Былинные земли. Тайна старой дороги, часть 1

Василий Азоронок
ЗА ВЕЛИКИМ БОРОМ 

…Эта дорога пересекала Белую Русь. Ее нет на современных картах. И даже на трехверстке Российской империи (географической карте «три версты в дюйме», что соответствовало 1,26 километра на сантиметр) ее нет.

А дорога достопамятная. Мы открыли ее, когда уроженец деревни Веребки Александр Азарёнок повел нас в Луги, чтобы показать знаковое место – изрытую траншеями веретею. Я тогда высказал предположение, что оборонительную линию могла занимать курсантская застава Лепельского минометного училища, первой принявшая бой с немцами, проникшими в междуречье – область между Березиной и Западной Двиной. Противник активно пользовался старыми белорусскими шляхами в обход новых, «сталинских».

Забытая стрелковая позиция располагалась на подходе к Лепелю, прикрывая его с юго-западной стороны.

Однако так ли было на самом деле?

Ответ могло дать дальнейшее изучение. Куда вела дорога? В тот раз мы дальше воинской возвышенности не прошли: уперлись в непроходимые заросли. Дорога терялась в заболоченной местности.

Неудача только подстегнула. Василь Хацкевич – страстный любитель географических исследований и признанный в минском археологическом сообществе первооткрыватель – поклялся вернуться сюда при первом удобном случае.

И вот мы снова здесь, одетые соответственно – в резиновом обмундировании: чтобы преодолевать водные препятствия. Вооружились также лопатами и топорами.

Луги - сразу за Великим бором, в предустье Эссы. Образовались в связи с изменением русла. Эсса, скованная высокими берегами вдоль бора, поменяла направление, вырвавшись на свободу вблизи точки впадения. А веретея, о которой я сказал вначале, осталась слева, и средневековая дорога «повисла» у подножия возвышенности.

Возможно, что реке «помогли» люди – выровняв ее профиль. Она была одной из связующих в преодолении больших водных расстояний: с севера на юг, из Балтийского в Черное море. Двести лет назад здесь пролег участок Березинской речной системы, построенной по проекту Екатерины Второй, императрицы Всероссийской. А еще раньше плавали варяги, доставляя грузы в дальние края.

Средневековый период таит много загадок, дошедщих до нас в виде архивных и картографических свидетельств. Так, Василий Низовцов, обследуя полоцкие рубежи в 1563 году, отмечал, что Яса (Эсса) впала в другую реку - Уллу "ниже Лепля 2 версты". На чем строился его вывод, непонятно, так как Эсса сегодня впадает в озеро.

В то же время, на карте российских землемеров, составленной в начале XIX столетия, показан Лесной ручей, впадающий в Эссу пред Леплем. Изучая его профиль, лепельский краевед Шушкевич обратил внимание на устройство русла. Похоже, что оно испытало воздействие "рук человеческих".

Ручей сегодня истощился, и определить его исток и происхождение невозможно. Можно только осторожно высказаться, что Лесной когда-то связывал Ясу с Улой в обход большого Лепельского озера. И тогда высказывание Низовцова обретает понятный смысл.
 
В средневековой истории был период, когда королева Великого княжества Литовского – миланская герцогиня Бона Сфорца активно занималась перепрофилированием местностей при «потрошении» феодальных уделов, делила земли на так называемые волоки. Нельзя исключать и ее заинтересованное участие в обустройстве бывших варяжских путей.

Во всяком случае, вмешательство человека сильно изменило регион, и особенно водную сферу в предместье Лепеля. Уже в советское время построили ГЭС, которая подняла уровень воды далеко за пределами энергосберегающей плотины.

Сумеем ли мы пройти по давно проторенной стезе, «утонувшей» в многочисленных преобразованиях?

(Продолжение следует).

На снимке: нитка Лесного ручья, исследованного Шушкевичем.
08.06/18