Лампочки и батарейки Охота на слова

Александр Ерошкин
Всё началось банально. Утро было сырым и прохладным. Я заглянул в кладовку: что одеть в такую погоду? А там перегорела лампочка. В темноте выбрал нужную куртку и пошёл в комнату включать компьютер, всплыло окошечко, напомнившее, что давно пора перезагрузить программы. Я посмотрел новости и согласился на перезагрузку. Потом завтракал, гулял, ходил в магазин. А компьютер всё перегружался. И у меня образовалось часа два резервного времени. Чем занять? Перелистал некоторые последние записи. Всё связано с компьютером – без него, как без рук.

Решил поменять лампочку. Тут и заметил, что слово-то интересное. Не затаскано. К тому же в эпоху Пушкина не было электрических лампочек. И батареек не было. Значит, и лампочки не было. А были лампы и лампады. Помните?
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем безсмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

На фоне всеобщей лжи в политике последних лет пушкинские строчки не просто актуальны, они звучат пророчески.

Я родился в послевоенные годы, но у нас в доме была одна единственная лампочка. Лампочек как таковых было несколько, разной яркости, но патрон был один, он висел на конце длинного двойного шнура, шнур был смотан в широкое кольцо и набрасывался на большой гнутый гвоздь, вбитый в матку.

Всё было до предела ясно. К патрону с лампочкой вели два провода, они были подпитаны от фарфоровых изоляторов на фронтоне дома, а к ним тянулись провода со столба в середине улицы. В конце улицы стояла трансформаторная будка и сушились сосновые брёвна для будущих столбов. А ещё шёл ряд высоких столбов от высоковольтной линии с ЧЕГРЭСа.

Мы не знали, что такое электричество, но понимали с ранних лет, что оно передаётся по проводам, накаляет тонкую витую нить внутри стеклянной колбы и позволяет даже ночью книжки читать, кружева вязать, вышивать.  Когда моя мать брала заказ на шитьё стеганого одеяла, по вечерам она вкручивала самую большую лампочку и тянула её туда, где в тот момент шила, а вся изба была занята большими пялами. Когда к сестре на вечер приходили подружки вышивать приданое, самая большая лампа вешалась под потолком. Шнур был такой длинный, что лампочку можно было опустить в подполье, где хранилась картошка, солёные огурцы, грибы, квашеная капуста в кадках, тыквы, выставить в сени или через окно во двор.

Потом мы делали большой ремонт в доме. Крышу покрыли шифером. Фундамент залили смесью из песка, шлака и цемента с водой. Пол перебрали. Потолок и стены поштукатурили, и по новой штукатурке брат протянул на белых изоляторах новую красивую проводку с выключателями и розетками. А между окнами под потолком повесили блестящий чёрный счётчик. Его зарегистрировали, и моей обязанностью стало  снимать каждый месяц показатели и платить в горэлектросеть по сорок копеек за киловатт-час. Появились переноски, и теперь лампочку можно было включить и на чердаке, и в подвале, и в конюшне, и в коровнике, и в столярной мастерской, где брат связал оконные рамы и ставни для нашего дома и для соседнего. Сейчас его рамы и ставни заменены пластиковыми европакетами, и дом стал казаться слепым.

ЛАМПА в словаре Владимира Даля ещё из доэлектрической эпохи, есть уточнение, что слово из немецкого языка.
ЛАМПА жен. , нем. сосуд разного вида и устройства, для освещения жилья маслом, ворванью, жидким салом; лампа обычно со стеклом, иногда с часовым ходом, для накачиванья масла; простая лампа, латка с жиром, плошка, жирник, каганец.
Лампада, -дна , -дочка жен. простая лампа, плошка, жирник, каганец; ночник на масле, светник; сосудец разного вида, со светильнею и с деревянным маслом, подвешиваемый на цепочках к иконам. При архиерейском служении: кто выносит лампаду, по чину службы, свещеносец.

Уже в ХХ веке появилось понятие «Зелёная лампа», это литературно-философское общество, созданное в  Париже в 1927 году, собиравшееся, как правило, в доме Мережковских:  Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус. Общество объединяло представителей  русской зарубежной интеллигенции из эмиграции первой волны.
Первое собрание «Зелёной лампы» состоялось 5 февраля 1927 года в здании Русского торгово-промышленного союза в Париже. Мережковский говорил о задачах нового общества: «Пламя нашей Лампы светит сквозь зелёный абажур, вернее, сквозь зелёный цвет надежды». Это был некий «инкубатор идей», род тайного общества. Обсуждались вопросы «Русская литература в изгнании», «Русская интеллигенция как духовный орден», «Есть ли цель у поэзии?», «Умирает ли христианство?».  Выпускался журнал «Новый Корабль», высказывались идеи о Ноевом ковчеге, который спасёт русскую цивилизацию, но энергии хватило на пару лет. Похоже, не было батареек, которые бы подпитывали эту «Зелёную лампу».
 
У Алекса;ндра Грина (настоящая фамилия — Грине;вский), писателя-романтика,  поэта, создателя вымышленной страны  «Гринландия», автора романтических книг  «Бегущая по волнам» и «Алые паруса», есть своя «Зелёная лампа», очень поучительный рассказ, построенный на контрасте. В нём отражены мечты собственной жизни, достаточно трудной. У родителей писателя много лет не было детей, а потом пошли почти ежегодно, и старшего Александра то баловали, то наказывали, то оставляли без присмотра. В шесть лет он выучился читать, первая прочитанная книга - «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях, мечтал стал матросом, не раз  сбегал  из дома. Учёба совсем не  получалась, его не раз исключали за нерадение к учебе и оскорбительные стихи. В общем, в рассказе он изложил собственные неосуществлённые мечты.

Стильтон, лондонский толстый джентльмен, выходит из ресторана и видит  лежащего на дороге человека. Он пьян или умер?
— Я голоден… и я жив, — пробормотало лежащее существо. — Это был обморок.
Своему приятелю  Стильтон сказал, что хочет проделать шутку:
- У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки…
Джон Ив  приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Он сирота, жил в семье лесничего, когда тот умер,  работал у  фермера. Затем был углекопом, матросом, слугой в трактире, а в  22 года заболел воспалением лёгких, вышел из больницы, а жить негде, работать негде. Ночует в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был поднят миллионером Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити.
Стильтон накормил и напоил бедняка и предложил ему по сути халявную работу:  платить ему десять фунтов в месяц с условием, что тот наймёт  комнату в центре Лондона на  втором этаже с окном на улицу. Каждый вечер, с  пяти до двенадцати ночи, на подоконнике должна стоять зажжённая лампа, прикрытая зелёным абажуром. Пока лампа горит на окне, Ив не должен выходить из дому, не может  никого  принимать,  ни с кем говорить.
Миллионер был уверен, что бедняк вскоре сопьётся или сойдёт с ума. Лампа под зелёным абажуром была керосиновой, хотя действие рассказа начинается в 1920 году, когда электричество уже прочно вошло в жизнь.
 - Одним словом, работа нетрудная, и, если вы согласны так поступить, — я буду ежемесячно присылать вам десять фунтов.
— Смею спросить,  для чего понадобилась вам эта зелёная иллюминация?
— Тайна! — ответил Стильтон. — Великая тайна! Лампа будет служить сигналом для людей и дел, о которых вы никогда не узнаете ничего.
— Понимаю. То есть ничего не понимаю. ..
— Игрушка… игрушка из живого человека,  самое сладкое кушанье! -  говорил миллионер своим ресторанным друзьям и партнёрам по бизнесу.
А потом мы узнаём, что Ив занялся самообразованием, подготовил себя к поступлению в институт, выучился и стал хирургом. А спившийся, опустившийся и вконец разорившийся Стильтон оказался его клиентом. Он спускался по чёрной лестнице, упал в темноте, сломал ногу так, что её пришлось отнять, чтобы не началась гангрена.
Хирург Ив рассказал:
— Я несколько лет зажигал лампу,  и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать все, что мне попадалось под руку. Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражён. Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой, а утром отправился в библиотеку и спросил: «Что надо изучить, чтобы сделаться доктором?» Ответ был насмешлив: «Изучите математику, геометрию, ботанику, зоологию, морфологию, биологию, фармакологию, латынь и т. д.» Но я упрямо допрашивал, и я все записал для себя на память.
У меня было куплено достаточно книг, чтобы учиться, учиться и учиться, несмотря ни на что. Если желание сильно, то исполнение не замедлит.
— Я давно не подходил к вашему окну, — произнёс потрясённый рассказом Ива Стильтон, — давно… очень давно. Но мне теперь кажется, что там все ещё горит зелёная лампа… лампа, озаряющая темноту ночи. Простите меня.
Ив вынул часы.
— Десять часов. Вам пора спать, — сказал он. — Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу. Тогда позвоните мне, — быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

В школьном этимологическом словаре ЛАМПА отнесена к заимствованиям в Петровскую эпоху  из немецкого языка, где  Lampe < франц. lampe, которое восходит к греч. lampas, род. п. lampados, суф. производному от lampein «светить», «светильник» (ср. светить — свеча); того же корня, что др.-прус. lopis «огонь,  пламя», латышск. lapa «факел», хеттск. lapzi «гореть».

А присмотримся получше к слову: немецкое Lampe,  французское lampe,  греческое lampas. А прочитаем греческий вариант справа налево: sapmal -  saplam. Не из тех ли букв состоит греческое слово, что и русское ПЛАМЯ?  Буквально: со плам или за плам, то есть нечто с пламенем связано – это и есть лампа. Вот так мы исподволь замечаем, что корни русского языка легли в основу лексики многих языков мира, но об этом забыто после развала Великой славянской империи.

В начале растолковки я не случайно обратил внимание на провода. В те годы все наглядно видели связь лампы накаливания с проводами и электричеством. Сейчас провода спрятаны. Современные фонарики таковы, что видишь свет, а что его даёт, где лампочка, как она устроена – не сразу поймёшь, а у многих сегодняшних молодых людей этот вопрос не возникает. Зажигалки с лампочками, указки с лазерными лучами, огоньки на пультах, электронных приборах, гирлянды огней на одежде и обуви, иллюминация городов… Сознание потребителя даже не заморачивается, как всё это делается, как устроено. Главное – получить нужный результат, открыть картинку, выловить нужный звук, найти кратчайший путь. Важно знать, как заменить батарейку, зачистить контакты, а не принципы, по которым всё это действует.

Это мы, а ещё в большей степени старшие поколения стремились всё понять. Это настроение ярко выразил Борис Пастернак.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Лампочка не загорит, если её не запитать от электрической сети или батарейки.

В словаре Владимира Даля нет понятия БАТАРЕЙКА, а слово БАТАРЕЯ связано исключительно с боевыми действиями.
Это несколько боевых орудий, соединенных для действия в одном месте.
Это артиллерийская рота или положенное число полевых орудий, с прислугою, начальством и всеми принадлежностями.
Это вал и другие земляные работы для прикрытия назначенных к действию орудий.
Это все орудия одной палубы на кораблях. 
Это плавучая батарея, род канонирской или бомбардирной лодки в большом размере.
Это электрическая, галваническая батарея, снаряды, устроенные для скопления этих веществ и усиленного действия ими.   Вот прототип той батарейки, которыми мы пользуемся сегодня в радиоэлектронике, в быту. Во времена Владимира Даля уже заложен тот образ, который станет привычным в наше время.

Читаем в Википедии.
Батарея (фр. batterie) — группа соединённых параллельно или последовательно электрических двухполюсников. Обычно под этим термином подразумевается соединение электрохимических источников  электроэнергии/электрического  тока (гальванических элементов, аккумуляторных элементов, топливных элементов).
В электротехнике источники электроэнергии (гальванические элементы, аккумулятор),  термоэлементы или  фотоэлементы  соединяют  в батарею, чтобы получить напряжение, снимаемое с батареи (при последовательном соединении), силу тока или ёмкость (при параллельном соединении), образованного источника больше, чем может дать один элемент.
Прародителем батареи последовательно соединённых электрохимических элементов можно считать вольтов столб, изобретённый Алессандро Вольта в 1800 году, состоящий из последовательно соединённых медно-цинковых гальванических элементов.
Батарейкой в обиходе обычно не совсем корректно называют одиночные гальванические элементы (например, типа АА), которые обычно в источниках питания устройств соединяются в батарею для получения необходимого напряжения. Использование термина «батарейка» в технической литературе не рекомендуется.
Батареей называют и цепь, содержащую только пассивные электрические элементы: резисторы (для увеличения рассеиваемой мощности или изменения сопротивления), конденсаторы (для увеличения ёмкости или увеличения рабочего напряжения), изменения ёмкости. Такие устройства, снабжённые элементами коммутации — переключателями, гнёздами и т. п. часто называют магазинами (магазин сопротивлений, магазин ёмкостей).

Хочу обратить внимание на французский прототип batterie. Корень batt, я уверен, образован от русского глагола бить. Однокоренные слова БИТВА, БИТЬСЯ, УБИТЫЙ,  БАТАЛИЯ, БАТАЛЬОН. Только во французском при формировании лексики на базе общего языка ставили по несколько гласных букв, а читалась, как правило, одна. Двойная согласная  tt тоже имеет объяснение. В общем языке были буквы, которые не имели звучания – Ъ и Ь. В латинице таких букв нет, их заменяли буквами h g, которые могли ставиться или впереди или после других согласных, а иногда просто удваивали согласные, как в слове  batterie,  Владимир Даль был против удвоенных согласных в заимствованных словах, но его в этом требовании не поддержали.

Что касается батареек нового поколения. В конце 80-х годов я был в   Снежинске и бывший главный конструктор ядерного центра Викентий Антонович Верниковский  показывал мне фотографии микробатареек для медицинских целей. Очень много вариантов. Тогда я дал слово молчать о них, поскольку они проходили испытание временем.  Кардиостимулятор рассчитан на 50 лет и более. Процессы скрыты от глаз, но батарейки работают и спасают жизни миллионам людей.

А батарейки, которые я видел в детстве в геологической партии – это довольно массивные залитые гудроном графитовые стержни и металлические пластины,  вложенные в вязкую густую  форму кислоты. Я не раз разбивал такие батарейки, чтобы увидеть, за счёт чего выделяется электричество, что заставляет светиться те лампочки, которые были развешаны в палатках и установлены в приборах, с помощью которых проводили исследования грунта, собранного  в окрестностях Кыштыма. Я обжигал кислотой руки, на коже появлялись тёмные пятна, но до причин появления электричества так и не докопался, а потом интересы изменились.

Сейчас беспокоит другое – опыты передачи электроэнергии на большие расстояния без проводов. То есть меня интересуют принципы, открытые в опытах Николы Теслы, знаменитого сербского изобретателя. Меня удивляет, почему  многие  из его изобретений до сих пор хранятся под грифом «секретно», а современная физика не в состоянии разобраться в его интереснейших изобретениях. В руках  Теслы произвольно загорались лампочки, он включал и выключал электродвигатели дистанционно, он даже умудрялся пропускать через себя электроток напряжением два миллиона вольт. Все это происходило в 1890-е годы. А через 120-130 лет повторение его опытов невозможно. Не поверю. Это хозяева денег охраняют свой бизнес, не позволяют людям пользоваться бесплатной энергией, которая дана Богом. Их выгода – поставлять электричество за деньги.

Но ещё хуже та ложь, которая навязывается нашему современнику в связи с именем Николы Теслы. На дороги планеты  вышли электромобили, электрокары, названные именем Тесла. Они ничего общего не имеют с изобретением сербского учёного. Идея Теслы в том, чтобы дать людям  приборы и механизмы, которые не нуждаются в подзарядке. В этом он сродни Прометею, давшего людям огонь, который олимпийские боги приватизировали для себя. Он вернул людям то, что им дано по праву рождения на земле, а мифология обвиняет Прометея в воровстве. По сути ворами оказались боги, а не Прометей. И сегодня через финансовую систему у людей забирают последние капли свободы. А Грефы мечтают заменить людей роботами, вместо людей использовать их цифровые копии.

Сейчас распространяется теория, что наша  Вселенная устроена совсем не так, как нам до сих пор внушали. Я не знаю, верить в это или нет. Не хватает информации.  Но заманчиво. В автомобиле загораются лампочки и приборы, потому что есть аккумулятор, двигатель, динамо-машины и так далее. В квартирах у нас зажигается свет, работают многочисленные электроприборы, потому что есть электростанции, где гигантские батареи вырабатывают электрический ток и отправляют его по проводам. А вот солнце, наше светило, это гигантская лампочка или батарейка? Или некий симбиоз лампочки с батарейкой?

В сети гуляют мнения, что Солнце – это ретранслятор энергии, лампочка, свет от которой идёт не совсем равномерно, а это значит, что гигантский космический реастат находится где-то в другом месте, а сама вселенская батарея, обеспечивающая жизнь во вселенной, находится где-то в глубине самой вселенной. Чтобы эта теория заработала, нужна соответствующая терминология и системы доказательств. Без этого опасно, как на тёмной лестнице, где Стильтон сломал ногу. А даже небольшое пламя, например, от спички, способно сделать многое. Будем помнить призыв Пушкина: «Из искры возгорится пламя!»