Почему проиграл Советский Союз-4

Друг Народа
В этой части своего анализа причин поражения Советского Союза, я буду рассматривать национальную  ситуацию в советском обществе. Несмотря на то, что  Союз Советских Социалистических Республик  был основан на идеологии, где интернационализм был одним из краеугольных камней, тем не менее, в советском обществе всегда сохраняло свое значение и национальные чувства, и  порой они  для   советских людей перевешивали ценность интернационализма.  А в последние годы существования СССР национальные ценности и основанные на них идентификации, стали для советских людей основой их идентичности и фактически вытеснили  ценности интернационализма на периферию  их личностных предпочтений.      

Что послужило изменению соотношения ценностей советских людей в отношении национальных представлений,   что привело к повороту, который после которого был подорван фундамент интернационализма?  Здесь нет одной безусловной причины, есть совокупность факторов, среди которых, конечно, следует отметить живучесть национальных, вернее этнических представлений и чувств.  А спусковым крючком к реанимации глубоких, сформированных веками этнических  ценностей и чувств, стала  политика партии и советского государства в годы Великой Отечественной войны. Конечно, такая политика проводилась под личным руководством вождя советского народа товарища Сталина. В условиях тяжелейшей войны, Сталин и его окружение, искали пути усиления патриотических чувств советского народа, особенно самой его многочисленной части – русского народа.  Для этого были предприняты шаги по возвращению военных символов в виде дореволюционных офицерских погонов, а также введения орденов, основанных на памяти русских полководцев Суворова, Кутузова, Невского.  Были сняты фильмы об Александре Невском, об Иване Грозном, были сделаны определенные уступки православной церкви.

То, что советские люди, если они фактически и не были националистами, то, по крайней мере, все же испытывали слабость в этом отношении, проявлялось во многих ситуациях.  Одним из таких примеров является  непризнание первенства  в водружении   советского флага над Рейхстагом лейтенантом  Кошкарбаевым и рядовым Булатовым. Хотя они установили флаг над одним из основных символов германской государственности   во время ожесточенных боев, а не как Егоров и Кантария, после их окончания. Но у последних  были  более «правильные фамилии»,  чем у казаха Кошкарбаева и марийца Булатова,  и поэтому, несмотря на официальную идеологию интернационализма, советские генералы и политработники объявили, что флаг над Рейхстагом был впервые водружен  русским Егоровым и грузином Кантарией.  Вообще,  советская установка по учету «правильного» национального представительства, была и осталось  нормой почти во всех сферах советской жизни. Так, когда в городах рождались миллионные жители, то в зависимости от расположения такого города, его миллионным жителем всегда оказывался представитель титульной нации. Хотя, казалось бы, какая разница для жителей интернациональной страны – кто первым водрузил флаг над Рейхстагом или стал миллионным жителем какого-то города? Но для советских людей национальность героев, и тех, кто становился воплощением других символических событий, имело большое значение. Поэтому и советское руководство, конечно, также не свободное от национальных предрассудков, стремилось соблюдать и воспроизводить национальные соотношения в их «правильной версии». Как следствие, советские люди  свое постоянное «двоемыслие», обусловленное   политическим факторами, неизбежно дополняли и своими национальными предрассудками. Официально почти все советские люди были интернационалистами, но фактически они всегда были еще, хотя бы немного и националистами.

Говоря о вкладе Сталина в реанимации национальных чувств, следует вспомнить его поздравление советских людей по случаю победы в Великой Отечественной войне. В своей поздравительной речи, он особенно подчеркнул роль русского народа. Тем самым, вождь советского народа, руководитель партии и государства, основанного на принципах интернационализма, сделал явный реверанс в сторону выделения одного из народов СССР. Говоря современным языком, Сталин сделал недвусмысленный месседж, позволяющий прийти к выводу, что все народы советской страны равны, но один из них более  равнее, чем остальные. 

Прославление русского народа еще более усилилось в период борьбы с безродными космополитами. Также в этот период Сталин и его идеологические помощники совершают еще одну большую ошибку  – они начинают усиливать борьбу с националистами среди других народов. Их преследовали за то, что они хотели по примеру товарища Сталина, прославляющего русский народ, также прославлять свои народы. В итоге советские народы получили еще один опыт двойных стандартов, и он стал одним из мин замедленного действия, который в будущем подорвал и так не очень прочный фундамент советского интернационализма.

Взяв курс на прославление русского народа, советское руководство не могло запретить такой же курс и в отношении других народов.  В результате их руководство и интеллигенция также с большим рвением включилось в гонку национального тщеславия. Такая гонка была далеко не безобидной, она не только подрывала основы многонационального государства, но и очень сильно осложняла отношения соседних народов, так как в их истории было много неоднозначных фактов. В результате   усиления националистических настроений  такие факты также все больше трактовались в пользу одного и в ущерб чувствам другого народа. А интернационализм, сохраняя  статус официальной идеологической ценности,  в реальности, в сознании советских людей,  все больше уступал свое место ценностям национализма.

В следующей части я продолжу анализ негативного влияния национализма на ценности советской системы.