Я стала доцентом вопреки национальной полотике

Доба Каминская
Осенью 1962 года в Харьковском Автомобильно- дорожном институте (ХАДИ) открывалась новая кафедра- кафедра автоматики. На должность заведующего кафедрой был приглашён молодой, энергичный кандидат технических наук- Виктор Ломакин. В течение нескольких предшествующих лет, до его ухода в аспирантуру, я работала под руководством Виктора в отделе электрического привода завода ХЭМЗ. Он часто тогда обращался ко мне с просьбой: «Дора, не надо так быстро работать».
Виктор дал своё согласие возглавить кафедру только лишь при соблюдении одного обязательного условия- если меня при этом примут на работу в должности доцента.
При этом он потребовал, чтобы обе наши кандидатуры утверждались Ученым Советом института, а затем Отделом  Науки областного комитета партии одновременно- в один и тот же день. Это своё требование Виктор сформулировал в очень жесткой, лаконичной форме: «Или вместе, или никто». Это означало, что если моя кандидатура не будет утверждена, он не примет руководство кафедрой. Положение при этом существенно осложнялось тем обстоятельством, что я ещё не имела ученой степени кандидата наук, что требовалось для утверждения на должность доцента.
Однако существовала одна лазейка для сильных мира сего, которая позволяла получить должность доцента и без кандидатской степени- по опубликованным научным работам.  Эта лазейка была создана и находила применение исключительно для номенклатурных работникв, для партийных работников высокого ранга, а также для их жён и их любовниц. Но ни в коем случае для простых смертных. Но Ректорат  института и, затем, Харьковский  Обком партии были вынуждены принять поставленные Виктором условия и в сентябре 1962 года я приступила
к исполнению обязанностей доцента кафедры. Об отношении партии к евреям в нашей стране в это время говорит такой эпизод: ректор ХАДИ получил вскоре строгий выговор Областного Комиета партии за нарушение национальной политики- он принял на дневное отлеление института недопустимо большое количество еврейской молодежи- оно несколько превышало негласно установленную норму приема- не более трёх процентов. Поэтому легко себе представить всю гамму отрицательных эмоций, раздирающих души работников ОТдела Науки обкома партии, когда обстоятельства вынудили их утвердить  меня- носящую такое неблагозвучное имя- отчество: « Доба- Рейза Абрамовна» и не имеющую  кандидатской степени, на должность доцента кафедры.
Через два месяца после начала работы в институте надо мною нависла неожиданная угроза: Парторг Института предложил мне возглавить участковую избирательную комиссию, сказав при этом, что ко времени начала работы этой комиссии я буду уже кандидатом в члены партии. Это предложение очень меня испугало- я ни в коем случае не хотела стать члеом партии. И я стала, по возможности, избегать встреч с парторгом, а затем несколько раз говорила ему о том, что я ещё не созрела для принятия этого важного решения. Но вскоре разразился очередной израильско- арабский конфликт и вопрос о моем поступлении в партию полностью отпал.


Автор очерка Доба Каминская