Подруга моих студенческих лет Ийка Дорошкевич

Доба Каминская
Все годы учебы в институте у меня была одна- единственная задушевная подруга- Ийка Дорошкевич. Мы учились в одной академической группе на электромеханическом факультете Харьковского электротехнического института (ХЭТИчто ) по специальности «Электрические аппараты». Жили мы в соседних дворах. Поэтому мы с Ийкой, практически, весь день оставались неразлучными: сидели рядом на лекциях,после них шли вместе домой, затем наше общение продолжалось- либо в ее квартире, либо в моей. Свою белорусскую фамилию «Дорошкевич» она получила от отца. Это был мягкий, приветливый, очень добрый человек. Он много болел и рано ушёл из жизни.
Об Ийкиной маме, Антонине Федоровне Дорошкевич, я вспоминаю с чувством особой любви- она была светлым, святым человеком. Антонина Фёдоровна многие годы преподавала русский язык и литературу в одной из школ нашего города Харькова, расположеной в центральном районе, была там завучем. Через ее руки, точнее- через ее душу, прошло много поколений. Поэтому не удивительно, что некоторые студенты ХЭТИ имели счастье быть ее учениками. И нам с Ийкой было так приятно слушать сердечные, тёплые рассказы этих студентов об их любимом школьном учителе.
Ещё с очень ранних своих школьных лет я интуитивно, но сразу же и безошибочно, отличала « бывших» интеллигентов  старой, дореволюционной формации. Из окружала аура особой доброжелательности, мягкости, особого стиля общения с окружающими. Именно такая высочайшая степень интеллигентности отличала Ийкину семью. Я всегда ощущала, как сильно я отличаюсь в этом отношении от Ийки, что мои манеры гораздо проще, что мне явно недостаёт ее интеллигентности. Меня всегда как магнитом тянуло в Ийкину семью- ведь общение с Антониной Фёдоровной было таким интересным! ЙПостепенно я стала как- бы новым членом их семьи, « подкидышем». Помню, как беспокоил Антонину Федоровну мой неказистый внешний вид,  почему я такая худая и такая бледная. Ийка придумала для меня смешную и ласковую кличку «Заморыш», которую затем быстро подхватили студенты нашего потока, эта кличка стала как- бы моим вторым именем. Позже, когда мы учились уже на третьем курсе и я начала проявлять повышенный интерес к изучению специальных предметов, окунулась с головой  в чтение технической литературы, старясь узнать гораздо больше, чем было предусмотрено программой, Ийка придумо(ала мне новую кличку «Добка- Копка» (слово «Копка» от еврейского слова «Коп»- голова).
Приведу один поразительный пример, какие методы применяла Антонина Фёдоровна в прессе Ийкиного воспитания. Мы жили в очень криминальном районе, что было обусловлено его соседством с самым крупным в городе рынком ( этот рынок назывался
«Благовещенский базар»). Большинство жителей этого района были склонны к криминальному поведению  и были яростными антисемитами. Ийкина семья жила во дворе именно с такими соседями. В этом дворе детям в их семьях с ранних лет прививалась ненависть к евреям. Но Ийка была вынуждена играть во дворе именно с такими детьми, ведь других там просто не было. Антонина Фёдоровна опасалась, что общение с этими детьми отразится на отношении ее дочери к евреям. И она приняла мудрое и неординарное решение. Она убедила своего ребёнка, ещё в дошкольном ее возрасте,
в том что она, в действительности, вовсе не русская, а в том что она на самом деле- еврейка. И все последующие годы своего взросления Ийка была совершенно в этом уверена, она знала, что она еврейка.  Ийка с ранних лет полюбила все еврейское- читала книги многих еврейских авторов, наслаждаясь в этих книгах еврейским юмором, знала много добрых еврейских шуток и анекдотов, характерных еврейских остроумных хохм. И эту любовь ко всему еврейскому она сохранила и впоследствии, когда уже достаточно подросла, окрепла духовно, и мама решилась открыть ей всю правду об этой  выеужденной мере в процессе ее воспитанная.  При общении с нами Ийка часто употребляла характерные еврейские выражения, она буквально искрилась еврейским юмором. Антонина Фёдоровна  успешно достигла поставленной перед собою цели- уберегла свою дочь от заразы антисемитизма. По своему отношению к евреям она напоминает мне великого гуманиста- Владимира Короленко, который в своё время вёл самоотверженную борьбу за спасение жизни несчастного Бейлиса. Светлый образ истинного русского интеллигента - Антонины Фёдоровны Дорошкевич я сохранила в своей памяти навсегда.
Ийка отличалась оригинальной привлекательной внешностью- статная, довольно высокого роста, с очень красивой и необыкновенно женственной фигурой. У неё были красивые, слегка вьющиеся волосы и она имела замечательную щербинку между верхними передними зубами- точно тую же, как популярная тогда актриса Дина Дурбин. Я же во время первого времени  обучения в инсититуте полностью оправдывала мою кличку
«Заморыш», особенно по сравнению с Ийкою- я напоминала какого- то общипанного цыплёнка. Ийка было старше меня почти на четыре года, но мы этого никогда не замечали. Ведь мы жили общими интересами, важнейшими из которых были, конечно же, не учеба, а мир наших любовных отношений. И этом важнейшей вопросе у нас обнаружилось удивительное совпадение. Ийка к этому времени пережила свою первую в жизни любовь к Игорю, которая пинесла ей короткий период ослепительного счастья. Но затем Игорь покинул Ийку и для неё последовали годы страданий от неразделенной любви. Все годы обучения Ийка продолжала безответно любить Игоря, хотя у неё вскоре появился преданный поклонник, ставший ее мужем при окончании института.
История моей первой любви была абсолютно такой же: в преддверии своего 17- летия я встретила  свою первую любовь- Виталку и наши дальнейшие любовные отношения повторили Ийкины, я все годы обучения и ещё несколько лет после продолжала его безответно любить. В общем, мы с Ийкой в отношении наших любовных отношений были друзьями по несчастью.
В заключение расскажу ещё об одном этапе Ийкиной жизни, который отражает сущность этой неординарной и благородной личности. Ещё со школьных, довоенных, лет у неё была подруга Майка  Блушинская.
Они обе учились в школе, где завучем работала Антонина Федоровна. Затем Майка и Ийка учились на одном и том же факультете в ХЭТИ, их дружба продолжалась в институте и после его окончания. 
Ещё во время учебы в ХЭТИ в жизни Майки произошло  страшное, невероятное, событие- трагически погиб Володя, младший Майкин брат. Он был студетом физмата Харьковского университета. Студенты проходили военные сборы в поевых условиях. Володя прислонил свою винтовку со штыком к дереву, сам сел рядом. Но вдрг разразилась сильная гроза, начали сверкать молнии. Володя погиб от удара одной из этих молний, которая попала на острие штыка его винтовки. После этой трагедии Майка осталась совершенно одинокой, ее родители ушли из жизни ранее. Своей семьи она не создала.
Уже через много лет после окончания института Майка тяжело заболела и попала в больницу. Состояние ее здоровья резко ухудшалось и становилось безнадежным. Ийка не оставила подругу в постигшей ее беде. Она постоянно находилась при Майке. Вначале Ийка использовала свой тарифный отпуск, затем брала подряд   несколько отпусков за свой счёт. Она не отходила от Майкиной кровати ни на один день, до ее последнего вздоха.
Вот такой замечательный человек подарил мне  любовь и дружбу в незабываемые годы моей студенческой молодости.