Амурская сага Часть 4

Александр Ведров
ЧАСТЬ 4. НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ

         Спите, бойцы,
         Слава навеки вам,
         Нашу Отчизну,  край наш родимый      
  Не покорить врагам!
Из песни «На сопках Маньчжурии».


Жить бы народу в мире да согласии, трудиться, растить и наставлять детей на путь истинный, так нет же, надо  было правителям, первым смутьянам на земле, бередить покой и порядок, повсюду устраивать разбой и суматоху. Спокойные времена пошатнулись, когда в соседнем Китае в 1898 году вспыхнуло Боксерское восстание, и русская армия вместе с казачьими отрядами двинулась на его подавление.
Причины восстания  созрели не вдруг. Еще в 1840 году английская эскадра при поддержке американских и французских войск разгромила слабую китайскую армию, вынудив Цинскую империю открыть внутренний рынок европейским державам. Опиум, ядовитый английский «товар», хлынул в страну, что привело к деградации ее экономики и массовому вымиранию населения. Одна нация наживалась, другая надолго вычеркнута из списка  конкурентов. Каждому свое.

В условиях порабощения страны отряды цюань, проповедующие религиозные ритуалы в манере кулачного боя, подняли восстание за независимость, известное как Боксерское. Ихэтуани, составлявшие костяк восставших, были настроены на уничтожение христиан и православных без разбора, устроив им «Варфоломееву ночь в Пекине». Была атакована русская  КВЖД, а Благовещенск с китайской стороны подвержен артиллерийским обстрелам. В ответ началось массовое выдворение с русских территорий не только переселившихся, но и этнических китайцев, которых на Амуре было немало. Одни подрабатывали у местных крестьян по найму, а то нелегально высеивали мак для сбора опия и продажи в Китае. Часть китайцев ходила партиями за Амур, доставляя оттуда спирт, сладости и китайскую ткань. Их согнали в количестве до двух тысяч человек, или больше, для преодоления Амура вплавь, хотя немногие умели плавать. Амур стал братской могилой для неприкаянных китайцев.
1900 год. Амурский казачий полк ушел на подавление китайского  восстания, а многих селян мобилизовали в военный обоз для доставки продуктов и боеприпасов действующим войскам. Призвали к мобилизации и Давида  Карпенко, который на паре своих лошадей уехал в Китай, до самого Мукдена, где за несколько месяцев насмотрелся всякого.  У Степана забрали пароход вместе с командой под плавучий лазарет и для доставки раненых, которых во    

множестве привозили с кровавых Маньчжурских полей. Надо отдать должное военному ведомству, выполнявшему царский Указ о запрете мобилизации переселенцев в действующую армию, хотя лошадей забирали в строевые и казачьи войска.
Обозники знали все. На одноконных зарядных ящиках, патронных двуколках они разъезжались по театру военных действий, напитывались местными новостями, а на пунктах снабжения обменивались ими. Больше всего разговоры крутились вокруг кавалерийских бросков русского генерала с немецкой фамилией, которую и не запомнить, и не выговорить. Сказывали, что кони в его отряде были особые, какие-то сказочные, которые не скакали по дорогам, а летали над ними.

Павел Карлович Ренненкампф, уже в чине генерал-майора, за боевые отличия в китайском походе был награжден двумя георгиевскими крестами. В легендарном  рейде по Хинганским позициям его конные сотни за три недели отмахали четыреста километров, по пути громили ихэтуаней и покорили город Цицирин. Китайское войско  в семь тысяч бойцов, пораженное смелостью рейда, при сорока трех пушках сдало позиции без сопротивления. Падение Цицирина предрешило исход военной кампании. Впереди – город Гирин, промышленный центр Маньчжурии и последний крупный оплот восстания. Крепость была окружена стеной в две сажени и защитным рвом.

 Пока русское командование стягивало силы из девяти полков и шестидесяти четырех орудий для взятия Гирина, мастер конных атак с десятью сотнями бурей промчался по долине Сунгари, разбил пару гарнизонов, где оставил половину отряда для обеспечения тыла, и, преодолев за сутки сто тридцать километров (!), влетел в крепость, где его совсем не ждали. Натиск Ренненкампфа был настолько внезапным, что командующий Цзян-цзунь и его мандарины были пленены в своих жилищах, а гарнизон не сделал и одного выстрела. Вот это кони! Крылья казаку!

Вот прозвучали трубы –
Военная гроза,
И рвут уздечки губы,
Горят огнем глаза!

Летели эскадроны,
Рубились на скаку…
Стучат, стучат подковы
В дороге казаку.


Имя генерала кавалерии  было настолько грозным, что у маньчжур оставалась одна забота – успеть сдаться. До подхода основных сил положение победителей было крайне щепетильным – горстка казаков несколько дней охраняла многотысячный гарнизон!  А ну, как ихэтуани одумаются! За годы Русско-Японской и Первой мировой войн грудь генерал-лейтенанта Ренненкампфа украсили четырнадцать высших орденов России, Швеции и Австрии, что не помешало большевикам по личному приказу их видного деятеля Антонова-Овсеенко, предводителя штурма Зимнего дворца, в апреле 1918 года расстрелять  отставного генерала за отказ служить в Красной Армии. Что ему слава России? Заодно была расстреляна  дочь Павла Карловича. Ровно через двадцать лет, в год сталинского беззакония, тот деятель сам примет высшую меру  на безосновательном основании. От бумеранга нет спасенья.

Китайский конфликт принял международный характер. В августе 1900 года военный альянс  европейских стран  захватил Пекин, русские войска вошли в Маньчжурию,    очистив ее не только от повстанцев, но и от китайского населения. В сентябре был взят Мукден, тогда и сняли  с   Давида  Васильевича обязанности подвозчика снаряжения действующим частям. При аховом положении восставших императрица Цыси приняла сторону интервенции и подписала неравноправный для Китая Заключительный протокол. Восстание жестоко подавлено.

Россия, казалось бы, закрепилась на правом берегу Амура, создав на нем Квантунскую  область, что не устроило Японию и  привело к войне 1904-1905 годов.  Еще за десять лет до объявления войны Япония разместила в Англии заказ на строительство двадцати шести крупных боевых кораблей, которые  были введены в Цусимское сражение. В 1902 году был заключен англо-японский договор, имевший антирусскую направленность и превращающий Японию в таран против России. Успеновские дворы снова оказались под мобилизацией строевых коней. У Давида и Николая Карпенко забрали по доброму жеребцу под обещание замены на казенную нестроевую лошадь. Из большого стада Дмитрия Карпенко забрали пять скакунов. Война ощущалась  по всей губернии. Подорожали товары и продукты. Люди как-то подтянулись, стали сдержаннее и строже.

Поражение России в морском бою при Цусиме совсем не означало поражение в войне, ведь на суше Россия по существу еще и не воевала. Самым кровопролитным было сражение под Мукденом, в котором с каждой стороны принимали участие  четвертьмиллионные армии. Потери были большие, у русских восемь тысяч семьсот человек убитыми, у японцев вдвое больше. Общие потери японцев за кампанию составили до семидесяти тысяч человек. У русских вдвое меньше.
В феврале 1905 года 214-ый Мокшанский резервный полк оказался в окружении японских войск под Мукденом и вел тяжелейшие бои. Когда закончились боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр – вперед!». Оркестр пошел на вражеские позиции под боевой марш, а солдаты ринулись в штыковую атаку. Полк прорвал окружение, но потери были огромные. Погиб полковник Побыванец. От четырехтысячного состава полка в живых осталось семьсот прорвавшихся солдат и офицеров, из шестидесяти оркестрантов только семеро, в их числе капельмейстер Илья Шатров. В 1907 году он написал музыку к вальсу «На сопках Маньчжурии», которая обессмертила подвиг Мокшанского полка.

Русская армия отошла на подготовленные позиции в провинции Гирин и занялась подготовкой к наступлению, тогда как японцы, потрясенные огромными потерями, прекратили всякие военные действия. Слабая японская экономика не справлялась с напряжением военных лет, их людские и материальные ресурсы закончились, едва начавшись. Воевать было не кем и не чем.
 Страна восходящего солнца срочно запросила Америку выступить с инициативой о мирных переговорах с Россией, испытывавшей свои проблемы. Страну охватили  революционные потрясения, в которых  движущие силы Приамурья в полной мере заявили о себе. Благовещенск оказался одним из центров бунта на Востоке, где бурлили уличные страсти. Проявив солидарность с народом, казачий съезд отказался от выполнения полицейских обязанностей. Дальше – больше. Амурский казачий полк, присланный для подавления революционного движения, присоединился к бунтующему казачьему съезду.

Волнения перекинулись на предприятия области и охватили широкие слои населения. Первый крестьянский съезд высказался за изменение государственного строя. В Зее-Пристани сторонники нововведений перешли от слов к делу, обложив буржуазию дополнительным налогом. На Зейских приисках, предваряя события гражданской войны, произошли первые кровавые столкновения рабочих с казаками. 
***   
События Русско-Японской войны и революции 1905-1907 годов нанесли сильный удар по экономике. Наступило время крупных реформ, инициатором которых выступил Петр Столыпин, считавший, что причиной неустроенности деревни является общинное земледелие, когда крестьяне владели общинным наделом не на постоянной основе, а на правах аренды. Силу земли он видел не в помещичьем, а в частном владении. В 1906 году, будучи в должности премьер-министра, выдающийся российский реформатор добился освобождения крестьян от власти общины, и крестьяне были признаны полноправными гражданами и землевладельцами.

В условиях революционных событий Николай Второй принял решение о мире. Революционеры имели манеру наносить удар изнутри в самое напряженное и критическое для страны время. Россия была вынуждена отдать Японии южный Сахалин и вывести войска из Маньчжурии в пользу Китая. Позиции России на Дальнем Востоке и на Тихом океане были подорваны. Японская сторона, в нарушение подписанного договора, оставила недобитый военный контингент в Маньчжурии и под его прикрытием подвергла междуречье рек Сунгари и Уссури экспансии. Сто тысяч японцев мгновенно переселились с острова на большую землю, где было создано прояпонское государство. Неопределенность с государственностью Маньчжурии затянулась до подведения итогов Второй мировой войны, но перед ней была еще и Первая.
Накануне Первой мировой войны сельское хозяйство давало государству пятьдесят пять процентов дохода. В урожайном 1910 году вывоз российской пшеницы составил сорок процентов от мирового объема. По темпам роста промышленности Россия уверенно шла впереди всех. Экономика страны была многоукладной,  ведущие отрасли находились в государственной собственности, а в сельском хозяйстве частный сектор сочетался с кооперативным. При Николае Втором  налоги в России были самыми низкими в Европе. Золотой запас был вторым в мире. В стране действовали свыше ста вузов, русскую культуру относили к чудесам света. Россия входила в эпоху великого подъема.

Столыпинское переселение расширило рынок труда, из крестьян формировались купцы. Сибирский хлеб пошел в центральные районы, а сбор зерна в стране удвоился. Амурские крестьяне жили не хуже помещиков, применяли усовершенствованную технику, засевали большие площади и продавали много хлеба. Сибирь заняла одно из первых мест в мире по экспорту масла. Сибирское маслоделие давало казне золота больше, чем золотопромышленность. Улучшилось благосостояние населения. Живи - не хочу.
«Дайте государству двадцать лет покоя, и вы не узнаете нынешней России», - заявил П.А. Столыпин, но его деятельности на благо России  было отпущено всего-то пять лет.  По заказу антирусских сил, которым претила сильная Россия, премьер-министр в 1911 году был убит. Утрата оказалась невосполнимой, достойного преемника ему не нашлось. Такие личности рождаются раз в сто лет, стало быть, она могла появиться не ранее 2010 года.

Ленин признавал, что при успехе столыпинских реформ революция была бы невозможной. О том же писал Лев  Троцкий. Им, вождям, чем хуже для страны, тем лучше для революции. Положение в экономике усугубилось с началом Первой мировой войны. Топливный дефицит привел к провалам в работе железнодорожного транспорта и металлургии, выросли государственные займы. Массовые призывы в армию, реквизиция лошадей и скота ослабили крестьянские дворы.  Наступил продовольственный кризис, введена карточная система. Остановились многие заводы, зрело недовольство в армии и народе. Складывалась революционная ситуация.