Великий сказитель земли русской

Владимир Руссь
                ВЕРТИНСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
                (1889-1957)
                Эстрадный певец


000
Остроумный и жеманный.
(Один из критиков)
000
Образец личности, действующий в искусстве.
(Ю.К. Олеша)
000
Александр Николаевич Вертинский – отрицатель простоты в жизни и поклонник естественности на сцене. Для него правда существует только в искусстве, и естественность ему дорога только в театре.
(П.М. Пильский)
000
Ему аплодировал бы даже Оскар Уайльд.
(П.М. Пильский)
000
Ко всему – к миру, смерти, женщинам, любви – он никогда не подходил прямо: всегда боком.
(П.М. Пильский)
000
Он проповедовал несбыточное, наши вымыслы, очаровательную ложь, эту великую силу человеческого взаимопритяжения, общения, исповедничества; он короновал искусство, которое знает цветы, каких нет в лесах, птиц, каких нет ни в одной роще, он творит великолепные чудеса, когда хочет, и по одному своему велению вызывает из пучин морские чудовища и миндальные деревья заставляет цвести зимой.
(П.М. Пильский)
000
Творчество Вертинского – медальонно.
(П.М. Пильский)
000
Печальный Пьеро.
(Прозвище)
000
Гениальная безвкусица.
(Ф.Г. Раневская)
000
В творчестве Вертинского скромные – каждое в отдельности – дарования сливаются воедино и дополняют друг друга с редкой естественностью. В их дружном согласии возникает песня, обладающая, конечно, определенной целостностью и завершенностью. И все же в этот момент она еще не является в полном смысле слова произведением искусства. Ведь когда песни Вертинского поют другие, даже опытные и уверенные исполнители, они, как правило, особым успехом не пользуются. Только уникальное в своем роде, изощренное и отточенное исполнительское мастерство самого Вертинского придает его творениям красоту, элегантность и изящество. Вертинский-артист более значителен, чем Вертинский-автор. Голос у него небольшой, но он владеет им виртуозно. Строгая, тщательная отделка каждой песни, выразительность и эмоциональная окраска ее безукоризненны, близки к совершенству.
(К.Л. Рудницкий)
000
Вертинский впервые дал эстрадному слушателю подлинно художественную русскую песенку.
(Е. Хохлов)
000
Великий сказитель земли русской.
(Ф.И. Шаляпин)
000
Пожалей меня, Господи, Боже мой…
Догорает моя свеча.
000
У меня, кроме мирового имени, ничего нет.
000
Я был больше поэтом, чем актером. Я пошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр, ; исходной точкой была влюбленность в русскую речь, воспетую тогда Бальмонтом, и протест против рутины, царившей 200 лет в русских романсах.
000
Я был застенчив и робок до ужаса.
000
Я могу из горничных делать королев.