Увольнительная записка

Михаил Шаргородский
Я недавно написал миниатюру под ироническим названием "Героизм на закате"
Там описан быт человека преклонного возраста, когда каждое его действие, просто обычное бытие, трактуется, как своего рода героизм.
Но так же было не всегда. Была молодость, со всеми свойственными ей проявлениями.
Я служил в Армии, неподалеку от Тбилиси, в маленькой войсковой части. Это была окружная база ГСМ и на ней, для обеспечения ее жизнедеятельности, было десятка два солдат и сержантов.
По воскресным дням мы собирались на спортивной площадке и играли в волейбол.
Порядок был таков - две команды играют, а третья, включавшая в случае необходимости и гражданских лиц, ждала когда сет заканчивался, проигравшая команда покидала поле и на ее место вступала резервная.
Однажды в проигравшей команде играл и один офицер. Он наотрез отказался покидать поле. Когда ему объяснили, что у нас такой порядок уже издавна, он ответил, что он офицер, и на него наши правила не распространяются. Мы все были обескуражены такой оскорбительной для нас логикой, и в знак протеста все покинули площадку.
Нас не оставляло чувство обиды, что человек с одной маленькой звездочкой на погонах, относится к нам, как к быдлу, претендуя на барские привилегии.
Именно в тот момент у меня зародилось желание пойти учиться в офицерское училище, и в обозримом будущем показать зарвавшемуся человеку, что мы ничем не хуже его.  Вскоре я подал рапорт командиру о моем желании учиться, и меня направили в офицерское училище службы снабжения ГСМ, расположенное в г. Винница.
В первый год я опоздал. К моему приезду прием уже был завершен. Я вернулся в свою часть, и через год вновь поехал. На этот раз все сложилось нормально и я стал курсантом этого училища.
После окончания войны прошло всего 7лет. Еще все свежо было в памяти. Руководство училища учитывало, что после войны офицеры оккупационных войск за рубежом зачастую отрицательно выделялись своей недостаточной образованностью, начитанностью, и даже манерами поведения. Еще больше нареканий вызывали их жены, многие из которых находились вместе со своими мужьями. Поэтому всем военным учебным заведениям было предписано учить будущих офицеров не только военному ремеслу, но как-то содействовать тому, чтобы они становились, в пределах возможного, интеллигентными людьми.
Поэтому программа обучения была довольно обширной и напряженной.
(Забегая вперед, могу сказать, что, когда мы окончили училище, и стало известно, что в связи с сокращением Армии, нас посылают в "запас", все то, чему нас так добросовестно учили, сразу же, с большинства,  слетело, как шелуха с головки лука.)
Целые дни, до глубокого вечера, были заняты учебой и тренировками. Но в воскресные дни  с разрешения командира можно было отлучиться в город, где ты на какое-то время сравнительно свободен от жестких уставных требований армейского подразделения. Документом, дающим право на выход в город, являлась так называемая "увольнительная записка. В ней четко было указано до которого времени тебе разрешено быть вне казармы.
Об опозданиях возврата и речи не могло быть. Это жестко пресекалось. Накануне воскресного дня желающие пойти в увольнение обращаются с просьбой к старшине. Тот просматривает список, и если видит в нем нарушителя нашей уставной жизни, тут же вычеркивает его.
Тем, кому разрешение будет дано, должны к определенному времени выходного дня построиться для досмотра. Выходит старшина и очень придирчиво осматривает каждого. Ты должен быть чисто побрит. Гимнастерка и брюки должны быть тщательно отутюжены. Причем стрелка на гимнастерке и брюках должны совпадать, образуя единую вертикаль. Белый воротничок на вороте гимнастерки, должен быть свеж и без морщин. Ну а сапоги начищены до зеркального блеска.
Убедившись, что все, как надо, старшина вручает тебе заветную увольнительную записку и провожает тебя еще устными наставлениями. 
Но вот ты уже в городе. Чаще всего с кем нибудь из товарищей, а иногда и сам.
Незадолго до моего призыва в Армию по экранам с большой помпой прошел кинофильм "Подвиг разведчика" 
События во многом развиваются в г. Винница.  Там во время войны был сооружен запасной бункер Гитлера. Так что большинство из нас, кто даже ни разу не был в городе, хорошо ориентировался в нем по фильму.
Что должен делать в городе курсант, получивший увольнительную? Любители выпить заходили в злачные места, и удовлетворяли свою жажду, в пределах нормы, позволяющей нормально держаться.
Если у кого-то была знакомая девушка, он встречался с ней. Надо сказать, что местные девушки положительно относились к курсантам, видя в них будущий офицерский корпус.
Некоторые шли в парк. Смотрели в кинотеатрах новые фильмы, которые до нас не доходили, многие просто прогуливались по центральным улицам. Но большинство все же искали знакомств с девушками.
Однажды, когда срок увольнительной уже заканчивался и надо было возвращаться в часть, я увидел, что девушка на центральной улице что-то уронила, и видимо не может найти. Я подошел и помог ей найти ключи, которые она уронила. Поблагодарив, она стала уходить. Я увидел, что направление ее движения совпадает с тем, что нужно мне, и к ней присоединился. Слово за слово, мы разговорились. Представились друг другу. По дороге к нам присоединилась ее подруга, с которой они условились встретиться. Завязался общий, весьма непринужденный разговор. Они студентки. А в это время у нас в училище проходили экзамены.
Я даже, вроде забахвалился, что мы хоть и не студенты, а с экзаменами у нас не намного легче.
И тут подруга и говорит мне, что выражает свое глубокое сочувствие, в связи с нашими трудностями. Я ответил, что столь ценный подарок я даже не знаю, где хранить. Она  сказала: "а Вы его положите в самое теплое место"
И тут меня словно черт дернул за язык, я сказанул  так, что спустя более полувека, мне все равно стыдно. Я ответил, что самое теплое место у меня в портянках.
Она была ошарашена. И сказала своей подруге: "Вот видишь, я же тебе говорила, что даже самый лучший из них (вояк) все равно  хам"
Я был страшно возмущен и обижен, но понимал, что виноват. Слава Богу, что у меня хватило ума не ввязываться в спор, который я бы все равно проиграл. Я просто сказал, что, по-моему, то, что она сейчас сказала в мой адрес, не намного лучше того, что сказал я. И даже добавил, что воспитанные люди не отвечают хамством на хамство, а более благопристойно выражают свой гнев.  Понятно, что после этого, совместное продолжение пути уже было невозможным. Я распрощался и ушел своей дорогой.
С первой девушкой, которая мне, при не очень ярком свете, показалась весьма красивой, еще до появления ее подруги, я успел условиться, что в следующее воскресенье мы вновь встретимся у особняка, прославленного показом в кино.
В казарме я все рассказал своему другу. Он не очень укорял меня, и даже выразил желание в следующее воскресенье пойти вместе со мной, чтобы в какой-то мере сыграть роль "громоотвода"
Я точно не знал, придет ли после такого конфуза моя новая знакомая на свидание. А если да, то сама ли, либо с подругой?
В выходной я пошел вместе с Василием (так звали моего друга) на свидание.
Моя знакомая пришла. Она вошла внутрь того помещения, где мы должны были встретиться. Это был шикарный зал с огромным количеством люстр и зеркал. Там располагалось центральное фотоателье и мастерская по изготовлению портретов.
Вася немного задержался и я один вошел в помещение. Глянув на свою знакомую в ярком свете юпитеров, мне стало невыразимо неловко. Она не только не была красавицей, но даже привлекательной ее нельзя было назвать. А я ее так описал своему другу! Что он должен обо мне подумать? В день знакомства я ее увидел в тени большого здания и, очевидно, хорошо не рассмотрел.
Я тут же придумал какую-то версию, что у меня сегодня нет увольнительной, и я пришел ей сказать, чтобы напрасно не ждала. Наскоро распрощавшись, я сразу ушел, перехватив на улице Василия. Он с пониманием отнесся, ко всему, что я ему рассказал.
(Боже, какое было благословенное время, когда были друзья, принимавшие любые твои действия с пониманием, и убежденные в такой же степени понимания с твоей стороны)
Для меня эта история имела, как минимум, два вывода. Первый, это то, что в темноте все кошки серые. И нечего восторгаться дамой, с которой ты познакомился в потемках. А второй, более важный, что никогда нельзя себе позволять выражений, которые, наверняка, неприемлемы для собеседников. Я даже написал одну или две миниатюры на эту тему.
И не только написал, но и соблюдал, хотя искушения даже  послать кого-то подальше, возникали  не раз и не два.