Нужны ли нам профессионалы?

Вп Бондарев
В последние годы наблюдается некоторое оживление в руководстве образования, направленное на реанимацию ранее ( примерно 20-25 лет назад) существовавшей системы, так называемой профориентации, ставящей цели укрепить за счет выпускников 9 и 11 классов, разваливающуюся кадровую политику страны.
Рабочие руки городских жителей крупных промышленных центров, москвичей, да и не только их,60-х, 70-х, 80, 90-х   - это были, в основном, руки, так называемых «лимитчиков». Людей, готовых работать в тяжелых условиях стройки, металлургических заводов, швейных фабрик, метрополитена и др. за обещание через 10-20 лет получить свое жилье в Москве. Это была основа рабочего класса Москвы, причем почти никто из этих людей не желал своим детям такого же профессионального пути, через который они прошли сами. Выпускники ПТУ 80-х годов прошлого века, например, старались любой ценой не пойти работать по полученной в ПТУ профессии. Но наступила перестройка, совпавшая по времени с приростом числа молодежи, чьи родители родились сразу после  ВОВ. Тогда, как известно, был пик рождаемости. Да и в это время постепенно стал нарастать процесс развала советской экономики, построенной на производстве неконкурентной продукции. Прошло еще несколько лет и бывшие токари и фрезеровщики стали челноками, часть  спилась и ушла в мир иной, а их место заняли мигранты, без которых сегодня просто немыслимо построение нашего счастливого капиталистического завтра. Система профессионального образования тут же попыталась перестроиться, выжить любой ценой. И бывшие строительные, швейные, металлообрабатывающие ПТУ стали колледжами, готовящие экономистов, программистов и т.д. Не от хорошей жизни, конечно.
Выпускники этих учебных заведений, впрочем, как и высших профессиональных заведений – почти сплошь «Университетов» также более, чем наполовину не хотят работать по полученной профессии. И летят отпущенные государством деньги на ветер. Ведь распределения нет. Все свободны в своем выборе. И это не так уж и плохо. Ведь полуобразованный врач или учитель, выпускаемый из наших «университетов», скорее больше вреда принесет, чем пользы.
И вот сегодня руководство  образования пытается «спрофориентировать» школьников на рабочие профессии, повторяя ту же модель ориентации на рабочие профессии, которая в советское время уже дискредитировала себя полностью. Опять призывы, экскурсии в колледжи (ПТУ) и т.д. Правда иногда есть благотворные попытки посадить за парту колледжа ученика 9-ого класса, не желающего учиться в общеобразовательной школе. Снова заманивания в колледжи обещаниями взять в Вуз, минуя ЕГЭ. Но этот механизм плохо работает и не сработает полностью никогда.
Почему?
Что же делать?
На мой взгляд, понять, в первую очередь, что в одну реку нельзя войти дважды, тем более что  попытки полусилового загона молодежи в ПТУ двадцати - тридцатилетней давности почти ничего не дали.
Тем более, что сегодняшние колледжи рабочие кадры почти не готовят.
Чтобы убедиться, что это так, достаточно заглянуть в справочник профессиональных учебных заведений.
Вообще пора отказаться от примитивного термина «профориентация», который даже в советское время часто путали, подразумевая «профтехориентацию». В наше более гуманное время, претендующее на гласность, демократию и свободу выбора пора перейти к понятию профессиональное самоопределение молодежи, появившееся 25 лет назад и постепенно почти ушедшее из педагогического обихода.
Но мало изменить термины и понятия.
 Пора разработать новую организационно – педагогическую модель этого довольно длительного процесса, включающего в себя не просто красивые слова на собраниях и в отчетах, а систему взаимодействия всех образовательных учреждений, органов, ведающих трудоустройством граждан, владеющих сегодняшней ситуацией на рынке труда и умеющих прогнозировать ее , хотя бы на 10 лет вперед. И, конечно, потребителей этого рынка труда – предпринимателей, бизнесменов, пришедших в свой бизнес не только с одной идеей: украсть и сбежать.
Координацию деятельности этих, как ранее называли, социальных партнеров, должны осуществлять властные структуры регионов, в лице специально созданных общественных учреждений – Центров социально – профессионального старта молодежи. Помощь им обязаны будут оказать существующие служб трудоустройства, службы занятости.
 Главной задачей такого Центра станет трудоустройство учащихся школ и профессиональных учебных заведений на работу, как профессиональную пробу, на предприятия и в различные организации региона. На временной основе, но на достаточно постоянной основе.
Например, школьник А., учащийся 9 класса хочет попробовать себя в профессии продавца. Центр по договору с магазином «Х» устраивает данного школьника на период каникул на работу. Такая схема может работать на период от 2-х недель до 2-х месяцев в течение года практически с каждым старшеклассником или студентом и каждым предприятием региона.
Таким образом, каждый старшеклассник получит право попробовать свои силы  непосредственно в трудовом коллективе тот или иной промежуток времени. Почувствует себя нужным новому для него трудовому коллективу. А возможно и не одному!
Придется, видимо, квотировать определенное число рабочих мест для школьников, вносить изменения в законодательство. Но, с моей точки зрения, специалиста более 30 лет, занимающегося данной проблемой , иного пути просто нет. Кстати, почему примерно такая система уже многие годы успешно работает в Японии, а не у нас?
Понимая все сложности организационного периода, хотелось бы подчеркнуть следующее: такой опыт работы старшеклассников в нашей стране уже был. Это период с конца 60-х годов прошлого века до совсем недавнего времени. Опыт деятельности так называемых УПК ( учебно - производственных комбинатов). Данные учреждения были упразднены, так как в их первоначальные задачи было заложены, на мой взгляд, невыполнимые цели – поступление на работу на данные предприятия почти всех бывших школьников и студентов тогдашних ПТУ, техникумов, прошедших практику на данных производствах. Никто не захотел оценить долговременную пользу от профессиональной пробы сил будущими инженерами, техниками и другими специалистами, а в тот момент еще школьниками. Руководителям предприятий нужны были рабочие кадры здесь и сейчас, а возиться с молодежью никто почти не хотел. Зачем? Ведь за дверями предприятий стояли «лимитчики», а теперь стоят «мигранты». И тех, и других воспитывать было не надо. Чуть что – пошел вон, другой ждет за воротами.
К чему этот прагматичный и негосударственный подход привел, мы видим. Скоро на заводах и полях будут работать одни китайцы и таджики. Они же постепенно и составят большинство населения нашей страны.
Чтобы уйти от этого поистине тупикового пути необходимо срочно вносить корректировки в учебные планы предпрофильных и профильных 9-11 классов всех общеобразовательных школ страны. Производственная практика старшеклассников снова должна стать обязательной для всех школьников. Хотя и на абсолютно иной основе. На принципах добровольности выбора с учетом индивидуальных особенностей личности и возможностей региона, потребностей в кадрах.
Учителям школ пора перестать пугать школьников рабочими профессиями, а  труд самих учителей пора прекратить оценивать по числу поступивших в Вузы. Тем более, что число мест в Вузах, да и самих Вузов сокращается, что давно пора было сделать. Лучше посмотреть, каких мы специалистов выпускаем. Где и кем они потом работают?
Да, теперь подлинных специалистов – педагогов – психологов нам понадобится много. И не только ученых, изрекающих прописные истины с умным видом. Толку пока не очень много видно. Пора идти в школы, профессиональные учебные заведения, на производство тем людям, которые своим примером могут зажечь сердца молодежи, приобщить, а не оттолкнуть их от производительного труда. Настоящим педагогам, наставникам.
О непрофессионализме наших кадров уже много написано. Много сказано.
Пора менять ситуацию. А то поздно будет!
Статья написана в 2013 году