Немного об авторстве

Володя Сазонов
«Немного об авторстве"
 Автобиографический очерк


   Родился я в 1980 году. Детство помню хорошо. Не то, что бы полностью, но воспоминания мои, начинаются где-то с года. Вообще, на память не жалуюсь. Наверное это мой дар. Зачастую помню то, что все давным-давно забыли. А интересных событий в моей жизни, бывало немало.
  Примерно в четыре года, во время поездки к бабушке и дедушке на Украину, я упал с дерева, и из-за перенесённого стресса, заболел диабетом. У моей матери и бабушки, правда есть подозрения, что не совсем из-за стресса, а из-за врачебной ошибки прицепилась хворь, но что есть, то есть. Я свыкся.
   Диабет ввёл свои коррективы в дальнейшую мою жизнь. Во многом именно из-за этого заболевания я стал одиночкой. В те далёкие сейчас восьмидесятые, диабета боялись, и вообще, не знали что с ним делать. Поэтому в садик, я практически не ходил, предоставленный сам себе. Так и гуляли, я по одну сторону детсадовского забора, а моя группа, по другую.
 Потом, всё моё детство - это больницы. Как же, два раза в год, вынь да положь. Соответственно, кому-то садик, футбол, и мороженое. А кому-то гречка, улица и больница. Не знаю как кому, а мне всё детство, запрещали сладкое. Вы даже не представляете, к каким методам я прибегал что бы его добыть! Ну, да ладно, это всё лирика. Самое я считаю худшее, что произошло со мной, это постепенное программирование врачами меня, моей мамы, и даже в какой-то мере отца. Спросите программирование на что? Да на то что мне, как больному таким страшным заболеванием как диабет, было запрещено, практически всё. Сладкое - это рас; спорт - это два; всякие там детские дачи вместе с садиками это три; походы в лес, ночёвки на дачах у друзей, поездки в деревню и так далее - это пять. То бишь мне было внушено, и я скажу честно, заложено в подкорку, то, что я весь больной, немощный, и вообще, неполноценный. И знаете, вспоминая своё детство, я склонен согласиться с тем, что действительно, так всё и было. Учиться мне было не то, чтобы лень, мне как бы это было незачем. Как же, если ты неполноценный, если вокруг тебя всё время трясутся мамы, бабушки, и целая свора врачей, то кем ты в итоге станешь?
 Ладно, не будем погружаться в дебри психологии. Скажу только одно, многоуважаемые врачи, делая свою карьеру, особенно если вы лечите детей, продумывайте, пожалуйста каждое своё действие. Потому как, зачастую именно ваши слова и действия, могут порушить жизнь, хоть и больного телом ребёнка, но здорового душой человека!
 Ладно, это я как то отвлёкся. Школе огромное спасибо. Ведь в школе, я как научился читать в первом классе, так и заболел этим на всю жизнь. С умением читать, я тут же погрузился в целый мир разнообразных приключений и миров. Со временем, увлёкся фантастикой. В ней мне нравились необычность мысли автора, и зачастую, неожиданный финал. А с фантазией, у меня всегда было всё в порядке.
 В общем, школу я очень часто прогуливал, ленился учиться, не хотел быть первым, и жутко стеснялся девочек. Я считал себя ни кем. Может быть, дело было во влиянии врачей, может быть, в страхе перед отцом, он у меня был страшный домашний тиран. Хотя если взглянуть поподробнее, он очень многое мне дал, многому научил. Короче, считал я себя забитым, слабым, глупым, в общем никаким! Но вот, примерно в 13 – 14 лет, я решил, что хватит. Что я, могу быть как все. Я увлёкся баскетболом. Боже мой, сколько же я тренировался. Нет, я не ходил на секцию, не выступал за школьную команду, я просто приходил на уличную баскетбольную площадку с самого утра, и бросал и бросал мяч в корзину. Тренировал дриблинг, ловил отскоки, играл сам с собой в «пятак», в «десяточку», в «трапецию». И конечно же играл. Но играл со всеми, по вечерам. Наверное, это были мои первые шаги к самостоятельности.
 Потом строительный техникум, из которого меня выгнали, потому что, кому-то требовалось свободное место в моей группе. Училище, специальность повар. Правда, поваром я никогда не работал. Ещё я хорошо рисовал. И даже сдал экзамены в художественное училище имени Сурикова. Но учиться не стал. То ли не верил в себя, то ли не видел в своём увлечении профессии. Так же, я много работал. Работал с отцом. Он научил меня строительству и отделке. Кстати, работать я начал так же, с тринадцати.
 Так всё и шло. Где-то в семнадцать, я в первые, то есть в первый раз, осознанно, сходил на сплав, на реку «Мана». И заболел этим делом. Вообще то, впервые я сплавлялся в 12 лет, но это было не осознанное действие. Тогда я был ребёнком, и ни чего не делал сам. Не ставил палатку, не управлял лодкой, не добывал дров, не разводил костёр. Не нёс ни какой ответственности! В общем, туризм, оказался заразной болезнью. С тех пор, я полюбил лес. Стал постоянно ходить в походы и на сплав. Как же мне сейчас не хватает того ощущения леса, реки, природы, когда ты остаёшься с ними один на один. Дальше, больше. Впоследствии, я ещё и увлёкся спелеологией и скалолазанием. Для чего записался в туристический клуб «Исток», в котором состою, и по сей день.
   До двадцати шести лет, так и жил, работал, увлекался туризмом. Если вспоминать все мои специальности, которые я успел освоить до двадцати шести, возраст в котором я ослеп, то смело могу перечислить несколько из них. В основном это строительные специальности. Маляр, плотник-бетонщик, каменщик, штукатур, отделочник ( гипсокартон, подвесные потолки, шпатлёвка, кафельная плитка, и даже производство и укладка мозаики), изготовитель бетонных блоков, оператор майонезного  и соевого цехов, столяр, оператор деревообрабатывающего оборудования ( линия сращивания ) , грузчик, стропальщик, подсобник ( разнорабочий ), дорожный рабочий. Вроде всё. Хотя мог что-то и забыть. И всему этому пришёл конец, когда я полностью ослеп.
 После сего печального события, я замкнулся, ушёл в себя. Примерно полтора года, был практически один. Подруга меня оставила, многие из знакомых, не то что бы отвернулись, скажем так, они от чего-то боялись меня. Соответственно, мне казалось, что кроме матери, отец за пять лет до этого, без вести пропал на той самой реке, Мана, я никому не нужен. Заходили парочка друзей, но это было не часто. Тогда я многое передумал, многое понял, ко многому изменил отношение.
 Затем я вступил в «ВОС» всероссийское общество слепых. Там, замечательный преподаватель, кстати, тоже слепой диабетик, научил меня пользоваться персональным компьютером, со специальной озвучивающей программой. Чуть раньше этого, я встретил свою будущую жену, мою красавицу Наташу. Поженились мы с ней в 2010-ом году. Потом родилась дочь, спустя полтора года сын. А затем я понял. Идей, мыслей, и собственно фантазий, у меня много. Так почему бы их не выкладывать на бумагу. Редактор в компьютере, теперь мне доступен, делать аудиокниги из написанного мною же текста, для дальнейшей правки, я могу, так почему бы и нет?
 Началось всё с книги Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Он написал, другие авторы подхватили. Я читал его книгу, затем книги его последователей, затем при помощи жены выходил на их сайт. Особо интересовало то, что на сайте этом, принимались работы непрофессиональных авторов. Участвовал в обсуждениях мира метро. Затем, в голове моей, стал складываться сюжет моей собственной книги, в стиле метро. И я начал писать. Сначала понемногу, затем всё больше и больше. А потом, меня затянуло. Скажу так: - роман «Бегство», тот самый, о метро, я не закончил до сих пор. Более того, со временем, я вырос из метро. Кто знает, может быть когда-нибудь, я и допишу эту книгу. Просто, в процессе написания, я однажды, по рекомендации Леонида Сергеевича, того самого слепого преподавателя по компьютеру для незрячих, пришёл в творческое объединение «Былина». Встречи объединения проходят два раза в месяц, у нас в краевой специальной библиотеке для слепых. Там такие же как я, слепые, полу слепые, и зрячие авторы, приносят, читают, и обсуждают, свои произведения. В основном стихи, или рассказы. Там я начал учиться правильно писать. Дело это с одной стороны простое, с другой сложное. Мне, например, с трудом удаётся не расписывать всё подробно. Хотя, частенько и не удаётся. Наверное, ещё что-то. Люди у нас на былине, разные. Кто-то короток, кто-то зануден, кто-то чересчур спесив, а кто и скромен. Каждый несёт своё. И я уверен, что выносит он это, из глубины души, от чистого сердца.
 Особо выделяется на этом фоне наш ведущий, или председатель, или глава, даже не знаю, как правильно озвучить его звание. Поэт, журналист, Александр Владимирович Ёлтышев. Хороший человек, профессионал. Многие его советы, я взял на заметку, и не разу не пожалел об этом. Кстати, распечатанные на бумаге мои истории, читает вслух, обычно он.
 Написание любого рассказа, стиха, или же повести, проходит несколько стадий. Первое – это идея. Второе – это скелет будущего произведения. Третье – это непосредственно, написание самого текста. Причём, когда я пишу первоначально, я не обращаю внимания на тавтологии, повторы в тексте, ошибки, и многое другое, боюсь, что отвлекаясь, могу потерять мысль, нить собственных рассуждений. Затем, я делаю из написанного мною текста, аудиокнигу. Которую компьютер, читает голосом робота. Голосов, или правильнее сказать, синтезаторов, много. Мужские, женские, приятные и не очень, более подходящие или же нет. Но это всё, в общем-то второстепенно. Далее, идёт процесс обработки текста. Разбив текст на несколько аудиофайлов, я внимательно прослушиваю каждый. И находя какие-нибудь ошибки, или неточности, или повторы, или излишества, я ставлю книгу на паузу, перехожу в сам текст, из которого сделана книга, и правлю текст в редакторе. Затем, пройдя весь его, я сохраняю текст со всеми изменениями.  Теперь уже из него, делаю аудиокнигу. Вновь прослушиваю весь текст. Иногда приходится повторять этот цикл, по нескольку раз. И это ещё не всё. Когда произведение читается на былине, живым голосом, зачастую обнаруживаешь то, что голосом робота ни как нельзя услышать или понять.
 По этому, очень часто, после уже обкатки на былине, дома, я вновь правлю текст. А если ещё и учитывать то, что в школе я по русскому, учился с двойки на тройку, то добавляется ещё и грамматическая правка. Обычно здесь помогает Майкрософт ворд. Хотя всё он охватить не может. Так что, написать даже маленький рассказ, у меня получается, не так скоро и просто, как это могло бы показаться на первый взгляд. И это я ещё молчу о том, как иной раз долго приходится двигаться в поле редактора, в поиске того или иного места в тексте.
 О своих произведениях, я в основном сужу со слов читавших их. Причём, чем больше мнений и критики, тем больше удаётся понять, что и где здесь может быть неверным. Но оговорюсь сразу, я не пляшу под чьё-то мнение. Иначе это будут не мои рассказы, а рассказы того дяди. Прислушаться можно, взять на вооружение какой-нибудь совет, тоже. Но менять содержимое произведения, потому, что кто-то считает по другому, извините – нет! Если вам не нравится, напишите лучше чем я!
 А вообще, творить, писать, излагать, мне нравится. Причём я заметил, очень часто, пишу как бы не я, пишут, как бы мной. Ну к примеру: в процессе написания, появляются персонажи, которых ты ни то что бы не придумывал, ты даже  не представлял что они появятся в твоей истории, ещё пять минут назад. Примерно так, появилась девушка Таня, в рассказе «Куда делись садики»? Или же главный герой, берёт и начинает жить своей жизнью. Он делает то, чего даже я, автор, от него ни как не ожидал. Мистика, какая то! И это мне нравится. Или же, бывает так, что ты берёшь за основу произведения, чью-нибудь судьбу, или какой-нибудь случай, реально происшедший с твоим знакомым. Маленько, а иногда и не очень, корректируешь событие, делаешь его лучше, или вообще, меняешь всё в своём тексте. И потом в реальном мире, с людьми, чью историю ты берёшь за основу, происходят изменения. Скажете опять мистика? Возможно так, а возможно и нет. Я же говорю: - «Мне часто кажется, что это не я пишу, а мной пишут»! К примеру, в моём рассказе «Видеописьмо» Главной героине, в жизни так тяжко, с родителями конфликт, муж мерзавец. Эту историю, я взял из реальной жизни. У персонажа Лиля, есть реальный прототип. И несладко ей действительно. Но вот какая странная штука. После написания рассказа, где я специально сделал своеобразный happy and, У прототипа Лили, многое в жизни, изменилось к лучшему. Не всё, и не так как в рассказе, но всё же. Она, я имею в виду прототип, помирилась с отцом, более или менее, стала общаться с мамой, и с мужем, вроде притерпелись. Мне многие говорят, что я талантлив. Что я могу на это сказать? Даже не знаю. Если дал бог талант, то зачем-то ему это нужно. Если через меня, через моё виденье мира, через какие-то слова или действия моих героев, человек станет лучше, добрее, уравновешенней, то значит я, писал не зря.
 Очень часто, какой–нибудь рассказ, как бы зависает. Не пишется, и всё тут! И вроде садишься за клавиатуру, и продумал каркас дальнейшего произведения, а не идёт! Тогда, лучше оставить на время работу с ним. Правда, всё же лучше не забрасывать. А то, как с моим недописанным романом «Бегство», можно и не когда не дописать. Сейчас вот, две, или три задумки мною начаты, а очень медленно, так сказать со скрипом, продвигается только одна.
 Иногда произведение не идёт. То есть чувствуешь некое сопротивление. Как будто сам мир, сопротивляется написанию, именно этой истории. Ну вот, к примеру, мой рассказ »Куда делись садики?», упорно не шёл. И писал я его долго, и переписывал несколько раз, и название этого рассказа, мне до сих пор не нравится. Но, тем не менее, он вышел в свет. И на портале «proza.ru», он выложен, и его иногда даже читают. А иногда, история пишется, буквально в течении часа. И на правку уходит немного сил и времени, и на былине идёт на ура, и самому нравится! Так было с «соткой», с «Венком для друга», с рассказом «Песнь о гончаре».
 Иногда, история долго не может сформироваться. То есть идея есть, а скелет, или точнее каркас произведения, всё не появляется. А потом, раз, и написал, быстро и чётко. И читается на одном духу, и на правку не много времени ушло. Так к примеру, было с «Скромным соседом».
   Вот так, всегда что-то происходит. И творя на бумаге, мы, авторы, очень часто, творим и в жизни. Многое конечно, я здесь не рассказал, и не поведал, что-то забыл, что-то не посчитал важным и нужным, но скажу одно: - Что бы то ни было, что бы не происходило, пишите, творите, дерзайте! Даже если вам кажется, что у вас, ни чего не получается.
 P.S. Очерк закончил, теперь буду долго и кропотливо править текст.
 Владимир Сазонов.
 Г. Красноярск. Пос. Водников
 19 04 2018