Заметки на полях. Кого мы растим?

Ирина Белугина
    Сегодня практически все общественные институты подвергаются серьёзной проверке на прочность, реформации, переосмыслению их целей и задач и преобразованию. Это вызвано стремительным изменением имеющейся реальности.
    Поговорим про образование. Сам институт образования является до невероятия косным, отсталым и застойным(я говорю именно о реалиях нашей страны). Всё передовое появляется в нём либо благодаря частичному отделению его от общего потока массовой школы(частные школы, либо школы, имеющие хороших спонсоров)из-за вливания неплохого количества денежных средств, либо(это современное явление появилось сравнительно недавно)благодаря инициативным родителям, продвигающим с помощью доступных им средств и способов некоммерческие, но очень результативные педагогические и образовательные технологии.
    Вообще при всей бедности образования(вузы, конечно, побогаче, но и они в большинстве своём бедствуют не только в смысле материального обеспечения, но и в смысле обновления самих подходов к обучению и образованию), многое, если не всё, завязано на выгоде, деньгах, корысти и коммерции. Иногда в угоду перечисленному отдаются и здравые вещи, в результате образование порою сталкивается с откровенным абсурдом и цинизмом.
    Ни принципы оплаты педагогического труда, ни содержание образования, ни соответствие санитарно-гигиеническим нормам не являются соответствующими современным требованиям развития общества и не выдерживают никакой критики. Конечно, прогресс появился в части безопасности школ, но он так невелик и часто сопряжён с нарушениями прав детей и с не очень красивым и корректным поведением, поступками, правилами и ограничениями.
    Что уж говорить про отношение к самому учительствованию. Начиная с самых маленьких начальничков, которые чем дальше, тем больше отрываются от реальности, не понимая, не видя само образование на деле, заканчивая высоким руководством, считают учителя, преподавателя, педагога покорной безропотной не очень умной дешёвой рабочей силой, с которой и обращаются соответственно, тем не менее ханжески оправдывая это отношение некими идеями, давно уже не прикрывающими из-за своей ветхости цинизм и безразличие.
    Школу сотрясают бесконечные проверки самых различных органов, сопряженные с штрафами, которые зачастую ложатся финансовым бременем на плечи всех работников школы. Учителя перегружены работой, электронно-бумажная, отчётная  часть работы и у них, и у администрации школ занимает всё больше места. Объёмы того, что нужно знать детям, постоянно возрастают. При том, что здоровье у детей не становится лучше.  Экзамены превращаются в издевательство над детьми. Сама же подготовка к экзаменам  в натаскивание и выработку условных рефлексов. Здоровьесберегающие технологии работают реально лишь в небольшом проценте школ и классов.
    Система оценивания не является адекватной, удобной и работающей. Она устарела, при том, что итоговую оценку "два" во многих школах ставить не рекомендуется, а порой и просто нельзя. Процветает натягивание оценок тем, кто попал в образцово-показательные(школе ведь надо показать результат несмотря ни на что). Это павлинохвостие плодит показушность и обман, работу не над тем и не в том направлении.
    Сухие провозглашённые пункты "воспитательной работы"(да разве можно так относиться к детям?) плодят мероприятия "для галочки", для "отчёта". Это недоверие к личности учителя, отсутствие времени и пространства для творчества(неужели человек, работающий с детьми, не поймет сам, чего же им на данный момент недостаёт, чтобы они становились хорошими людьми и гражданами своей страны?) выхолащивает саму суть учительства, подменяя его "даванием знаний", "выдачей материала", "обучением обучающихся".
    И никто не спросил самих, тех, которых обухом по голове(хочешь-не хочешь, можешь-не можешь, обучайся, бейся головой об это обучение), нужно ли оно им. Из-за перегруженности уже в начальной школе, дети теряют интерес к учёбе, выдыхаются уже за первые четыре года своей школьной жизни, и когда нужно перейти к этапу средней школы, начинают приспосабливаться, стараясь максимально облегчить себе жизнь, освобождая время от ненужной и неинтересной информации и нудных обязанностей для реальной и интересной для них жизни. Они хотят жить, и это - их право. Конечно, умение выживать пригождается в процессе дальнейшего существования. Но как же быть с воспитанием  массового двуличия, обманом, изворотливостью? Какие качества действительно воспитывает школа?
    А есть ещё те дети, которые так не могут и не хотят. Тогда их школьная жизнь может превратиться в сущий кошмар, а ведь они проводят в школе достаточно много времени. Дети, которые являются успешными в силу разных причин(учат до посинения потому что так приучены, заставляют родители, легко даётся, и т.д.) приобретают зачастую синдром отличника и вредный для здоровья перфекционизм, стремление возвыситься над другими и за счёт них, верхоглядство, пренебрежительность и неуважение к другим людям. Отношение к школе и к учителям у детей в редких случаях уважительное, доверительное, да и просто хорошее. Прочитав всё выше написанное, нетрудно догадаться почему.
    Я, конечно же, не говорю здесь о хороших школах, которые, несомненно, есть, и о тех ярких и светлых личностях прекрасных талантливых учителей и преподавателей, благодаря которым мы всё-таки не пропали окончательно. Но они больше являются исключением, чем правилом. Да и они не всегда в силах и полны желания противостоять системе. 
    Из-за всего вышесказанного педагоги зачастую воспринимают учащегося не как личность, маленького человечка, достойного уважения и имеющего свои интересы и особенности, а как бездушного робота-объект, который если не справляется с заданием, нужно наказать или отправить по инстанциям.
    Не лучше и ситуация в среднем специальном и высшем образовании. Там свои косности и устарелости, свои павлиньи хвосты. А уж отношение к студенту - чем выше образование, тем хуже отношение, зависимость прямая и непосредственная(конечно, есть всегда исключения из правила). Кроме отношения непосредственно преподавателей, среди которых коммерциализированность гораздо больше, чем у преподавателей школ, стоит сказать об отношении непосредственного начальства и вышестоящих организаций. Специальность могут закрыть, или перепрофилировать её, не спрашивая мнения ни студентов, ни их родителей, либо вообще закрыть учебное заведение, не выпустив всех студентов. Такие случаи сегодня, конечно, редкость, но тот факт, что они всё же есть, говорит сам за себя.
    Что же мы имеем в итоге? В сухом остатке каким выходит молодой человек после этой мясорубки, не имея к тому же социальных гарантий на получение нормально оплачиваемой работы, на поддержку общества и государства? И не нужно ли всё это срочно и немедленно менять, как  невероятно вредное и пагубно влияющее на детей. А ведь они - наше будущее, будущее страны. Или стране не нужно будущее?