11. Дания. Копенгаген

Александр Степанов 9
     И вот наступил последний день нашего круизного путешествия. Утром «Евродам» ошвартовался в порту Копенгагена. Было грустно покидать корабль, который за эти дни стал нашим гостеприимным домом. Последняя акция, выгрузка пассажиров и их несметного багажа, была организована очень четко.
     Все мы находились на борту, пока чемоданы, сумки, саквояжи, пакеты и даже велосипеды выкладывались на землю вдоль борта корабля в строгом порядке. На руки каждому пассажиру выдали конверт с координатами его багажа. Поэтому прощание с кораблем произошло быстро и без знакомой всем суматохи.

     Откровенно говоря, после того, как мы за 15 дней побывали в нескольких странах, посетили большие города, увидели необычайные красоты природы, и получили море информации, мы немного устали. У меня яркие впечатления обычно требуют спокойного осмысления. Поэтому, поселившись в отеле, мы с женой решили немного отдохнуть, а после обеда отправились изучать город.

     Но еще перед выходом я вышел на балкон и напротив отеля увидел знаменитую башню-термометр-барометр. На стене пятиэтажной башни были размечены деления большого термометра, а наверху башни установлена вращающаяся площадка с фигурами двух симпатичных девушек, одна под зонтом, а другая на велосипеде. В ожидании дождливой погоды площадка поворачивается и выезжает девушка с зонтом, а при хорошей погоде выезжает та, что на велосипеде. И жители города, глядя на них, знают, во что им одеваться, выходя на улицу.

     Несмотря на то, что все европейские города имеют много общего, каждый город имеет свое лицо, свою историю и характер своих жителей. Датчане оказались на редкость приветливыми и дружелюбными людьми. Прямо в отеле мы купили билеты совмещенного маршрута по городу на автобусе и катере, на котором можно выходить на любой остановке, а потом вновь садиться на него и продолжать маршрут. Поэтому уже за два дня мы смогли осмотреть все самое главное.

     Излишне говорить, что Копенгаген, как и Амстердам, это велосипедное царство. 60% горожан велосипеды предпочитают всем видам городского транспорта. Поэтому велопарковками заполнены большинство улиц города. Конечно, в Копенгагене много замков, королевских дворцов, величественных соборов и других памятников истории, но я описываю не путеводитель по городу, а свои впечатления от увиденного.

     Мне хочется упомянуть, прежде всего, о музее и памятнике Гансу Христиану Андерсену, великому сказочнику, прославившему свою страну. А символом Копенгагена стала бронзовая фигурка Русалочки, героини одноименной сказки Андерсена. Бронзовая девушка, работы скульптора Эдварда Эриксона, восседает недалеко от берега на камне в порту Копенгагена.
     В основу ее создания положена легенда о несчастной любви. Меня поразило изящество и утонченность этой скромной скульптуры. Есть в ней что-то безусловно притягивающее, спокойная северная красота, простота форм, и нечто неуловимое, что заставило нас долго любоваться ею.
     Я даже уговорил жену еще раз приехать в порт взглянуть на девочку, но на этот раз нам пришлось довольно долго ждать, пока китайский премьер-министр пообщается с Русалкой «лично». Для этого ему специально построили временный деревянный настил, по которому он над поверхностью воды подошел к скульптуре вплотную. Я порадовался за него. Есть еще сильные мира сего, которые умеют ценить красоту.

     И еще одна необычная достопримечательность Копенгагена нас заинтересовала. Своеобразное «свободное государство» внутри города. В спокойном, размеренном, даже немного сонном Копенгагене нашлось такое яркое пятно. Сначала группа местных хиппи незаконно поселилась на территории бывших военных казарм. Несмотря на сопротивление властей, число обитателей этого «свободного поселка» росло, пока они не заявили о себе официально.

      Жизнь в этой коммуне течет согласно манифесту журналиста Якоба Людвигсена. Жители Христиании (так называется эта коммуна) создали самоуправляемое общество, живущее по своим законам. У них есть вся социальная инфраструктура – свои дома, школы, больницы, служба безопасности, кафе, рестораны, спортивные клубы, магазины.
     Они наложили на себя ряд запретов, которые стараются соблюдать – запрет на тяжелые наркотики, оружие, автомобили, воровство. Легкие наркотики разрешено продавать и использовать. Власти города с беспокойством относятся к этой «инициативе снизу», но Христиания самостоятельно живет уже более 40 лет.

     Все это мы услышали от экскурсовода в автобусе. Причем, он не советовал нам заходить на эту «сомнительную территорию». Когда же автобус остановился у ворот Христиании, из него вышли только два человека. Это были мы с женой. Твердо решив своими глазами увидеть этот «европейский кибуц», мы решительно шагнули на его территорию.

     Конечно, внешний вид этого «государства» был довольно затрапезный. Обветшалые дома, стоящие вне всякой планировки. Почти не мощёные улицы. Довольно неопрятно одетые прохожие и дети. Но ни пьяных, ни наркоманов мы не заметили. На рынке продавалась одежда местного производства, и я даже пытался купить футболки для своих сыновей в память о таком нетривиальном событии. Но жена меня отговорила.
     Мы вышли оттуда со смешанными чувствами. И хотя Христиании было еще очень далеко до настоящего, благоустроенного кибуца, мы вспоминаем о ней с симпатией, как о попытке людей самостоятельно строить свою жизнь, без оглядки на государство.