Закон - на пьедестал иль в загон беспредела

Хамзат Фаргиев
Едкий вопрос в названии и Обращение
адресовано Кремлю, Правительству РФ,
Совету Федерации РФ и Госдуме РФ

ОБРАЩЕНИЕ

Принимая во внимание и поддерживая гуманные акты СССР и РСФСР о признании незаконности и преступности репрессивных актов против депортированных народов СССР (Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года, Постановление Верховного Совета СССР от 07. 03. 1991 № 2013-1 «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав"» и Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. № 1107-I);

отдавая должное беспрецедентному в мировой истории факту добровольного и законодательного признания Парламентами СССР и РСФСР массовых репрессий против депортированных народов актом геноцида, совершенного государством в прошлом;

исходя из Декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» от 14 ноября 1989 г., «осудившей практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшего преступления, противоречащего основам международного права», одна из норм которого осуждает геноцид, преступления против человечества;

основываясь на второй статье закона «О реабилитации репрессированных народов», признающей, что в отношении депортированных народов «на государственном уровне проводилась политика клеветы и геноцида»;

учитывая соответствие названных правовых актов СССР и РСФСР определению понятия геноцид Четвертой Гаагской Конвенции от 1907 года, Резолюции ГА ООН 96 (I) от 11 декабря 1946 г., Конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» от 9 декабря 1948 г.;

опираясь на статьи 3 и 6 закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» о необходимости осуществления территориальной реабилитации;

исходя из того, что депортации народов являются преступлениями коммунистического режима, которые осуждены как вышеупомянутыми, так  нижеследующими правовыми актами СССР и РФ:
а) закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года № 1761-1,
б) Указ Президента РСФСР «О приостановлении деятельности Компартии РСФСР» от 23 августа 1991 г. № 79,
в) Указ Президента РСФСР «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от 6 ноября 1991 г. № 16,
г) Постановление Конституционного Суда РФ по «делу КПСС» от 30 ноября 1992 г. № 9-П;

следуя духу и сути резолюций Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О мерах по ликвидации наследия бывших коммунистических тоталитарных систем» {1096 (1996)} и «О необходимости осуждения международным сообществом преступлений тоталитарных коммунистических режимов» {1481 (2006)};

констатируя, что реализация Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» коснулась лишь социальной сферы,

приходится признать, что государством не исполняются наиболее важные и уязвимые составляющие указанного закона, как-то: территориальная, политическая и культурная реабилитация депортированных народов.

Отказ от проведения их территориальной, политической и культурной реабилитации используется деструктивными силами внутри страны и за рубежом для расшатывания устоев российской государственности и может стать одной из причин ее распада. Он создает почву для отождествления политики Российского государства по отношению к депортированным народам  с произволом коммунистической диктатуры.

Необходимость и правомерность осуществления территориальной, политичекой и культурной реабилитации имеет конституционную опору, созданную Конституционным Судом Российской Федерации. Во-первых, Решение Конституционного Суда РФ от 16 сентября 1993 г. (№ 73-р) обязало «Государственную правительственную комиссию в срок до 31 декабря 1993 г. внести предложения об определении границ Ингушской Республики».

Высокий суд также обязал реализовать свой вердикт в соответствии с Законом РФ «Об образовании Ингушской Республики…» от 4 июня 1992 г. Тем самым Конституционный Суд опосредованно, но четко, заявил о необходимости проведения территориальной реабилитации ингушского народа, ибо статья 2 вышеуказанного закона предписывала осуществление «мероприятий по государственно-территориальному разграничению» в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов».

В свою очередь, статьи 3 и 6 последнего закона обязывают провести территориальную реабилитацию. В частности, статья 3 предписывает «признать и осуществить права репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ». И она дает право «народам, не имевших своих национально-государственных образований, на возвращение ... в места традиционного проживания...» Эти положения подтверждены и закреплены в статьях 7, 8 и 11, предусматривающих восстановление всех попранных прав репрессированных народов в территориальной, политической и культурной составляющих.

Во-вторых, Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г. № 365-О по запросу парламента Северной Осетии признало территориальные статьи 3 и 6 Закона «О реабилитации репрессированных народов» соответствующими Конституции РФ.

В-третьих, вышеназванный вердикт высшей судебной инстанции также вынес частное определение в адрес парламента РФ относительно всех депортированных народов, указав, что «Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" предполагает конкретизацию его положений в законодательстве...» То есть Конституционный суд РФ указал Государственной Думе на ее функциональную обязанность принять отдельные законы в отношении каждого репрессированного народа в соответствии со статьей 13 закона «О реабилитации репрессированных народов».

Исходя из правовых и нравственных позиций, нахожу неприемлемым и совершенно безнравственным приравнивание территориальной, политической и культурной реабилитации репрессированных народов к проблемам территориальных споров между различными субъектами РФ. Последние появились не из-за политики геноцида и насильственной депортации народов, которые проживали в этих субъектах, а в итоге ненасильственного, административного волюнтаризма советских властей.

Территориальная, политическая и культурная реабилитация имеет отношение только к  внутрироссийским административным границам. Их изменение согласно закону РФ «О реабилитации репрессированных народов» и вердиктам Конституционного Суда РФ не повлечет за собой ухудшения отношений с другими государствами, а также не приведет к наложению политических и экономических санкций против Российской Федерации.

Также считаю несостоятельными и недопустимыми утверждения ряда государственных деятелей о том, что осуществление территориальной и политической реабилитации приведет к обострению межнациональных противоречий и этническим конфликтам. Народы России, в том числе и русский, сострадательны и милосердны. Однако их милосердие и сострадание к депортированным этносам следует пробуждать словом истины, справедливости и законности, посредством включения на всю мощь мегафона  государственной пропаганды во всех видах СМИ.

Они обязаны периодически раскрывать народам РФ суть и боль трагедии, пережитой репрессированными народами. Только интенсивнейшая пропаганда позволит навсегда развеять негативное отношение к ним, которое проявляется как на обывательском, так и государственном уровне. Лишь такой пропагандистский подход создаст необходимые условия для реализации территориальной, политической и культурной реабилитации депортированных народов. Практически полное отсутствие подобной государственной пропагандистской кампании неизбежно порождает махровое невежество, бессердечие и правовой нигилизм, позволяющий безнаказанно извлекать из сталинско-бериевских идеологических хранилищ лживые мифы о народах-предателях.

Также приходится констатировать, что сохранение сталинско-хрущевского наследия посредством отказа от реализации территориальной, политической и культурной реабилитации репрессированных народов несовместимы с основными принципами правового государства. Сбережение последствий геноцида на государственном уровне является ярким свидетельством его продолжения во всех сферах общественной жизни, которое проявляется в политике, экономике, нравственности, идеологии и культуре.

Исходя из вышеизложенного и опираясь на правовой принцип об обязанности «органов государственной власти ... должностных лиц ... соблюдать Конституцию РФ и законы» (ч. 2, ст. 15 Конституции РФ), убедительно прошу высшие органы государственной власти РФ придать вопросу территориальной, политической и культурной реабилитации народов-арестантов новый импульс для возвращения его в конституционное русло и реализации в полной мере Закона «О реабилитации репрессированных народов» в его территориальной, политической и культурной составляющих. 

Хамзат  Фаргиев

журналист
народный депутат СССР,
член Верховного Совета СССР (1989 - 1991 гг.)

6 июня 2018
http://proza.ru/2018/06/06/596