моя девочка? Куда ты подевалась, не пой-му-у-у…"
Тёлочка на прощание вильнула Ване хвостом и побежала в стадо. А когда Веснушка выросла, то стала к своему другу время от времени захаживать, молочком его парным угощать.
- Мам, а что у него совсем-совсем денег не было, если он таким бедным был?
- Ну почему не было? Люди из деревни к нему приходили: кто закажет портрет с фотографии своего деда, который на фронте погиб, а кто и свадебный портрет попросит нарисовать. Ваня с удовольствием выполнял просьбы своих односельчан. Он был знатным художником-портретистом. Только не знал он цену своего таланта, поэтому и платили ему совсем мало за его очень хорошие работы.
- А что дальше?
- Ну что? – мать задумалась. – Вот так и жил не тужил…  А однажды с ним стали происходить странные вещи. Вот увидит он как на крыше голуби целуются, или как птахи своих птенцов кормят, и такая тоска на него наваливалась, хоть волком вой. Особенно тяжело ему было весной, когда природа просыпается, расцветает, птицы поют о любви, а Ваня всё один и один. И так вдруг заплакало его сердце, так заныло: «Любви хочу! Любви!», что просто невмоготу. И решил он пойти в деревню, девушку себе присмотреть, которая согласилась бы за него замуж пойти…
- Он, наверное, себе хотел выбрать самую красивую девушку. Он же художник!
- Х-м… не знаю – не знаю, сынок. Красота она разная бывает.
- Это как?
- Понимаешь, красота бывает яркая, броская, всем заметная, но холодная - с ней даже в жаркий день замёрзнешь. А есть красота неприметная глазу, но она живая, тёплая, родная, сердцу милая… Ты, когда вырастишь, поймёшь. Так вот.

Идёт он по деревне и встречает такую красавицу, что глаз не оторвать. Волосы у неё на солнце блестят, аж золотом переливаются. Длинная коса по спине вьётся. Глаза большие, лазурные, как море. Идёт она, как пава плывёт, с гордо поднятой головой. Увидел её художник и прямо обомлел. Смотрит на неё, и насмотреться не может. Девица-красавица, заприметив его, остановилась:
- Ты чего, дурачок, рот-то открыл? Смотри, как бы муха не залетела.
Ваня смутился и говорит:
- Можно я твой портрет нарисую?
- Рисуй, - пожимает плечами гордячка. - Только по памяти. Некогда мне тебе позировать. И смотри, чтобы я была похожа на королеву, – рассмеялась она и пошла дальше.
Целыми днями и ночами художник работал над её портретом, как одержимый…
- Что такое «одержимый»? – спросил, борясь со сном, малыш.
- Одержимый – это значит, как сумасшедший: не спал, не ел, и бегал по дому, бормоча себе что-то под нос. Так иногда бывает с художниками, когда к ним приходит вдохновение, т.е. азарт. Понимаешь?
- Ага! И что, нарисовал?
- А как же?! Нарисовал, завернул его в бумагу и принёс девушке.
Ей портрет очень понравился. Она его взяла и спрашивает:
- Сколько я тебе должна за работу?
А Ваня ей отвечает:
- Нисколько. Выходи за меня замуж!
Красавица так и вспыхнула от возмущения:
- Ты что, Блаженный? Да какая нормальная девушка за тебя-бедного пойдёт?!
Ваня скорбно опустил голову, пытаясь скрыть навернувшиеся на глаза слёзы.
Девушка внимательно посмотрела на него и смягчилась:
- Вань, ты не обижайся. Ну сам посуди: от любви дети рождаются. А как можно детей растить в лачуге, где крыша протекает и со всех щелей ветер дует? Вот когда разбогатеешь, построишь новый дом, наладишь хозяйство, вот тогда и приходи свататься.
Вернулся парень домой и задумался. Крепко задумался… И вдруг его осенила гениальная идея. Но... об этом завтра, а сейчас спать.
- Ма-а-ам, ну расскажи что дальше было.
- Нет-нет! Всё завтра, - мать поднялась и выключила свет.

(Продолжение следует - http://www.proza.ru/2018/06/09/1115).