Рисковый

Леонид Графман
   
"Чтобы прийти к источнику жизни, надо плыть против течения"

      Всегда уважал рисковых и смелых людей. Лет десять назад мне посчастливолось учиться в "хевруте"(паре) с одним из таковых. По вечерам я приезжал учиться в  ешиву*, и руководитель ее "русской" программы подсадил ко мне в пару седого плечистого  человека , которому по виду было уже глубоко за шестьдесят. Мне пришлось свыкнуться с ролью учителя , поскольку мой напарник с трудом читал на иврите , а арамейского не знал вовсе. Но это был человек очень старательный и пунктуальный , что ,как правило, присуще людям , которые в зрелом возрасте приходят к соблюдению заповедей. Как-то я краем уха слышал одну занимательную историю , но тогда понятия не имел , что речь идет о моем будущем "хевруте".
    В течение месяца учебы у нас сложились дружеские , теплые отношения.Как-то в перерыве между учебой мы подошли к "чайному" уголку , и я , открыв рот , наблюдал , как мой напарник кладет себе в стакан пять! пакетиков чая. Видя мое удивление , он весело объяснил : - Ничего не поделаешь ,лагерная привычка.
И Моше(так звали этого человека) поведал мне свою историю - историю моряка военного судна , который хотел сбежать на Запад в эпоху железного занавеса.

-Воспитывался я в детдоме.Родителей своих не помню : они были репрессированы ,когда еще был младенцем. Единственное знаю , что они были евреями. Учился в мореходке. Начал плавать еще юнгой. К двадцати годам четко понял , что из Союза надо сваливать.Но как? В капстраны наше судно почти не заходило , а если и заходило , то только в такие , у которых было соглашение с Союзом о выдаче перебежчиков. И вот как-то выдался счастливый случай. В двух километрах от нас стоял линкор с американским флагом. Пловец я был отличный. Главное , чтоб американцы успели бы меня поднять на борт. Дальше - политическое убежище : Америка перебежчиков не выдает, если они,конечно, не уголовные преступники. Обвязался я веревкой , чтоб не плюхаться с шумом и аккуратно спустился в воду.Но , к сожалению, меня заметили. Сразу началась погоня. Тут же спустили шлюпку."Наши" меня поймали , когда я уже руками касался борта американского линкора. На следствии я работал под дурачка: "Я уплыл , чтоб спасти из тюрьмы греческого коммуниста Манолиса Глезоса." Следак , конечно, поначалу мне не верил , но в дальнейшем ,видя мое упорство , решил проверить версию восторженного идиота , увлеченного коммунистическими идеями. Просидев до суда месяц в одиночке и истосковавшись по человеческому общению , я был счастлив оказаться с сокамерником. Это был человек в летах , приятной наружности , как оказалось , еврей , загремевший ,видимо, за какие-то хозяйственные дела. Он заботился обо мне , относился ,как к родному сыну, и вызвал такое доверие , что я без колебания поведал ему об истинных причинах моего поступка. Но мой "заботливый" сокамерник оказался подсадной уткой , из-за которого я получил не пару лет как придурок , одурманенный коммунистической идеей, а пятнадцать лет лагерей строго режима как изменник родины. Знал бы я , что этот "добрый еврей" был КГБ-шным провокатором , удушил бы его собственными руками. "Благодаря" ему , следаку на стол попала вся информация , инкриминирующая мне измену родине - преступление , которое каралось тогда круче убийства. Отпираться было уже бесполезно , а то , что я никаких секретов нашего допотопного флота американцам передавать не собирался , а только хотел сбежать , было слабым оправданием для "изменника" родины. Отсидел пятнашку от корки до корки. Там , в Мордовских лагерях, научился пить чифирь , отстаивать свою честь и достоинство.Там начал приближаться к настоящим ценностям жизни.Там я получил свой первый урок Торы. Уже отсидев и репатриировавшись в Израиль , я понял , что жизнь без соблюдения заповедей Б-га не имеет никакого смысла.Если бы , будучи молодым моряком ,  сумел бы сбежать в Америку , я скорее всего не пришел бы к этой идее.
Выйдя на свободу , еще в Союзе я получил профессию плотника.
В Израиле за мои "страдания" мне дали статус Узника Сиона и соответствующее(вполне приличное) ежемесячное пособие. Однако , я мечтал донести до сердец всех русскоговорящих израильтян , что Всевышний управляет этим миром ,в целом, и каждым человеком ,в отдельности. Русское вещание в Израиле почти не давало трибуну религиозным лекторам и урокам Торы. Я решил восполнить этот пробел. Закупив дорогое оборудование и наняв надежного специалиста , я открыл первую в Израиле тайную религиозную радиостанцию , по которой с утра до вечера крутились записанные уроки наиболее успешных русскоязычных религиозных лекторов. Это продлилось не долго . Меня запеленговали. Посадить - не посадили (видимо, как пострадавшего от Советской власти). Но дорогое оборудование конфисковали и наложили крупный штраф. Сказали , что своей подпольной радиостанцией я представлял угрозу для движения самолетов.
  Заканчивая свой рассказ ,Моше указал на старое шестиэтажное здание.
 - А это мой дом. Прямо рядом с ешивой. Живу на последнем этаже в маленькой , но своей, двухкомнатной квартирке с женой и двумя неженатыми детьми (остальные четверо - женаты , замужем). Однако , я не теснюсь (и он вдруг почему-то приложил палец к губам - знак , значения которого я тогда не понял) А , давай (вдруг воодушевился он) я сейчас приглашу тебя в гости , угощу чем-нибудь. У меня осталось полбутылки чудесной настоечки из этрога*. Без малого 60 градусов. А что если мы ее сейчас прикончим.
От такого предложения я не смог отказаться. Только оказавшись в маленькой квартирке Моше на последнем этаже , я понял значение секретного жеста - пальца ,приложенного к губам. В одной из комнат на крышу вела резная деревянная лестница, как в старинных дворянских домах. Когда мы с Моше поднялись на крышу , я открыл рот : на крыше каменного здания (в ее центральной части) стоял приземистый деревянный домик. Моше , как экскурсовод,показал мне пять небольших комнат, стены которых радовали глаз свежим распилом лакированных бревен и создавали ощущение уюта и покоя. Тут уже я не выдержал :
- Моше , ты что , охренел ! "Ирия"(муниципалитет) в жизни не даст на это разрешение , даже за сто тысяч ! Если кто-нибудь донесет , тебе отрежут я..(я не продолжил) тебе придется все сломать и заплатить огромный штраф. Вспомни радиостанцию.
Моше весело посмотрел на меня.
- Понимаешь , у меня большая семья. А квартирка крошечная. Арендовать чужую я не хочу. Пришлось вспомнить , что я плотник. Все сделано своими руками. Что-то прикупил , что-то нашел на свалке. Подвел коммуникации. Ты можешь спуститься вниз и обойти здание со всех сторон. Моего домика в центре крыши не видно ни оттуда , ни из окон соседних домов. Его можно увидеть разве что с вертолета. А все соседи у нас хорошие : никто не стучит.
- Да - все не унимался я -Как же ты взял и рискнул построить на крыше иерусалимского дома пять незаконных комнат , да еще отделал их как деревенскую избу и покрыл черепицей!
Моше прервал меня :
- И скоро собираюсь пристраивать шестую комнату : женатый сын мучается на съеме.
Итак ,давай выберем одну из этих комнат. Посидим в ней. Нас ждут этроговка и приличная закуска.


Примечание.
*ешива - учебное заведение ,где изучают талмуд
*этрог - цитрон (плод из семейства цитрусовых)