Не запрещено - значит разрешено?!

Флорентин Тригодин
Мы живём в эпоху беззакония, начавшуюся в 90-е (потому что чем дальше, тем законов все больше не хватает). Тогда провозгласили принцип «Разрешено всё, что не запрещено законом». Но испокон веку и согласно Писания жили по принципу, произносимому в народе «как бы чего не вышло!» С позитивной или так же негативной окрасками этот принцип выливался в утверждение-убеждение «...а закон на тебя найдут!» Народная мудрость придумала даже поговорку: «Закон — как дышло: куда повернул — туда и вышло!» Мудрейшая, кстати, поговорка: в ней заключена суть человеческой свободы: свободы выбора исходя из ситуации и своих  гуманистических представлений.

(В скобках заметим, что и на сердце и уме («как бы чего не вышло»), так и на устах («туда и вышло») - глагол один: «вышло». Очень ёмкое слово: действительно, важно куда выйдет, а не только куда «направили»).

Принцип «разрешено всё, что не запрещено» тоже «касается» свободы: свободы воровать (вор издревле — это «преступник вообще») - воровать в жизненном «секторе», не охваченном ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫМИ законами. Известный случай, когда древний Император одной из Китайских династий, когда ему принесли очередной закон на подпись, изрек, примерно, следующее: «Я подписываю за короткое время уже второй закон; значит, в империи где-то началось большое воровство». И не стал подписывать. Далее: но этот «принцип» имеет концептуальную ущербность в том, что сводит закон к запретительной стороне. Но закон должен УСТАНАВЛИВАТЬ - в системе норм-правил, а «запрещает» сам человек — себе или другому (если человек — судья).

Тем самым законотворчество «измельчало», превратилось в неисчислимое множество частных «узаконений», исчерпывающего предела которым быть не может. И все «нечестные» могут воровать дальше преспокойно: не с того, так с этого боку (адвокат подскажет).

Раньше (о, это сакраментальное «раньше»!) на каждом заводишке была должность «инженер по ГОСТАМ», а в среднем городе - специальное учреждение по внесению в ГОСТы изменений, по их переизданию. Тем самым, громадная нормотворческая работа (безусловно необходимая) была отнесена к сфере экономики и управления, к сфере производства, а нынче она неподъемной гирей лежит на Госдуме РФ!

Разорванными  оказались «связки» МОРАЛЬ — ПРАВО и ПРОИЗВОДСТВО — ПРАВО. Конечно, можно упор сделать на различиях: мораль регулируется только   общественным мнением, право — принуждением, а производство — интересом. И здесь проявляется главный вопрос: принуждение (к следованию закону) должно быть  только от государства (как органа принуждения), или же и самим человеком (окружением) — себя?!

Вековой принцип, на который мы наплевали («Поступить так, чтобы чего не вышло (мне) — от людей или от властей», значительно «разгружал» государство в его регулирующей функции, освобождая тем самым для скрупулёзного правового реагирования на конкретные ситуации, для защиты честных людей. Во многих ситуациях человек сам «принуждал» себя поступать в соответствии — и с юридическим законом, и с моральным, и с Христовыми заповедями. Относился к своему правильному (праведному) поведению синкретично. Так же «синкретично» оценивало поведение человека государство, которому было всегда «достаточно» законов, чтобы «остановить» человека в его преступном поведении. «Сочувствующие» преступности вкладывали в расхожую формулу «закон найдут» один смысл, язвительный, а сочувствующие правильному поведению — другой смысл, «спасительный».

Конечно, автора могут упрекнуть в каком-нибудь «упрощенном понимании» правовых проблем и так далее. Но современная практика уже «упростила» ПРЕСТУПНО донельзя эти проблемы, сведя всё к отсутствию запретительного закона: «хороший» адвокат пороется и выдаст: квартиру можно (теперь!)отобрать вот так!!! Ипотечные деньги умыкнуть можно вот так!!! Природные ресурсы вывозить за рубеж можно безнаказанно так!!!.. Нужно ли дальше множить примеры?

(Заметим опять в скобках, что грань между этими "принципами подхода" - это не расстояние между брошюрами на столе, а цивилизационный разрыв: когда было "как бы чего не вышло" - имели место уличные комитеты, женсоветы, производственные и иные собрания, товарищеские суды, милиция (а не полиция!), цензура и многое другое, что отбросили потом, но не дали ничего взамен. Этот "цивилизационный" разрыв - не между эпохами (социализма и капитализма), а между социализмом и (попыткой) перехода куда-то...).

А как мило, «свободно» звучало И ЗВУЧИТ: разрешено ВСЁ, что не запрещено. Кем "не запрещено"? - А депутатом. И плевать мы хотели на «категорический императив» Иммануила Канта, на десять смертных заповедей, на с утра до вечера осмотрительное поведение предшественников («Как бы чего не вышло!».

Заметка не носит научно-выверенного характера, в силу краткости. Поэтому надеюсь на пощаду, и на лёгкий ветерок раздумий. Они как раз не запрещены, а не подумаешь — так как бы чего не вышло!..

                К О Н Е Ц