Дж. Х. Госден. Замена

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЗАМЕНА
Дж.Х.Госден (1944)

Ибо не знавшего греха сделал грехом за нас, чтобы мы могли быть сделаны в Нем праведными перед Богом
2 Кор.5.21

У многих ли из нас в душах горит реальный вопрос: как человек может быть прав перед Богом? На этом фоне все остальное не слишком важно. У нас есть много выдающихся вещей, много интересов и забот в жизни, но, как говорил сегодня наш друг, для многих из нас жизнь скоро закончится. Мы должны будем все, каждый за себя, стоять перед престолом Божьим, чтобы получить окончательный вердикт, необратимый приговор.
Это торжественное дело. Так или иначе Господь подведет итог. Легкомысленное, поверхностное исповедание вполне может удовлетворить нашу религиозную плоть, но есть религия, которая исходит от Бога и ведет нас к Богу, и однажды она будет стоить больше, чем вся Вселенная.
Это суровый факт, что мы погибшие грешники по природе. Писание ясно учит, что весь род человеческий пал в Адаме из-за одного греха. Одним человеком и его грехом смерть пришла на весь род человеческий, и Господь Бог, наш Творец, Законодатель и Судия, на основании личных заслуг не должен нам ничего, кроме  ужасного проклятия в аду.
С грехом сразу же пришла духовная смерть, так что человек был отделен от Бога по своей природе и практике. Это очевидная истина. Но также из Священного Писания ясно, что Бог предусмотрел для нас определенный опыт, и реальность этого известна уму и совести некоторых людей. И то, что это так - милость для нас. Если бы Господь, Бог наш, не предусмотрел появление греха, если бы Он не взял, как в действительности и было, инициативу в Своем провидении, еще прежде создания мира, чтобы не только обеспечить противоядие от падения человека, но и обеспечить по Своему закону спасение Своего избранного народа - то при развращенности нашей природы грехом каковы были бы последствия? Не было бы ни спасения, ни познания Бога, кроме как в Его святом проклятии, ни надежды на рай и вечное будущее на небесах. Поэтому достоин всего внимания замысел Божией благодати о нас от вечности. Мы должны видеть, как Господь ведет нас, и найти истоки дивной реки града Божия - спасения падших людей.
Многие задавались вопросом, почему и как это произошло, и как возник в вечности замысел любви и цели Бога в избрании. Но это контекст нашего отрывка, который говорит о примирении. Как прекрасно, что примирение между падшим человеком и святым Богом становится возможным! Друзья мои, это не само собой разумеется, это должно было стать возможным. Бог не просто предусмотрел путь примирения, Он также его предоставил, устроил и осуществил, и обещал даровать бесчисленному множеству грешников вечную славу, счастье и святость на небесах, и спокойную совесть в этой жизни на земле.
Примирение не было осуществлено лишь актом Божественного всемогущества. Этого не могло быть. Некоторые вещи Бог не может сделать, хотя ничто не слишком трудно для Него. Он не может ущемлять Свой собственный характер, или отрицать Самого Себя, или быть неправосудным. Поэтому для тех, кто знает Бога, никогда не будет удивительным тот факт, что Он разработал план, который явил бы Его характер, сохранил Божию справедливость во всей ее красоте, и примирил грешников с Ним.
В нашем тексте есть замена и есть примирение, и они благословенно связаны друг с другом. Первая является главным. Это источник всего остального. Не может быть примирения помимо замены, и это дело Бога, а не человека.
Друзья Иова, глумливо заблуждаясь, сказали ему: "Примирись с Богом и будь в мире". Но Иов ответил: "Нет посредника, который мог бы возложить руку на нас обоих". Бог вне Христа известен нам только как всепожирающий огонь. Вопросом Иова было: "Как человек может жить с Богом?".  Жаль, если у кого-то в этой часовне этот вопрос не горит огнем в совести. Это не просто религия, это дело спасения.
В нашем тексте описано дело примирения. Это работа Бога Троицы, и она предполагает истину Троицы. Мы не можем знать спасение, не зная Троицу. И невозможно никакое спасение без Троицы. Только Сам Бог может быть Посредником, чтобы привести отчужденных, оскверненных грешников к Богу и примирить их. Но никто не может исполнить дело примирения, кроме Того, Кто является также Человеком.
Поэтому предпосылкой всего, о чем говорится в этом тексте, является воплощение Вечного Сына Божия, Единородного от Отца. Это был замысел бесконечной мудрости, сделавший Его Вечного Сына Посредником в завете, и в полноту времени воплотивший Его и давший Ему имя Эммануил, что значит: с нами Бог. 
Как увлекательна порой истина веры! Она уводит ум бедного, измученного грешника от всех встречающихся ему трудностей и скорбей.   Это великая истина, великая тайна благочестия, что Бог явился во плоти, оправдал себя в духе, показал себя ангелам, принят верою в мире, вознесся во славе.
Дорогие друзья, задумайтесь на одно мгновение. В великом деле примирения у Бога возникла необходимость борьбы с грехом, который вызвал отчуждение. Но Его всемогущество как таковое никогда не может справиться с грехом, кроме проклятия грешника в аду. Тем не менее Господь не имел дело с грешником просто так, но через Поручителя, в Котором Он справился с грехом окончательно.
Если бы Бог был должен спросить сразу и окончательно с нас за наши грехи, доказывая его справедливость прямо на нас, что мы могли бы иметь, кроме Его абсолютного и вечного гнева? Но здесь, в этом контексте, и на протяжении всего Писания, говорится о предоставлении  Поручителя, Который также является Посредником и заменой, и все это в одном Лице. Отец сделал Его, то есть Воплощенного Сына, не знавшего греха, грехом за нас.
Сын не знал греха в Своей природе как человек; этот благословенный Искупитель, Иисус из Назарета, чист и непорочен, ибо Он есть Бог в человеческой природе, равный Богу, никогда не оскверняемый грехом, и принявший человеческую природу, что само по себе было чудом.
Он пришел не путем естественного родословия. Мы верим в Его вечное происхождение как Сына Божия, хотя мы не можем понять это. Это фундаментальное учение нашей веры, и это учение, которое мы последовательно проводим и отличаемся этим от других, которые либо считают его безразличным, либо отрицают. Христос есть Бог Сын. Он принял нашу природу – во всем Он был подобен своим братьям, с одним исключением. В Его природе как Человека нет греха. Это исключено благодаря чуду - Его Воплощению и рождению от Девы. Многие люди, ученые, модернисты отрицают непорочное зачатие Иисуса, но Священное Писание ясно говорит о нем.
Вера пронизана множеством благословенных истин, и, ухватываясь за них, мы укрепляемся в вере. Есть духовная пища в учение о чудесном рождении Христа, когда Он принял человеческую природу без естественного рождения, неразрывно соединив ее со Своей Божественной личностью без греха. Он всегда был святым, безгрешным, отделенным от грешников. Но мир не видел в Нем никакой красоты. Как Человек он был презираем. Он пришел не в земном достоинстве и славе, но с той славой, что видели лишь некоторые.
“Слово стало плотью, и обитало с нами, и мы видели славу Его", говорит Иоанн. Это была не внешняя слава, которую видел Иоанн, но духовная, Божественная слава, которую он видел по вере: “слава, как Единородного от Отца”. Это явление Бога в нашей природе “полное благодати и истины”, был для одной цели - примирить грешников с Ним, подтверждая Божий характер в оправдании нечестивых, прощении грехов и освящении грешников.
Друзья мои, величайшая вещь, когда-либо происшедшая в этом мире - это явление Иисуса из Назарета, святого Царя и Искупителя как пренебрегаемого Назарянина. На Нем несомненно лежат все наши надежды на небеса и каждый добрый дар Божий. Иегова Отец возложил на Него грехи всего Своего народа и сделал "грехом" (то есть приношением, Жертвой за грех) Того, Кто не знал греха. Это было двойным действием Божественной справедливости и благодати.
Это прежде всего благодать. Благодатью были и замысел, и условия замены. Справедливость не запрещала замену. Справедливость запрещает, чтобы грех мог быть просто так прощен, оправдан или смягчен. Такого не может быть, если Бог справедлив. С этим надо считаться.  Посмотрите на себя и свою жизнь. Попробуйте вспомнить хотя бы один день, чтобы он прошел без ничтожных, глупых мыслей, которые видны Богу и с которыми надо бороться! Я хотел бы, чтобы мы лучше чувствовали свой грех. Лично мне очень стыдно, что я мало думаю о своем грехе! У нас много греховных мыслей, но как ничтожно мало мыслей о грехе и его природе!
Что Бог думает о грехе? Это то, что Он ненавидит, то, что оскверняет человека, единственное, что отделяет от Бога. Но в Своей благодати, любви, мудрости и силе Бог допускает грех при условии поручительства. Дорогие мои друзья, Сам Божий Сын согласно завету от вечности должен был принять нашу природу и дело Посредника. Так Он добровольно стал Поручителем завета. Он принял участие в этом завете с Отцом и Духом. Нет возможности для завета благодати помимо Троицы в единстве. Как сладко познать любовь всей Троицы в этом завете, и особенно любовь Сына, хорошо знавшего, что это будет значить для Него, принимая на Себя ответственность за Своих людей, чтобы быть их Поручителем, Заместителем и Искупителем. И Он не подвел Свой народ. Зная, какова будет цена, Он добровольно и с любовью заплатил эту цену, чтобы вернуть Своих изгнанников.
И потом приходит справедливость. Акт несравненной благодати и любви дан в предоставлении Поручителя, взявшего на Себя поручительство. Теперь справедливость должна прийти и сказать свое веское слово: “И Господь возложил на него грехи всех нас” - как пишет евангельский пророк Исайя. Вменение относится именно сюда.
"Не вменяя людям согрешений их". Вот дело примирения, вменения грехов и беззаконий всей Церкви безгрешному Поручителю. Божия справедливость отстаивает Его характер. Меч мстящего правосудия должен обратиться со всей Божественной силой против Ближнего Самого Иеговы, и поразить Его. Это страшно! Друзья мои, если мы так и не познаем природу греха, мы никогда не узнаем природу благодати, негибкой и славной Божией справедливости и Его неугасимой любви, не узнаем Иисуса Христа на Голгофе. Ибо именно там явлена неизмеримая любовь Бога, и явлен ужас и мрак греха. Видение Христа Распятого действительно избавляет душу, дает надежду самому черному грешнику на пороге ада и, я считаю, это начало примирения как опыта. Опыт примирения с Богом вытекает из дела Христа, и это наставление Духа совести.
Один человек однажды сказал, что искупление "завершается" в совести. На самом деле оно произошло на Голгофе: “мир через Кровь Его Креста”. Ничто не могло бы достучаться до нашей совести, если бы не Голгофа. Но работа Духа состоит в том, чтобы Голгофа и Христос Распятый были представлены грешнику.
"Не знавшего греха сделал грехом за нас". Чистота, святость, безгрешность идеального состояния Господа Иисуса Христа мы не можем себе представить. Мы можем понять чистоту только от противного. Мы черны, и мы не можем знать невинность. Мы рождаемся виновными и грешными. Он был невинным, чистым, без малейшей склонности ко греху. О, если бы мы могли, мы немного вдумались бы в то, что мы никогда не можем полностью понять относительно Господа Иисуса Христа, Иеговы, Праведника, Раба в Завете!
"Не таков наш Первосвященник, - говорит апостол, - святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников". Все видят, как Он должен был поступить с грехом, ибо это достойно бесконечно справедливого Бога, Иегова Отец, в лоне Которого Сын жил вечно, разобрался с грехом в Нем! О, посмотрим здесь на то, что Бог думает о грехе, и как Его характер должен быть сохранен! Как написано в Послании к Римлянам: “Тот, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас”.
Он не пощадил Его, но нанес Ему самый тяжелый удар, какой возможен. Один из наших гимнографов,  говоря о распятии Господа жизни и славы, пишет искренне, просто и торжественно: “Многие поднялись руки, чтобы ранить Его, но ужасный удар, который Его сразил, нанес Судия".  О, сколько рук грешников поднялось против Него, чтобы убить Его, многие злые языки смеялись над Ним и глумились, говоря: “пусть сойдет с креста, если он Сын Божий, и спасет Себя и нас... Других спасал, а Себя спасти не может”. Римляне преследовали Его; многие евреи и их священники издевались над Ним; Иуда предал Его, Петр отрекся от Него. Его сердце было сокрушено упреками, Его тело растерзано на кресте; дьявол пытался терзать Его искушениями. Но как тяжело все это ни было, это было немного по сравнению с тем, что Иегова Сам вменил Ему грех и осудил за грех Своего Святого Сына. Он страдал как в аду, Он испытал проклятие Бога. Он знал, что такое оставленность. Он возопил на кресте: “Боже Мой, Боже Мой, почему Ты оставил Меня?”.
Вот, друзья мои, что такое Божья ненависть ко греху и Его любовь ко грешникам, которые иначе никогда не совместились бы. Он мог бы возненавидеть грех и проклясть всех нас. Но он любил грешников, ненавидя их грех, и решил избавить их от греха, примирить с Собой и принять к Себе. И хотя эта истина есть в Священном Писании - знаем ли мы ее на опыте лично? Мы отдельные личности, и Господь не спросит ни с вас за мои грехи, ни с  меня за ваши. Он будет работать с каждым из нас лично, или в этой жизни, или на Своем суде.   Весь мир стал виновен и подлежит суду Божьему, говорит апостол Павел в Рим.3. Поэтому главный вопрос для нас - состоим ли мы в общении с Богом.
Доктрина - это прекрасно, но она должна быть переведена в опыт, чтобы быть для нас благом. В религиозном мире есть много теоретиков, которые очень тонко и более-менее ясно рассуждают о доктринах, но не дают никаких доказательств заинтересованности в истине, которой они придерживаются. Но теория принесет нам немало добра, если у нас есть опыт праведности, или, иными словами, если мы пользуемся плодами Христова дела примирения.
Как же наслаждение примирением может быть принесено в опыт? Прежде всего я хотел сказать именно об этом. Оно приносится в опыт через обличение совести Духом Святым,   подготавливая путь для Евангелия. Если мы не будем осуждены за грех от Бога и не попадем под это обличение, если мы не будем приведены Им к тому, чтобы исповедовать свои грехи перед Господом, как мы можем наслаждаться примирением? Как мертвые грешники, мы ничего не знаем об отчуждении, но, когда наши глаза откроются и наша совесть будет уязвлена Божиим обличением, как крепко держащейся стрелой, и  мы поймем, что мы отчуждены от Бога посредством злых дел, и будем осуждены Богом за наши грехи, тогда мы захотим, чтобы что-то изменилось. Мы захотим не просто исповедания религии, не холодной теории, но спасение, которое приходит в наши сердца и спасает нас. Некоторые из вас могут знать, каково это - бежать от грядущего гнева, и чувствовать гнев над своей головой, когда закон, согласно вашей совести, требует свое и осуждает вас. Как это серьезно - знать, что ты грешник, и что святой Бог может воздать тебе за грех!
Но Святой Дух, Который обличает о грехе, учит осужденных грешников, что делать. Они ничего не могут сделать для собственного спасения - и они должны узнать, почему это так! - но Он открывает им путь, на котором они могут прийти к Богу и вступить в общение с Ним через Того, Кто умер и воскрес ради них.
Грех не остался на Христе. Он был действительно вменен Ему и возложен на Него, но справедливость была утверждена и грех искуплен, и когда Христос умер, Он воскрес. Благословен Бог истины Воскресения Христова, восторжествовавший в нем и подтвердивший вечное сыновство Христа! Ибо Он был "объявлен Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых”. И Он вошел в рай со Своей Кровью. Теперь благословенный Дух, исполняя Свое дело в завете, принимает все достояние Иисуса Христа и передает осужденным грешникам, и Он показывает им, что они должны делать.
А что именно? Исповедать грехи с помощью Духа значит сделать первый шаг на пути к примирению. Пока мы действительно не приведены к тому, чтобы исповедовать свои грехи Богу, отказавшись от них, мы отчуждены, и Бог будет бороться с нами против наших грехов и за нашу совесть, если мы Его люди. “Я буду состязаться с противниками твоими, потому что ты сказал: я не согрешил”, - сказал Господь через Иеремию. Некоторые из нас знают, что это такое. Но никакое исповедание немыслимо без того, чтобы полагаться только на Христа, потому что не может быть никакой надежды для грешника без Него.
Это откровение о Христе и Его драгоценной смерти по вере создается в сердце, и только это позволяет грешнику покаяться. Друзья мои, исповедание греха не всегда сопровождается рабским страхом. Я считаю, что чем больше мы знаем Христа и доверяем научению Духа, тем больше мы познаем силу смерти Христа, и тем более свободно грешник исповедует свои грехи. “Если мы исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". Вот о чем говорит Писание. Если Дух сделает это в вашем сердце - а я надеюсь, что Он делает это для меня - вы найдете духовное питание и огромную поддержку во всех скорбях, которые мы имеем от нашей падшей природы.
"Не знавшего греха сделал грехом за нас". Апостол основывает все служение примирения на этом деле искупления, совершенном Господом Иисусом Христом. Он говорит к тем, кто имеет уши, чтобы слышать: “как посланники от имени Христова молим вас во Христе: примиритесь с Богом". Это не издевательские слова друзей Иова: "примирись с Богом и будь в мире". Познать Бога через Иисуса Христа значит прийти к Нему как потерянный грешник, молящий о Крови, искупающей грех, и получить Божие прощение в свою совесть. Тогда примирение - это сладкий опыт мира с Богом. Некоторые из вас знают этот опыт. Один гимн говорит: "Пребудь рядом с Христом, сохранив веру, и Бог будет твоим Другом навсегда".
Таким образом, весь этот опыт - не просто усилия религиозного ума. Это святое, неповторимое, реальное дело веры в силе Святого Духа. Вы должны познать, что это такое - благоволение Христа. Тогда вы вспомните свою встречу с Ним, вспомните, как вы прильнули к Нему еще в маловерии, как впервые почувствовали в своем уме мир Божий, снятие осуждения, сладкое утешение прощающей любви. О, какая перемена! Больше никакого мучительного страха и вины, но свобода, почтение, поклонение, сладкое покаяние и хвала, и ненависть ко греху. Если человек ненавидит грех, то всепрощающая любовь пронизывает его ум, когда от искупительной любви тает его твердое сердце. Я хочу жить так. Благословен Бог за дело примирения, осуществленное Христом таким образом, что мы можем иметь несомненный опыт этого примирения!
Возможно, некоторые из вас понимают, что это такое - обличение, но при этом вы можете чувствовать ужасное уныние и внезапное отчаяние, и готовы умереть в разочаровании, так и не познав славы Божией. Я тоже пережил подобное. Но Евангелие открывает благословенную надежду. "Мы Духом ожидаем и надеемся на праведность по вере" (KJV). Придет день, когда скорбящие грешники закончат оплакивать свои грехи. Твое солнце больше не зайдет, и твоя луна: ибо Господь будет тебе вечным светом, и окончатся дни скорби твоей" (Ис.60.20). Что значит это никогда не заходящее солнце? Это Христос, Солнце праведности, озаряющее богобоязненный трепет осужденного грешника: “и засияет вам, боящиеся имени Моего, Солнце правды, и исцеление в лучах его”. Да, Он исцеляет гноящиеся язвы греха. Он исцеляет ваше беспомощное горе, и дает вам сладкую, здоровую, евангельскую печаль, утешение, любовь и покой, мирную совесть и плоды ее.
“Чтобы мы могли быть сделаны в Нем праведными перед Богом”. Как? Будучи облечены в Его праведность. Мы должны иметь праведность, чтобы мы могли предстать перед Богом. Мы должны иметь оправдание, и освящение, чтобы войти в Царство Небесное. И Христос сделал все, чтобы Его люди знали об этом. Каким образом? Через слово примирения, слово истины Евангелия. Мы скорее склонны, возможно, некоторые из нас, из-за страха перед мертвой буквой слишком мало почитать написанное слово; но это слово примирения. Это работа Духа -принести это Слово примирения, слово жизни и праведности, в совесть, и придать ему освящающую силу.
Закон никогда не делает грешника праведником. Никакие наши дела никогда не смогут стереть старые грехи, и они не сплетут одежду праведности, в которой можно предстать перед Богом. Но "в Нем, в праведности некогда распятого Искупителя,  грешник оправдывается и освящается "Духом Бога нашего". Как сказано: “Освяти их Твоею истиной; слово Твое есть истина”.Так что в этом опыте мы тринитарии.
Мы не больше могли бы обходиться без работы Святого Духа, чем мы могли бы обойтись без дела Господа Иисуса Христа. Вы можете иногда смотреть на учение о Троице как на холодную теорию, и греховно тяготиться этим; но пусть Святой Дух придет со Своим дивным светом и осветит эту истину, и явит вам Отца, избирающую любовь и принимающую благодать, и откроет вам завет Сына, Его Воплощение и совершенное исполнение Им Своих обязательств в Его драгоценной жизни, смерти и воскресении, и   заступничестве свыше, и тогда вы почувствуете в своем сердце тепло и утешение от Святого Духа.
“Почему, - скажете вы, - мне нравится тайна, которую я не понимаю?". Но ее суть находится в вашей душе. Это прочное богатство для вас, вы говорите: “это Бог, это Триединый Иегова, Который раскрывается через Воплощение Сына в Лице Эммануила, Которому мы поклоняемся и чтим Его. Этот Бог есть Бог наш на веки и веки, Он будет вести нас даже до смерти", пока мы не "облечемся в наш дом с небес".
“Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем". Наша убогая земная жизнь полна трудностей, невзгод, скорбей, искушений, изменений и смертей. Но Христос - это наша жизнь. Соединившись с Ним, мы никогда не можем умереть. Смерть, которая положит конец жизни, положит конец греху”,  ибо все, в ком жив Господь Иисус, имеют упование славы.
Имея Евангелие спасения, я все больше и больше чувствую свою никчемность и недостоинство. Мы должны умирать для себя, чтобы говорить о Христе. Но Господь помогает нам, и мы, будучи призваны проповедовать Евангелие, будем говорить о Боге и Христе. Нет спасения без Него, и нет радости без Него. Мы должны погибнуть без Него, но с Ним у нас есть все, все что мы можем, все, чего хотим, и все, что мы можем пожелать.
Если Бог есть Бог наш на веки и веки, и Он будет вести нас даже до смерти, зачем нам бояться бед и опасностей и врагов? Если Бог - наш Друг, и наш удел во всех поколениях, и в нашей жизни, тогда все будет хорошо. Пусть Он даст нам благодать, чтобы мы могли ходить в Его милости к нам, могли ходить перед Ним в мире и праведности. Искупленные Кровью Христа, омытые банею возрождения и обновленные Его Духом, мы обязаны Ему всем, чем мы являемся и что мы имеем, кроме греха. Мы это чувствуем и верим в это, и мы должны служить Богу  “в обновлении духа, а не по ветхой букве”.
Да простит Господь, если я что сказал не так. Я глубоко сознаю свою бедность, но и богатство Евангелия. Пусть Господь даст нам познать Свое Евангелие. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn