О достаточных основаниях вывода в рассуждениях

Николай Павлович Кормаков
Самой распространенной ошибкой в рассуждениях является использование понятий и утверждений (посылок), как правило, имеющих какую-то аргументацию,  но без их достаточных оснований и, следовательно, сомнительных.  Используя сомнительные посылки и понятия наравне с основными, получают выводы, которые, порой, не только противоречат имеющимся представлениям, но и самим основным посылкам и понятиям.

В пример можно привести давний вопрос по поводу «трех дней и трех ночей, проведенных Господом Иисусом Христом в сердце земли». Речь идет о пророчестве  Иисусом Христом Своей Смерти: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12,40). 
Три дня и три ночи, заявляют некоторые, это трое суток, но Иисус был распят и умер в пятницу в 15 часов и воскрес в воскресенье в полночь, что составляет немногим более суток: где тут трое суток?
Основными посылками здесь являются утверждения, взятые из слова Божьего, однако критики, используя одну посылку из слова Божья (пророк Иона был в чреве кита три дня и три ночи), другую посылку добавляют собственную (день и ночь являются промежутками времени в сутках и вместе   составляют сутки, т.е. 24 часа), что не имеет оснований в слове Божьем, т.к. Бог определяет день и ночь иначе: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт.1,5), т.е. как светлую и темную часть  земной продолжительности времени. Вот и получается, что согласно определению Божьему,  «три дня и три ночи» могут занимать  лишь немногим более суток, если в первый рассматриваемый день произойдет, например, затмение солнца. Так и произошло при смерти Господа Иисуса Христа. Умер Господь на Кресте в 15 часов Пятницы именно во время затмения солнца. Как бы подчеркивая определение Божие о ночи, Дух Святой устами ап.Матфея говорит: «от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (учитывая сдвиг в 6 часов еврейского исчисления времени, имеем: от 6+6=12 до 9+6=15 часов настоящего исчисления времени)» (Мф.27,45), т.е. Господь умер  во время этой тьмы,  а значит – ночи, согласно определению слова Божия.

Определение многим основным понятиям человеку дал Сам Бог, человек же постепенно видоизменил их  (например, как в рассматриваемом примере:  определение "ночи" дано Богом, как "тьмы", современный человек же определяет "ночь", как промежуток времени суток). Сопоставляя вещи согласно слову Божию, человек, однако, пытается рассуждать в терминах собственных понятий и определений. Бог же в слове Своем и говорит и рассуждает согласно лишь тем определениям и понятиям, какие дал Сам. Отсюда и происходят у людей проблемы неразрешимого характера.

Так и в указанном случае -  «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12,40):
ПЕРВАЯ НОЧЬ  есть темное время Пятницы во время смерти Спасителя на Кресте в 15 часов настоящего времяисчисления (слово Божие об этом говорит устами ап.Петра: «(Христос) …быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он {стр. 162} и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал благую весть о спасении» (1 Пет. 3, 18–19), ап.Павел говорит также, что Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, не увидел тления (Деян. 13, 37), и …нисходил прежде в преисподние места земли (Еф. 4, 9)); "преисподние места земли" и означают слова "в сердце земли" в пророчестве Иисуса Христа.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ есть светлое время вечера Пятницы после смерти Спасителя:  от 15 до 18 часов (конец дня Пятницы по определению слова Божьего: «и был вечер, и было утро — день один» (Быт.1, 5));
ВТОРАЯ НОЧЬ И ВТОРОЙ ДЕНЬ есть ночь и день следующей  Субботы;
ТРЕТИИЙ ДЕНЬ есть  «вечер» (Быт.1, 5) Воскресенья: светлое время суток от 18 часов до темна Субботы в нашем настоящем исчислении времени.
ТРЕТЬЯ НОЧЬ есть темное время суток от начала тьмы Субботнего вечера до полуночи следующего за ним Воскресения, момента времени Светлого Христова Воскресения, в нашем настоящем исчислении времени.

Итак, во всяких рассуждениях следует вначале:
1) определить понятия,  которыми будет пользоваться наше рассуждение;
2) определить и четко уяснить себе посылки, на которых будет основываться наше рассуждение;
3) определить сферу рассуждений, т.е. чтобы понятия и посылки были согласны друг другу, т.е.  находились  в одной сфере используемой нами языковой системы.

В рассмотренном выше примере следовало вначале определить сферу используемой нами языковой системы:  это слово Божие.
Определить используемые понятия согласно только выделенной сферы: понятия дни, ночи,  вечера, утра,  сердца земли согласно слову Божию.
Определить посылки, на основании которых мы будем делать выводы посредством размышлений над вопросом:  «Сколько дней и ночей был Сын Человеческий в сердце земли согласно описаниям четырех Евангелий?», это:
1) «И был час третий и распяли Его» (Мк.15:25).
2) «В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои'! Элои'! ламма' савахфани'? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк.15:33-34).  «Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (Мк.15:37). 
3) И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,- пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк.15:42-46). 
4) «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк.16:1-6). 
Аналогично предыдущему следует выписать все параллельные места из других Евангелий, а также все, что касается используемых понятий, и на основании выписанного и только в этой среде проводить рассуждения и делать выводы.

Хочу подчеркнуть еще важное замечание. Для человека верующего при наличии пророчества слова Божьего не может возникнуть каких-либо сомнений в его справедливости (в нашем случае пророчество  Иисуса Христа о Своей Смерти: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12,40)), «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона (из слова Божьего) пропадет» (Лк.16:17), ибо «слово Твое есть истина» (Иоан.17:17).

Принимая слово Иисуса Христа чистым сердцем,  мыслим, действуем, живем словом Его, ибо в этом и проявляется наша любовь к Нему по слову Его: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Иоан.14:23).

Благословен Бог истины.