Почему проиграл Советский Союз-5

Друг Народа
После войны, пусть и не сразу,  национализм в советском обществе стал неуклонно вытеснять идеалы интернационализма.  Национализм стал доминирующей  идентификацией советских людей, так  как он нашел благодатную почву во всех слоях советского народа.  Наверху был свой вариант национализма. Так, для высшего эшелона советский власти, наряду с этноцентризмом, был характерен устойчивый антисемитизм. Если в 20-30-е  евреи среди высших кругов советской власти были нормальным явлением, то после 40-х, их присутствие  в политической элите фактически прекратилось. В 70-80-ые там был один Дымшиц, а остальные, если и имели какую-то примесь еврейства, то были вынуждены тщательно скрывать такие факты своей биографии.  Так, по мнению ряда исследователей биографии советских первых лиц, еврейские корни были у Юрия Андропова. То, что в его документах, как считают его биографы, есть пробелы, связанные с родственниками и проживанием в определенных местах, косвенно подтверждают версию об его еврейских корнях. Но  в данном случае нас интересует не вопрос о составе крови Юрия Андропова, а то, что в государстве, где монопольно правила партия, которая считала себя интернационалисткой,  вместе с тем от верхов до низов сохранился, а затем и расцвел национализм. При такой ситуации с отношением к национальной принадлежности, даже для карьеры в партии, считающей себя интернационалисткой, приходилось преодолевать множество националистических предрассудков.    

Среди народных масс советского общества всегда сохранялись националистические взгляды и они также начали усиливаться с 50-х годов. Хотя они   не  достигли  уровня идеологически оформленных представлений и  оставались  в основном на уровне бытовых предрассудков.  Но тем не менее они исподволь также подтачивали интернационалистские ценности, сформированные в 20-40-е годы.   Примерами массового народного национализма служат различные  пословицы и поговорки, анекдоты, рассказы о нехороших или "неполноценных" соседних народах. Можно вспомнить пример народной оценки полета в космос первого космонавта  Юрия Гагарина.  По этому поводу народное творчество родило частушку «Хорошо, что Юрий Гагарин  не еврей и не татарин, и не какой-то там чучмек, а наш советский человек!». Кстати, советское руководство также позаботилась, чтобы первым космонавтом был именно «правильный» советский человек.      Поэтому Герман Титов  не мог быть первым космонавтом. Им мог бы быть, если это бы был не Гагарин, то тогда  любой другой летчик с правильной фамилией  и биографией. То есть с соответствующим пятым пунктом в биографических документах. Конечно, хорошо, что первым космонавтом был  Юрий Гагарин. Его улыбка радовала и радует до сих пор всех, кто видел его живого или его кино и фото изображения. Но то, что в советском обществе была негласная установка на «правильное» национальное представительство, в том числе и в первенстве в космосе, означало, что  идеалы  интернационализма, которые считались одними из основополагающих  ценностей советской системы, фактически подрывались национальной политикой советского руководства. А советский народ в массе своей также все больше выражал симпатии к проявлениям национализма. Конечно, когда они совпадали с национальными особенностями каждого народа Советского Союза.

Эрозия ценностей интернационализма имела множество проявлений в советском фольклоре. Особенно доставалась в советском фольклоре евреям, украинцам и чукчам. В советском массовом сознании евреи были воплощением хитрости и жадности. Также хитрыми и жадными, но более недалекими, чем евреи  считались украинцы. В большинстве анекдотов, посвященных эти народам, они выглядели негативными персонажами. Евреи, в какой-то степени, свой негативный образ в народном сознании компенсировали за счет одесских анекдотов, создаваемых  во многом самими евреями. Но, тем не менее, и одесские анекдоты трактовались другими  советскими народами, как подтверждение их предрассудков по поводу евреев.

Отдушиной для всех  народов Советского Союза, их бессознательным негативным образом, позволяющим им возвыситься в своих глазах, были чукчи. Они, являясь обобщенным образом всех северных народов СССР, были воплощением всего глупого, отсталого и несуразного, что можно было обнаружить в человеке.  За счет проецирования на чукчей многих  своих недостатков, остальные советские люди  достигали психологического удовлетворения и могли повысить свое самоуважение, пусть и за счет такого негативного и неумного способа. В повседневной жизни в местах совместного проживания, всех представителей северных народов называли не только чукчами,  но и «тайгой» и «тундрой».  При этом большинство советских людей не знали и не хотели знать о достоинствах северных народов, в том числе и чукчей.  А советский агитпром не считал необходимым компенсировать  такой  пробел в  знаниях советских людей. 

Как видим, в реальной жизни советские люди, были далеки от идеалов интернационализма.  И в советском обществе не только русские были пропитаны бытовым национализмом, подогреваемым официальной пропагандой об особых качествах и заслугах русского народа. Все остальные народы, особенно, так называемые, "титульные народы" советских республик,  также получали свою долю на ярмарке  советского национального тщеславия. Как следствие, они все больше пропитывались духом национализма, все больше превращая идеалы дружбы народов в набор малозначащих лозунгов. Если русские, как главный народ Советского Союза, в большинстве своем, были в той или иной степени пропитаны различными предрассудками и пренебрежительным отношениям к другим народам, то и остальные народы также находили причины негативно относится к ним. 

Как уже отмечалось, в сознании, вернее в бессознательном, большинства советских народов  сложился прочный негативный образ евреев и чукчей.  В значительной степени, особенно среди русских, сформировались такие же негативные представления об украинцах, армянах и татарах. Не лучше относились  друг к другу большинство  народов Советского Союза. Так исторически не очень хорошими были отношения армян с азербайджанцев и грузинами, узбеков и киргизов, таджиков с обоими этими народами. Сюда можно добавить отношения ингушей и осетин, грузин с абхазами и осетинами. Как оказалось, советская национальная политика не смогла изменить представления чувства этих народов в отношении своих соседей. И когда советская власть ослабла, то все эти, до поры до времени сдерживаемые центром межнациональные противоречия,  вышли наружу  и стали источником вооруженных конфликтов. Вкупе с другими проблемами, они и способствовали распаду Советского Союза.  Когда объявили о роспуске Советского Союза, то советские люди остались безучастными к этому решению, так как они давно в душе утратили чувство общности или оно были сильно ослабленным из-за воздействия национальных чувств. И национальные чувства для советских людей оказались сильнее и не только из-за их вековых корней, но и под воздействием самой национальной политики советской власти.