Созвездие Вероники

Юрий Панов 2
  Вы можете найти в небе созвездие Волосы Вероники?  Вряд ли. Оно затерялось где-то на севере,  выше ручки ковша Большой Медведицы, и нет там ни одной яркой звезды. А вот в созвездии Вероники на Земле все звезды первой величины! И самая яркая из них вероника Крылова!

   Если вы увидите растение с голубыми цветами, похожими на радиотелескопы с двумя антеннами тычинками, устремленными в небо - это вероника. Вероники словно стоят на распутье, размышляя, как лучше опыляться – ветром или насекомыми? Они готовы выпустить облачко пыльцы, но и для насекомых готово угощение – сладкий нектар. А огромные тычинки так и хочется измерить. Именно на верониках защитила диссертацию Раиса Берг, объяснив с точки зрения теории эволюции строение цветка.
Звезда Раисы Берг зажглась больше ста лет назад в семье знаменитого  биолога и путешественника Льва Семеновича Берга. Именно отец показал дочери пример независимого мышления. В то время когда большинство биологов приняли учение Дарвина на основе изменчивости и естественного отбора, Берг создал учение о номогенезе – эволюции на основе закономерностей, и сторонники, правда, малочисленные, этой интересной  теории находятся до сих пор. Как отец  Раиса Львовна и в жизни, и в науке всегда шла против течения.

   Было когда-то в нашей стране государство в государстве под названием «классическая генетика».  Правили этим государством не чиновники, великие всемирно известные ученые – Вавилов, Кольцов, Филипченко. Приезжали великие биологи  из-за рубежа, учиться, такие как Герман Меллер, будущий Нобелевский лауреат. И все они боготворили дрозофилу.  И дрозофилы и, позднее,  вероники  стали для Берг любимыми объектами. И все главные классики генетики  стали учителями Раисы Львовны.   Но  даже этого ей было мало, поехала она учиться у дарвиниста Шмальгаузена. В то время как большинство дарвинистов считали отбор движущей силой эволюции, Шмальгаузен считал его прежде всего стабилизирующим, отбором на сохранение совершенства. Именно стабилизирующую форму отбора исследовала Берг у вероник.
   После сталинских репрессий большинство  биологов смирилось с гибелью советской генетики, приняло учение Лысенко, Раиса Львовна не смирилась и выступила против лысенковщины и, конечно,  пострадала, как с ней позже не раз случалось.  Когда умер Сталин, она подписала письмо 300 биологов в защиту науки, а когда появилась возможность,  защитила одну из первых диссертаций по возрожденной генетике в стране. 
   
Сегодня все ученые стремятся из провинции в столицы. Раиса Львовна поехала создавать институт генетики в Сибирь, в Академгородок. И для нее это были самые счастливые годы. Часами сидела она с бинокулярной лупой и деревянной линейкой,  измеряя множество растений вероники. И каждое растение было для нее созвездием, и каждый цветок звездой, и каждый лист туманностью.  В результате тысяч измерений превращались вероники в математическое созвездие, зависимых и независимых звезд. Такое созвездие  называют  математики корреляционными плеядами,  и были эти плеяды для Берг такими же понятными и значимыми, как Плеяды в небе.  Вероника нашла свой путь к совершенству через стабилизирующий  отбор.
- Плеяды – это свобода на службе согласования, - говорила одна.
  Многие ученые уединяются в своей узкой специальности, и находят в ней массу удовольствия. Раиса Львовна была не такая, ей нравилось соединять   несовместимое - математику и биологию. Не только науки, прежде всего ученых. Мне посчастливилось провести целый вечер  в доме академика Ляпунова, ожидая, когда знаменитый математик нас примет.  В окружении студентов, молодых ученых Раиса Львовна делилась планами создания  особенного коллектива, содружества, все слушали ее словно завороженные.  Жаль, что мечты не всегда сбываются.  Как всегда, Берг вскоре  выступила в защиту политзаключенных, подписав письмо протеста, и, как всегда,  была уволена.  Но мне довелось еще прослушать в Томском университете  ее курс лекций по теории эволюции. Все кто слушал ее,  и я в том числе, уверены, не было в стране курса более значимого.
 
   А как вы относитесь к абстрактному искусству? Даже сегодня многие относятся с сомнением. Но не Раиса Львовна. В пуританские советские времена она устроила выставку абстрактной живописи в Академгородке.  Впрочем, и вероника под бинокулярной лупой была для нее абстрактной картиной, а временами, наверное, весь мир. Даже  реалистические свои картины она выполняла в особой технике, используя порой вместо кистей щетки и отмывала ватман в тазике с водой. Как ни странно,  другой, близкий мне биолог и поэт Андрей Белый,  тоже свои работы исполнял в похожей  технике. 
Или время было такое, или Раиса Львовна нуждалась в общении с такими людьми, но, сама  яркая звезда,  она жила в окружении звезд еще  более ярких. Общалась с Вернадским, Тимофеевым – Ресовским,  дружила с Сахаровым, а  на даче укрывала опального поэта Бродского. Конечно, тогда беспокойные и талантливые люди  часто или в тюрьму попадали, или вытеснялись с родины за границу. Умерла Раиса Львовна в Париже.
 
    Но продолжают тревожить наш взор голубые созвездия Вероники каждую весну.  А ученых тревожат они уже пятьсот лет, со времен сражений католиков и гугенотов. В эти бурные годы родилось не только лютеранство, но и наука ботаника.  Наверное, не случайно, одним  из первых родов растений, названных в честь святой,подавшей полотенце Христу на пути к Голгофе,   был род Вероники. И,  конечно,  крестным отцом рода был немецкий ученый и врач  Леонард Фукс, один из основателей ботанической науки. Его труд на латинском языке  «De historia stirpium commentarii insignes”, или просто «Описание растений», включал и словарь основных ботанических терминов. Вероник много, но самая значимая для меня вероника Крылова. Она похожа на европейскую дубровную, но в Сибири четко отличается и названа в честь главного ботаника Сибири, хранителя одного из лучших гербариев мира. Вероника названа в честь учителя его учеником Борисом Шишкиным, участником и редактором  «Флоры СССР». Все это звезды первой величины.
И когда под вашими ногами в густой траве сверкнет вдруг голубое созвездие Вероники, остановитесь, присмотритесь! Звезды этого достойны.


Фото вероники автора, фото молодой Раисы Берг взято из интернета