Единство и разделение. Глава 18

Леонид Бликштейн
1. В предшествующих главах мы на примере древних Афин рассмотрели расщепление смыслового диапазона в результате ориентации на мироприобретательство. Такое расщепление обеспечивает преобладание нисходящих знаковых потоков над восходящими, интересов и претензий над смыслами и значениями и превращает самосознание в орудие самости в рамках противопоставленных друг другу идеологических позиций и мировоззрений.

2. Мы выделили в самых общих чертах пять основных типов идеологии, каждая из которых соответствует определённой части смыслового диапазона, отображённого в контекстограмме верхней сигнификативной горизонталью AFB (общие принципы/субъект власти/жизненные формы и традиции. Вот эти типы в порядке их расположения слева направо (а от наблюдателя справа налево): 1) трансцендентализм А (формальный приоритет общих принципов ср. например философию Канта и принцип категорического императива)2)нормативизм AF, характеризующийся противоречием между заявленной приверженностью к справедливости А и тяготением к властным и карьерным интересам F в сфере практической политики 3) эпиномный (ср. абсолютизм) или эгономный инструментализм FH (центральная вертикальная ось соединяющая верхнее центральное контекстное поле субъекта власти с нижним центральным контекстным полем Н объектов и ценностей)4)витализм FB, характеризующийся приоритетом конкретных жизненных форм
(включая богатство, могущество, красоту) над абстрактными нормами вплоть до практического или даже теоретического отрицания значения самих этих абстрактных норм; 5) имманентизм ВGC (правая идеографическая вертикаль), характеризующийся замкнутостью на своём и своих G), культом традиции и отрицанием "чужих" и чужого.

3. В следующих главах мы на примерах из истории Западной Европы 18/начала 20 веков, США 19 века и России конца 19- начала 20 веков увидим что эта типология идеологического расщепления смыслового диапазона вполне подходит и для понимания аналогичных процессов в период Нового времени.

4. Как и в Древней Греции социальная и идейная фрагментация обществ, отказавшихся от приоритета ориентированных на единство смысловых созерцаний и переключившихся на приобретательство мировой множественности, до известной степени компенсировалась войнами. Очень важно понять, что эти конфликты не были просто грызней за ту или иную долю мировых благ (как это обычно полагают), а играли роль негативных/деструктивных интеграторов для распадавшихся в процессе коммерциализации обществ и личностей.

5. Глубокое понимание роли войны как негативного интегратора, противостоящего распаду "гражданского общества" продемонстрировал выдающийся шотландский мыслитель 18 века Адам Фергюсон, оказавший большое влияние на Гегеля и Маркса (с его теорией классовых войн, как локомотивов истории).

6. Известный немецкий историк Фридрих Майнеке в начале августа 1914 г., узнав о том, что Германия объявила войну России, а затем Франции, записал в своем дневнике "Самый счастливый день моей жизни". И далее пояснил почему он так думает: безнадежно раздробленный рынком и политикой немецкий народ впервые ощутил себя конкретно как некое единство, объединился для предстоящей борьбы. К этому времени Майнеке был вполне зрелым человеком (ему было за пятьдесят) и он не мог конечно не понимать что его страну ждут тяжелые жертвы, даже если ему не могло прийти в голову, что сотни тысяч солдат будут отравлены газами, разорваны на куски снарядами, а сотни тысяч детей, женщин и стариков погибнут от недоедания во время блокады. И это только если брать его собственную страну и не принимать в расчет миллионы людей, которые погибнут или будут искалечены или осиротеют в других странах куда немецкая армия принесет смерть и разрушение.

7. Майнеке был очень образованных и умным человеком и в политическом смысле вовсе не экстремистом. Но для него, как и для многих других мыслящих европейцев в тот момент даже не возникало вопроса о том, что взаимное уничтожение не является путем к подлинному единству. Подмена смыслов и значений интересами, порабощение самосознания самостью достигло своей высшей точки, превратив мысль и культуру в орудие коллективного самовозвеличивания.

8. Наша собственная эпоха не так уж сильно отличается в этом отношении. Человечество до сих пор находится в плену иллюзий, порожденных господством самости над самосознанием. Но эти иллюзии неизбежно ведут человеческую цивилизацию к саморазрушению.

9. Именно поэтому так важна сюнетивистская альтернатива, которая отдает приоритет смыслам и значениям и позволяет преодолеть самость внутри смыслового самосознания. Этот путь был проложен Сократом и Иисусом и только он позволяет конструктивно реализовать человеческий потенциал. Мы рассмотрим этот путь во второй части нашей книги.