Техногуманитарный баланс или дисбаланс?

Юрий Шпилькин
Во второй половине XIX века Ф.Энгельс писал о том, что наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения. Поскольку технологический прогресс, определяет то, как мы живём, постоянно ускоряется, то должен наступить такой момент, когда люди не смогут поспевать за технологиями — то есть наступит то, что математики называют сингулярностью. Американский математик и писатель-фантаст Виндж Вернор в 1993 году ввел в научный оборот термин Технологическая Сингулярность. Это позволило некоторым футурологам сформулировать так называемый закон техникогуманитарного баланса. А.П. Назаретян считает, что социальная агрессия снижается, опираясь на выведенный им закон «техногуманитарного баланса», который предполагает существование специфических механизмов селектогенеза, адаптации человечества к растущему инструментальному могуществу: «системная зависимость между тремя переменными – технологическим потенциалом, качеством культурной регуляции и устойчивостью внутренней:  чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества». [1, с.96]. Человечество, к сожалению, пока не нашло таких совершенных средств сдерживания агрессии. Скорее возник дисбаланс. И. Кант отмечал, что культура простых умений способна проложить дорогу злу, если культура дисциплины не составит ей надежного противовеса. [2]. Более того в практику вошло вбрасывание фэйковых новостей.
Впервые наиболее ощутимо этот дисбаланс проявился в период так называемого карибского кризиса. Наиболее известный из таких случаев, когда мир оказался на грани катастрофы. Кризис, как известно, был вызван размещением США в 1961 году ядерного оружия в Турции и тайной переброской и размещением в 1962 году на Кубу военных частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне, человечество стояло перед угрозой прекратить свое существование. В период кризиса мне было 17 лет и я мог оказаться участником карибского кризиса. Тогда в конце октября 1962 года парни нашего класса и всей страны писали заявления в военкомат, с просьбой отправить на Кубу. К счастью тогда все закончилось миром и неизвестно, что предотвратило беду, здравый смысл Хрущева и Кеннеди, или то, что на рабочем месте не оказалось генерала Плиева, или потому, что советский разведчик Феклисов встретился с американским журналистом Скали, или, быть может, мое заявление в военкомат?
Или другой пример. В 1964 году после окончания первого курса университета  меня призвали на три года в армию. Проучившись год в учебке, был направлен в ТВОКУ им. Ленина в Ташкент, где в качестве механика - инструктора  обучал курсантов водить танки: знаменитую 34-ку, только принятую на вооружение 55-ку, но это для наших курсантов. Нам говорили, что прибыли курсанты из Анголы, хотя революция началась в Мозамбпке. Они водили только 34-ку. Видимо их и поставили в ту страну. На привале один молодой курсант с гордостью показывал шрамы, которые получил якобы в борьбе с португальцами. А другой, постарше и говорит через переводчика: «Врет он все. Португальцы здоровые, с оружием, а мы с луками, что можем сделать против них? Вот научимся водить и стрелять из танков, тогда посмотрим». Было это в  1965 году, тогда вся восточная Африка пылала: и Ангола,  и Гвинея-Бисау помогали повстанцам Мозамбика. Уехали наши курсанты на родину, не знаю, что с ними стало. Помогли ли наши 34-ки, но после военного переворота 1975 года в Португалии, известного как Революция гвоздик, страна Мозамбик получила независимость. Кто повлиял на эти события? Мои курсанты и, я в том числе, не знаю.
Авторы гипотезы техно-гуманитарного баланса считают, что закон отражает механизм обострения и временного преодоления кризисов антропогенных на всём протяжении социальной истории и предыстории. Действительно кризисы существуют на всем протяжении истории человечества и многие из них заканчиваются войнами.  За последние 5600 лет в мире произошло 14513 войн, на каждый год приходится более двух войн. В 1945-1989 годы, было 200-250 войн и локальных конфликтов. В 90 - е гг. произошло более 100 войн, в которых участвовало около 90 государств. При этом интенсивность войн возрастала из века в век. В 1987 году зарегистрировали самое большое число войн за всю историю человечества.
Виндж Вернор (род. 2 октября 1944 г.) в романах «Пламя над бездной» и «Глубина в небе» показывает опасность использования тираническими режимами достижений научно-технического прогресса, и пропагандирует анархо-капитализм. «Глубина в небе» — поистине вселенская драма мужества, самопознания и искупительной силы любви — была по достоинству оценена и критиками, и читателями как блистательное продолжение «Пламени над бездной». Действие романа происходит в том же регионе пространства, но на 30 000 лет раньше, чем в романе «Пламя над бездной», получившем премию Хьюго. Новый роман исследует столкновение культур в масштабах галактик. Два разных космических флота человечества движутся к отдаленной планете с различными целями — один ищет торговых связей, другой — новых рабов. Когда столкновение лишает их способности передвигаться, они вынуждены дрейфовать в космосе многие годы, пока чужая раса, населяющая планету, не создаст достаточно продвинутых технологий, чтобы спасти их. Вернор Виндж считает, что технологическая сингулярность может наступить уже около 2030 года, Ряд учёных (из наиболее известных российских, например один из основоположников клиодинамики А. В. Коротаев и биолог А. В. Марков) выступают с критикой данной концепции, утверждая, что явно выраженной точки сингулярности, с острым кризисом, не будет, что в трансгуманистическом контексте понятие технологической сингулярности может приравниваться к понятию фазового перехода.
 В ХХ веке проявление техникогуманистического баланса, а точнее дисбаланса происходило неоднократно: первая треть века - Первая мировая война, Октябрьская революция, появление автомобиля, паровоза, самолета, применение иприта, телефон, кино; вторая треть века – Вторая мировая война, применение танков, атомной бомбы, выход человека в космос, телевидение; третья треть века – распад СССР, Интернет. Кто-то найдет еще другие элементы распада старого и появление нового, но как же взаимосвязаны эти два понятия? Технологическая сингулярность такой гипотетический момент, по прошествии которого, по мнению сторонников данной концепции, технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию и предотвращению.
Социально-технологическаую утопию нового типа пытались описать классики современной научной и социальной фантастики братья Стругацкие. Фантастические элементы разрастаются до размеров целого фантастического мира. По понятным причинам Стругацкие создали утопию начала коммунизма («Страна багровых туч» и т.д.) и развитого коммунизма («Возвращение»). После распада СССР неожиданно актуальным становится сюжет повести «Хищные вещи века». Главный герой в некоей маленькой стране обнаруживает привлекательную, внешне совершенно благополучную жизнь. По уровню материального достатка здесь практически коммунизм, по уровню сознания населения — обычное буржуазное мещанское общество. Четырёхчасовой рабочий день, масса доступных (зачастую — бесплатных) развлечений, чрезвычайно развитая сфера услуг соседствуют с убогостью духовных запросов. Предметы потребления (среди которых — и бельё, и редчайшие издания мировой классической литературы) просто развозят на грузовиках по улицам и раздают бесплатно, «в обеспечение минимума потребностей», но бельё пользуется бо;льшим спросом. Он узнаёт о каком-то «слеге», новом наркотике,  якобы привлекательном для любителя сильных ощущений. «Слег», оказавшийся небольшой радиодеталь, который нужно просто вставить в радиоприёмник вместо стандартного гетеродина, после чего приёмник нужно включить и лечь в тёплую ванну, добавив в воду ароматические соли, а также антимоскитные таблетки (и одну таблетку внутрь). Но иллюзорная жизнь под действием слега настолько ярка и привлекательна, что после неё реальная жизнь кажется пресной и серой. Предварительное расследование показало, что большинство погибших жили здесь или посещали эту маленькую страну.
Историк Васильев Л.С. хорошо отзывается о писателях-футурологах: «Фантасты обычно, даже если пишут о глобальных катастрофах, полны исторического оптимизма в отношении этого будущего. Они верят в бессмертные потенции человечества. По сравнению с ними я склонен считать себя скорее пессимистом» [3, с.114]. О писателях мне также хотелось думать хорошо. Более того Википедия среди иностранных имен для которых сингулярность является центральной темой произведений называет русскоязычного Юрия Никитина. Но, увы, с Никитиным дело обстоит далеко не однозначно. Во-первых, термин сингулярность он действительно многократно к месту и не к месту упоминает в своем произведении «Я - сингуляр». А во-вторых, его более всего волнует - будут ли в будущем девушки носить трусики и вообще проблема женских половых органов его волнует значительно больше, чем линейное или нелинейное будущее. Одна из героинь его текстов в объединенном мужском-женском туалете признается: «– Сколько себя помню, – пояснила она, голос ее стал задумчивым и невеселым, – меня учили получать наслаждение от музыки Моцарта, Чайковского, Шуберта… Я и получала, честно! Но вот это чувство, когда по прямой кишке двигается твердый ком, а потом плюхается в воду… Это удовольствие намного сильнее, честное слово. Мне стыдно, но это так. – У всех так, – утешил я. – Кто говорил иначе, врал. И все врали. А сейчас пришло, наконец, время правды. – Это, наверное, хорошо? – Хорошо, – сказал я. – Это хорошо». Но вернемся к сингулярности. Как ее понимает Никитин. После описания технологий выпадения сисек у представительниц шоу-бизнеса, экстремального или по скайпу секса и мягонького осуждения чревоугодия, автор принимается за описание сингулярности как понимают эту математическую гипотезу его герои.
Это должно произойти «предположительно после создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами, либо значительного скачкообразного увеличения возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий». Так эту закономерность формулирует Википедия. А вот как об этой проблеме устами своих героев рассуждает Никитин: «мы пойдем дальше. Через трансчеловека в сингулярность… Любой из нас …охотно запустит в себя нанороботов, что будут убивать на месте болезни, ремонтировать клетки, поддерживать организм вечно молодым и обеспечивать вечную жизнь… размножение станет излишним… люди станут бессмертными… различие полов исчезнет… когда грянет сингулярность, так зовется следующий этап развития… исчезнет интерес ко всей этой ерунде: картинам, древностям, египетским пирамидам, тутанхамонам, поездкам в Египет…– Будет простая операция на генах. Подправят пару генов – и мы никогда не будем стареть. И вечная жизнь будет обеспечена. Думаю, цивилизация пойдет таким путем… И конечно же, какой невообразимой ни будет жизнь в сингулярности, какие бы новые свойства у человека ни появились, но работать и перестраивать мир будет обязательно» [4].
Одним из основателей трансгуманистического движения является писатель-фантаст, футуролог и философ Ферейдун М. Эсфендиари (15.10.1930 — 8.7.2000). Иранец, родившийся в Бельгии. С надеждой, что ему удастся прожить как минимум 100 лет и в 2030 году отпраздновать свой сотый день рождения, взял псевдоним FM-2030. Он обратился к философии, ориентированной на проблемы будущего. «Я человек XXI века, который случайно появился на свет в 20-м, — говорил он. — Я жутко скучаю по будущему». Будучи «хроническим оптимистом», своими книгами заложил фундамент трансгуманизма. Его книга «Трансгуманист ли ты?» определяла трансгуманистов как новых существ проистекающих из современных прорывов в науке и технике. К сожалению, FM-2030 в возрасте 69 лет скончался от рака поджелудочной железы и согласно его завещанию был крионирован с надеждой, что к столетию  человечество оживит его и вылечит. С такой же надеждой живет известный американский футуролог Рэймонд Курцвейл (род. 12 февраля 1948 г.). Он известен научными технологическими прогнозами, учитывающими появление искусственного интеллекта и средств радикального продления жизни людей. Согласно Курцвейлу, в будущем человечество достигнет почти неограниченного материального изобилия, а люди могут стать бессмертными. Он также дал обоснование технологической сингулярности — феноменально быстрого научно-технического прогресса, основанного на мощном искусственном интеллекте (превосходящем человеческий) и киборгизации людей. В эссе 2001 года «Закон ускоряющейся отдачи» поддержал идею Вернора Винджа высказанную в  научно-фантастическом романе «Marooned in Realtime» (Брошенные в реальном времени) о быстро приближающейся технологической «сингулярности», а также описал Сингулярность как надвигающееся событие, вызванное прежде всего появлением «сущностей с большим человеческим интеллектом». По мнению Курцвейла экспоненциальное мышление не является интуитивным, поскольку биологически наш разум в процессе эволюции приспособился делать линейные экстраполяции. Задуматься о будущем в немалой степени вероятно заставил тот факт, что Курцвейл страдает ранней формой диабета 2-го типа, ежедневно принимает до 150 таблетов с добавками, до десяти чашек щелочной минеральной воды, десять чашек зелёного чая и несколько бокалов красного вина в неделю, чтобы перепрограммировать свою биохимию и завещает, что в случае его смерти тело его должно быть подвергнуто крионике в надежде на последующие прорывы в медицине, позволяющие восстановить и оживить его. Курцвейл предсказывает наступление технологической сингулярности в 2045 году.
Наступит технологическая сингулярность или нет, время покажет, но анализ недельной современной ленты новостей подтверждает некоторые из футурологических прогнозов:
НЬЮ-ЙОРК, 4 июня, 2018 г. Экс-президент США Билл Клинтон так и не принес извинения Монике Левински, из-за связи с которой ему едва не объявили импичмент, и не намерен этого делать. С таким заявлением бывший хозяин Белого дома выступил в интервью телеканалу NBC. Я так никогда с ней больше и не говорил. Я не раз заявлял публично, что мне очень жаль. Как отметил Клинтон, он извинился «перед всем миром». Клинтон также выразил уверенность в том, что повел себя правильно в 1998 году, когда пытался не допустить импичмента. «Я поступил правильно, я защищал конституцию», — сказал он.
Моника Левински, в свою очередь, без стеснения заявляет, что движение MeToo («Меня тоже») заставило ее по-другому взглянуть на отношения с бывшим хозяином Белого дома. Об этом она рассказала журналу Vanity Fair. По ее словам, несмотря на то, что интимные отношения между парой были по обоюдному согласию, имело место злоупотребление властью. «Только сейчас, в 44 года я начинаю понимать, насколько неравноправным было положение между президентом и стажером Белого дома», — отметила женщина. «Он был моим начальником, самым могущественным человеком на планете. Он был на 27 лет старше меня, с богатым жизненным опытом. В то время он находился на пике своей карьеры, а я пришла на первое место работы сразу после окончания колледжа», — пояснила Моника, заявив, что не ищет оправдания и не умаляет своей части ответственности за произошедшее. «Я раскаиваюсь каждый день», — сообщила она;
Кукла и ее прототип. В продажу поступил необычный секс-робот с лицом и телом известной актрисы. Популярная звезда фильмов для взрослых Сторми Дэниэлс планирует хорошенько подзаработать, продав лицензию на свой внешний облик компании-производителю секс-роботов. калифорнийская технологическая фирма, разрабатывающая сверхреалистичных секс-роботов, заключила сделку с 39-летней актрисой, чтобы продавать куклы, являющиеся ее полной копией. Об этом рассказал ведущий специалист по исследованиям искусственного интеллекта. 71% мужчин и 50% женщин готовы заменить партнера секс-роботом;
Германия попросила прощения у геев. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер извинился за преследование гомосексуалов, которому они подвергались как в 1930-е годы, так в последующие десятилетия. Об этом заявил на  официальной церемонии по случаю 10-летия открытия памятника гомосексуалам, которые подвергались преследованиям при национал-социализме. Политик заявил, что просит прощения у представителей сексуальных меньшинств «за все страдания и несправедливости и за последовавшее длительное молчание». Штайнмайер пояснил, что во времена национал-социализма частная жизнь, любовь и достоинство десятков тысяч гомосексуалов «самым уничижительным образом подвергались посягательству, отрицанию и оскорблениям». «Их пытали и отправляли в каторжные тюрьмы и концлагеря (…) Десятки тысяч таких мужчин погибли», — пояснил он. Политик также добавил, что и после времен Третьего рейха — в ГДР и ФРГ — представителей сексуальных меньшинств «арестовывали, осуждали и сажали за решетку». Это происходило на основании статьи 175-й статьи, приравнивавшей нетрадиционную сексуальную ориентацию к преступлению. В настоящее время права представителей ЛГБТ-сообщества «находятся под защитой государства», подчеркнул Штайнмайер. Однако, по его словам, в борьбе против гомофобии «еще предстоит проделать кое-какую работу». Итак, за 25 лет со дня введения в научный оборот терминов Технологическая Сингулярность и техникогуманитарный баланс ничего не изменилось, сохраняются все тот же дисбаланс, угроза ядерной войны и падение нравов.