Тайная Доктрина. Чувства физического тела человека

Лариса Болотова
               
    Каким образом наше «Я» ощущает жизнь?  Из Тайной Доктрины:

«Оккультисты и мистики …, арийцы времён Вед были так же знакомы с тайнами звука и цвета на физическом плане, …, но они так же овладели этими тайнами на планах, недоступных    для материалиста. Они знали о двойном комплексе чувств: духовных и материальных. В человеке, который лишён одного чувства или более, остающиеся чувства развиваются сильней. Физиология ограничивает действие Эфира вибрациями и, отделяя его от воздуха, - хотя воздух является просто дифференцированным и сложным  Эфиром, - наделяет его функциями, отвечающими специальным теориям физиолога».

     Как понять? Что такое воздух? Совокупность различных газов. Дифференциация – разделение. То, что было единым, стало множеством.

«…умственные, так же и физические соотношения этих семи чувств – семи на физическом и семи на ментальном плане – ясно объяснены и определены в Ведах и, в особенности, в Упанишаде, называемой Анугита».

«Нерушимость и рушимость – таково двоякое проявление «Я». Из этих двух нерушимое есть существующее (истинная сущность или природа «Я», основные принципы), проявление его, как личности, называется рушимым».

«Каждый дважды рождённый (посвящённый) знает, что таково учение древних … Пространство есть первая сущность (нерушимое?) … Пространство (Акаша или Нумен Эфира) имеет одно свойство… и оно утверждается как только звук … и качества звука (суть) Шаджа, Ришабха, вместе с Гандхарой, Мадхьямой, Панчамой и за пределами этих (следует понимать, идут) Нишада и Дхайвата (Гамма индусов)».

«Эти семь нот гаммы являются началами звука. Качества каждого элемента, так же как каждого чувства, семеричны и судить, и догматизировать о них, основываясь на их проявлении на материальном или объектном плане, которое само по себе  тоже семерично, - будет действием совершенно произвольным. Ибо только благодаря освобождению своего «Я» от этих семи причин иллюзий можем мы приобрести знание (сокровенную Мудрость) качеств объектов чувств на их двойном плане проявления, видимом и невидимом».

      Что такое семь нот гаммы? Думаю, они связаны с  чувствами
органов физического тела человека или ощущениями окружающего мира.   

«Пятеричное подразделение физических чувств дошло до нас от великой древности. Но, принимая это число, ни один из современных философов не спросил себя, как могут существовать эти чувства, т.е. быть постигаемы и употребляемы сознательно, если бы не существовало шестого чувства умственного восприятия, чтобы отметить и рекордировать их; и  затем – это для метафизиков и оккультистов – седьмого чувства для сохранения духовных плодов и запоминания о них, как бы в Книге Жизни, которая принадлежит Карме. Древние подразделяли чувства на пять просто потому, что их Учителя, Посвященные, останавливались на слухе, как на чувстве, которое развивалось на физическом плане  или, вернее, сократилось и ограничилось этим планом лишь в начале Пятой Расы. Уже Четвертая Рас начала терять духовное состояние, так замечательно развитое в Третьей Расе».

«Внемли мне … когда я утверждаю эту чудесную тайну … Внемли также до конца о назначении причин. Нос и язык, и глаз, и кожа, и ухо, как пятый (орган чувств), ум и понимание, эти семь (чувств) должны быть поняты, как причина познавания качеств. Запах, и вкус, и цвет, звук и осязание, как пятое, объект умственного действия и объект понимания (высшее духовное чувство или восприятие); эти семь суть причины действия. Тот, кто обоняет, кто вкушает, кто видит, кто говорит, и кто слышит, в-пятых,  кто думает, и кто усвоил, - эти семь должны быть поняты, как причины посредников. Эти (посредники), обладая качествами (саттва, раджас, тамас), пользуются своими качествами, приятными и неприятными.

Эзотерически это означает, что  эти семь чувств производятся посредниками, которые являются  «божествами» … сказано: «эти семь (чувств) суть причины освобождения», то есть (тогда освобождение), когда эти причины становятся недейственными.  И далее фраза – «среди знающих (Мудрых Посвящённых), кто понимает все качества, кто занимает положение (вернее, в природе) божеств, каждое на своём «месте», и так далее, просто означает, что «знающие» понимают природу Нуменов различных феноменов; и что «качества»  в данном случае означают качества высоких планетных или элементарных Богов или Разумных Сил, которые управляют элементами и их порождениями, а вовсе не «чувствами»,… . Ибо мудрые не предполагают, что их чувства имеют что-либо общее с ними, тем более с их «Ego», когда мы читаем в Бхагават Гите Кришне, что Божество говорит:

«Только немногие знают меня истинно. Земля, вода, огонь, воздух, пространство (или Акаша, Эфир), ум, понимание и эгоизм (или восприятие всех предыдущих  на плане иллюзий) … это есть низшая форма моей природы. Знай, что есть другая форма моей природы и выше этой, которая неодушевленна. О ты, обладающий мощными десницами, которыми поддерживается эта Вселенная… Всё это соткано на Мне, как число жемчужин на нити. Я есть вкус в воде. О сын Кунти! Я Свет Солнца и Луны. Я есть… звук («т.е. оккультная сущность, которая лежит в основании всех этих и других качеств различных упомянутых вещей») в пространстве … благоуханный запах земли, блеск огня … и пр.».

     Семь чувств от органов нашего тела не относятся к нашему «Я», а относятся к физическому телу и создают иллюзию окружающего мира. Они определённые сущности. Освобождение от них возможно в результате смерти физического тела и в результате действия силы воли (орудие Духа). Сам Дух  - человеческая монада не спускается в низшие миры, но может действовать в них благодаря своему орудию – силы воли. Высшие чувства, которые приобретает человек в земной жизни остаются с ним, когда он переходит в астральный мир в его астральном теле (оболочке). И если вы приобрели отрицательные чувства (злобы, ненависти, завести и другие), то их исправить - нейтрализовать можно только в физическом мире, через земную жизнь. 

«… ибо лишь тот, «кто знает истину о качествах Природы, кто понимает создание всех существ … освобожден» от заблуждения. Говорит наставник:

«Когда правильно понимается великое (древо), от которого невидимое (оккультная природа, корень всего) есть росток из семени (Парабраман), состоящего из понимания (Махат или Всемирная, Разумная Душа), как его ствол, ветки которого суть великий эгоизм, в отверстиях которого растут побеги, именно чувства, из которых великие (оккультные или невидимые) элементы суть грозди цветов (стихии – суть пять Танмантр – Земля, Вода, Воздух, Огонь и Эфир, производители более грубых элементов), грубые элементы (грубая объективная материя – вещество?), малые ветви, которые всегда покрыты листьями, всегда покрыты цветами … которое вечно и семя которого Браман (Божество); и, срубая его прекрасным мечом – знанием (Тайной Мудрости), - человек достигает бессмертия и освобождения от рождения и смерти».
Это есть Древо Жизни, Древо Ашваттха, лишь срубив его, человек, раб жизни  и смерти, может быть освобождён.

… истинный Эфир пространства … имеет свои «семь начал» так же, как и всё остальное в Природе, и если бы Эфира не существовало, то не было и «звука», ибо он является вибрирующим резонатором в Природе во всех своих семи дифференциациях. Это первая тайна, которую Посвященные древности постигли. Наши настоящие нормальные физические чувства, с нашей настоящей точки зрения, были ненормальными в ту эпоху медленной, прогрессивно нисходящей эволюции падения в Материю. Были дни, когда всё, что в наше время рассматривается как исключение … а именно: передача мыслей, ясновидение, яснослышание и пр., т. е. говоря короче, всё, что теперь называется «чудесным и ненормальным», - когда все это и гораздо большее принадлежало к чувствам и способностям, общим всему человечеству.  Тем не менее, круг, который мы проходим, заставляет нас возвращаться назад и в то же время продвигаться вперёд, то есть, потеряв в духовности то, что мы приобрели в физическом развитии почти до конца Четвёртой Расы, мы зато теперь постепенно и неуловимо теряем в физическом всё, что мы снова получаем в наступающей духовной эволюции. Этот процесс должен идти вперёд до периода, который приведёт Шестую Коренную Расы на линию, параллельную с духовностью Второй Расы, давно исчезнувшего человечества".               

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.